Бизнес Республики Татарстан с драйвом
В прошлом сезоне наилучшую динамику показал промышленный сектор, что вполне традиционно для республики. Рекордный рост также демонстрировали компании финансового, строительного и IT-сектора.
По итогам делового сезона 2011/2012 «ДК» составил рейтинг «драйверов» — самых быстрорастущих компаний республики. Наш проект — это только начало, первый этап широкомасштабного изучения самых динамично растущих компаний Татарстана.
Выбирая компании-драйверы, мы старались уйти от промышленных гигантов и сосредоточиться на наиболее ярких примерах в ключевых отраслях. На тех компаниях, которые развиваются, опережая рынок, на тех бизнесменах, чьи решения задают новые правила игры в их сфере. Ведь что такое драйвер — предводитель, первооткрыватель, трендсеттер. И поэтому большинство компаний, которые вошли в список «ДК» — инноваторы в своей области.
Если в прошлые годы в Главном номере года мы смотрели на успехи самых крупных и влиятельных бизнесменов, то сегодня сфокусировались на тех, кто преуспел именно в динамике.
В результате в рейтинг «драйверов» года вошли компании, показавшие за год рост не менее чем 35%, с оборотом не менее 20 млн и не более 10 млрд руб. в год.
Условно в этом рейтинге можно выделить две группы компаний. Те, кого питают республиканские проекты и процессы, и те, кто в большей степени подвержен федеральным общерыночным тенденциям.
В итоговый список «драйверов» вошли 35 компаний, проранжированных по динамике прироста оборота.
В проект в качестве дополнения мы включили и так называемые альтернативные рэнкинги, в которых также представлены динамичные компании, но их деятельность оценивалась не по финансовым показателям, а по ключевым рыночным: объем проданного товара или привлеченных средств, количество клиентов и т. п.
Таким образом, всего в «драйверы» «ДК» вошли 48 татарстанских компаний, представляющих в основном промышленность, торговлю, IТ, финансовые услуги и строительство.
Хотя растущая динамика «драйверов» и связана напрямую с уникальными и эффективными бизнес-решениями, нельзя отрицать их связь с крупными промышленными холдингами. Так, например, из значимых проектов ВТБ в этом году — кредитование КамАЗа, а «БАРС Груп» заработал имя на информатизации госсектора. Компания «Грань» в 2011 г. выиграла госзаказ на строительство объектов инфраструктуры Набережных Челнов стоимостью 1,9 млрд руб. Туристическое агентство «Персона Грата» последние годы вплотную занимается организацией деловых конференций и спортивных мероприятий. По словам директора компании Рамиля Мифтахова, крупным заказом 2011 г. стала организация поездки татарстанской делегации на Универсиаду в Шэньчжэнь и соорганизаторство чемпионата мира по спортивным танцам в Казани.
Справедливости ради стоит сказать, что многие из тех гигантов, которые в список не вошли по причине больших оборотов, показывали отличную динамику в 2011 г. В Татарстане темпы роста промышленности составили за 2011 г. 105,7%. И по объему промышленного производства мы стабильно занимаем 5-е место среди регионов России.
Однако инновационная активность крупных предприятий, по оценке правительственных чиновников, остается невысокой. Министерство экономики рассчитало, что пока доля организаций, внедряющих технологические инновации, в республике не превышает 15%. И хотя этот показатель в Татарстане и выше среднероссийского уровня, но все же он значительно отстает от показателей не только развитых, но и некоторых развивающихся стран.
Основные инновации легче и быстрее внедряют компании с меньшими оборотами — именно они стали основой нашего рейтинга. Эти компании открывают абсолютно новые бизнес-направления, интегрируют новые IT-продукты, придумывают нестандартные способы мотивировать персонал.
Наиболее интересные истории достижения бизнес-успеха представлены в очерках проекта «Драйверы года».
35 самых динамичных компаний
Рейтинг «ДК» по динамике к 2010 г. в Республике Татарстан
1
|
ТД «КАМА»
|
+634%
|
2
|
«Грань»
|
+287%
|
3
|
«1С-Рарус Казань»
|
+247,3%
|
4
|
OCS
|
+205,6%
|
5
|
«ТРАК-ЦЕНТР Казань»
|
+192%
|
6
|
«Татстройинвест»
|
+189%
|
7
|
«Феам-Казань»
|
+144,2%
|
8
|
«Эфес-Трейд»
|
+130%
|
9
|
«БАРС Груп»
|
+128,5%
|
10
|
ТАТНЕФТЕПРОВОДСТРОЙ
|
+122,6%
|
11
|
НО «ГЖФ»
|
+122%
|
12
|
Трест Камдорстрой
|
+95,7%
|
13
|
«РБС»
|
+93,3%
|
14
|
Казанский жировой комбинат
|
+85,7%
|
15
|
«ТАТ-ПЛАН»
|
+80,3%
|
16
|
ТНП «ОЙЛ»
|
+79,3%
|
17
|
«Казаньцентрстрой»
|
+77,1%
|
18
|
«АК БАРС СНАБ»
|
+75,7%
|
19
|
«ТАНЕКО»
|
+73%
|
20
|
«Термоконтракт»
|
+72,8%
|
21
|
«Цюрих»
|
+66%
|
22
|
«Ингосстрах»
|
+65,2%
|
23
|
«Энерджи Консалтинг»/ «Татнефть»
|
+63,1%
|
24
|
«Военно-страховая компания»
|
+59%
|
25
|
«Байкал-Сервис Казань»
|
+54,3%
|
26
|
«Чулпан-Трейд»
|
+54,2%
|
27
|
МУП «Казметрострой»
|
+53,2%
|
28
|
Завод железобетонных изделий №2
|
+52,4%
|
29
|
ТД «Челны-хлеб»
|
+51,4%
|
30
|
«Национальная страховая группа»
|
+45,8%
|
31
|
«АБАК»
|
+45,1%
|
32
|
«ИнтелКом»
|
+42%
|
33
|
«Росгосстрах-Жизнь»
|
+41,7%
|
34
|
«Автотрейдинг-Казань»
|
+40,2%
|
35
|
ICL-КПО
|
+35,8%
|
Источник: «ДК»
КАМИЛЬ ЮСУПОВ
Управляющий Татарским филиалом Банка ВТБ
18 лет в бизнесе
Факторы роста
Вырастил кредитный портфель филиала ВТБ на 44,3%
Подписал соглашение о сотрудничестве с правительством РТ
Заключил кредитное соглашение на сумму 1,94 млрд руб. с ОАО «КАМАЗ»
Досье
Родился 11 октября 1971 г.
Образование:
Камский политехнический институт, специальность «инженер-электромеханик» (1994 г.), Казанский финансово-экономический институт, специальность «менеджмент» (1998 г.)
Карьера:
1994-1997 гг. — старший экономист филиала регионального акционерного Промстройбанка г. Набережные Челны.
1997-2000 гг. — начальник отдела ценных бумаг, начальник отдела валютных операций и ценных бумаг в набережночелнинском филиале акционерного коммерческого банка «Ак Барс».
2000-2004 гг. — управляющий дополнительного офиса ОАО «АИКБ «Татфондбанк».
2004-2006 гг. — председатель правления ОАО «АИКБ «Татфондбанк».
2006-2007 гг. — первый заместитель председателя правления ОАО «АИКБ» Татфондбанк».
2007-2010 гг. — руководитель ОАО «АИКБ «Татфондбанк».
2010-2011 гг. — заместитель управляющего банка «Татарстан» Сбербанка России.
С 22 августа 2011 г. — управляющий Татарского филиала банка ВТБ.
Укрепил позиции на татарстанском рынке
По словам управляющего Татарским филиалом Банка ВТБ Камиля Юсупова, доля ВТБ в общем объеме кредитования в Татарстане на начало 2012 г. превысила 3%. При этом за 2011 г. кредитный портфель филиала вырос на 44,3%, составив 15 млрд руб. Положительная динамика складывалась как по крупному (прирост на 29,6%), так и по среднему бизнесу (прирост на 137%).
По словам г‑на Юсупова, филиал ВТБ добился роста кредитного портфеля за счет более гибкого подхода к клиентам. Филиал стал применять индивидуальные тарифы и принимать решения более оперативно. Клиентская база Татарского филиала ВТБ на начало 2012 г. насчитывала порядка 1500 корпоративных клиентов, около 700 из которых относится к крупному и среднему бизнесу. Общий объем открытых филиалом в 2011 г. кредитных лимитов достиг 100 млрд руб.
В ноябре 2011 г. ВТБ существенно укрепил свои позиции в Татарстане, подписав соглашение с правительством РТ. Договор предусматривает участие банка в реализации инвестиционных и целевых региональных программ, промышленных проектов, а также внедрение современных банковских технологий и формирование рынка ценных бумаг республики. Ранее, в начале октября, ВТБ заключил кредитное соглашение на сумму 1,94 млрд руб. с ОАО «КАМАЗ». Средства направят на финансирование проекта «Организация производства автомобилей КАМАЗ экологического стандарта Евро-4», в рамках которого будет осуществляться модернизация основных средств предприятия.
Главная задача, поставленная перед филиалом ВТБ на 2012 г., — увеличение доли рынка.
«Мы хотим увеличить нашу долю кредитования на рынке Татарстана минимум до 5%», — озвучил планы Камиль Юсупов.
ЛЕОНИД АНИСИМОВ
Генеральный директор компании «Грань»
22 года в бизнесе
Факторы роста
вышел на рынок строительства крупных промышленных объектов
выиграл госзаказ на строительство в рамках комплексного инвестиционного плана Набережных Челнов
принял участие в застройке объектов культурного наследия — Свияжска и Болгара
Досье
Родился 3 февраля 1964 г.
Образование:
Казанский авиационный институт (1987 г.), Казанская государственная архитектурно-строительная академия, специальность «экономика и управление в строительстве» (2004 г.), Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Executive MBA, «стратегический менеджмент»
Карьера:
1989 г. — инженер-конструктор в филиале
№1 Московского вертолетного завода.
С 1990 г. — работает в строительной сфере, избран председателем ремонтно-строительного кооператива «Капитель».
1993-1996 гг. — директор по строительству фирмы «Тапракс».
1996-1998 гг. — коммерческий директор ООО «Оллевит».
С июля 1998 г. — генеральный директор строительной компании «Грань»
Выиграл масштабные госзаказы
С 2010 г. компания начала активно осваивать рынок строительства промышленных объектов. Один из наиболее весомых результатов — введенный в эксплуатацию завод по производству витаминно-минеральных смесей (премиксов) общей стоимостью свыше 500 млн руб. Инвестор — голландская компания «ДСМ Нутришнл Продуктс Рус». Этот российско-голландский проект «Грань» реализовала от стадии разработки концепции до запуска в промышленную эксплуатацию в рекордные сроки — 10 месяцев. В 2011 г. компания выиграла государственный заказ на строительство объектов инфраструктуры в рамках комплексного инвестиционного плана Набережных Челнов. Стоимость проекта — 1,9 млрд руб.
Кроме того, в Челнах в рамках федеральной целевой программы поддержки моногородов «Грань» приступила к строительству завода по производству искусственного сапфира. Планируемый объем инвестиций — 7,5 млрд руб. По словам Леонида Анисимова, главным направлением деятельности ООО «Грань» сейчас является реализация девелоперских и генподрядных строительных проектов.
Как девелопер, в 2012 г. компания должна достроить 1 очередь 16-этажного жилого дома по улице Мавлютова. Планируемый объем инвестиций в проект — около 1 млрд руб.
Еще один масштабный госзаказ, который «Грань» выполнила в 2011‑2012 гг., — строительство объектов в Болгаре. Компания возвела Памятный знак в честь принятия ислама и мечеть с комплексом зданий.
РУСЛАН ГИСМАТУЛЛИН
Генеральный директор ООО «Татстройинвест»
14 лет в бизнесе
Факторы роста
Сохранил положительную динамику с 2008 г.
Вернули в Казань жилье стандарт-класса
Реализует проект от проработки участков до продаж квартир
Досье
Родился 14 февраля 1973 г.
Образование:
1998 г. — КГАСА, строительный факультет, промышленное и гражданское строительство
Карьера:
1998-2003 гг. — работа на производственном объединении «Завод имени Серго»
(POZIS).
2003-2006 гг. — работа в системе ОАО «Татстрой».
2006 г. — возглавил ООО «Татстройинвест».
Сделал ставку на экономкласс
Квартал «Радужный», который компания возводит на окраине Казани, стал главным козырем компании в 2011 г. Проект обеспечил «Татстройинвесту» положительную динамику и вернул в столицу РТ жилье стандарт-класса — так местные застройщики сегодня предпочитают называть «эконом». В 2011 г. именно такой формат квартир для рынка первичного жилья в городе оказался нетипичным. Застройщики предпочитали возводить жилье, приближенное по ценам, скорее, к бизнес-классу.
«Мы проанализировали рынок и пришли к выводу, что именно такого жилья не хватает в Казани, — пояснил «ДК» Руслан Гисматуллин. — Два года назад предложения по бизнес-классу в городе достигли своего пика в городе. Большинство строителей в погоне за этим сегментом забыло про стандарт-класс. Нашей команде удалось спрогнозировать востребованность квартир именно стандарт-класса».
Особенно показательной оказалась осень 2011 г., когда цены на рынке вторичного жилья в городе стремительно ринулись вверх. Цены на квартиры в «Радужном» (под ключ, с чистовой отделкой) на этом фоне выглядели еще более привлекательно. «Татстройинвест» полностью замкнул все процессы на себе: он и оформляет земельные участки, и строит, и продает готовое жилье.
Созданная в 2003 г. как дочка республиканского треста «Татстрой», компания демонстрирует положительную динамику с 2008 г. Остаться в выигрыше в разгар кризиса помогли крупные федеральные заказы: сначала на строительство домов для военнослужащих, затем — для ветеранов ВОВ. «В конкурсе участвовали и другие. Видимо, мы смогли предложить наилучшее соотношение цены, качества и сроков строительства», — комментирует этот факт сам г‑н Гисматуллин.
Генеральный директор группы компаний «КАН АВТО»
6 лет в бизнесе
Факторы роста
Запустили собственные программы кредитования с «Татсоцбанком»
Вновь вошли в топ-10 дилеров GM по России по совокупности оценок
Досье
Родился 10 марта 1986 г.
Образование:
Казанский финансово-экономический
институт
Карьера:
С 2006 г. — возглавляет «КАН АВТО»
Объединил усилияс семейным банком
Покупка бизнес-империей Колесовых «Татсоцбанка» в 2010 г. уже в 2011 г. начала приносить свои плоды. По крайней мере, группа компаний «КАН АВТО», которую с 2006 г. возглавляет сын промышленника Николая Колесова Александр, уже успела воспользоваться преимуществами собственного банка. Холдинг, продающий автомобили концернов General Motors, DAEWOO и «АвтоВАЗ», запустил собственные программы кредитования на довольно привлекательных условиях.
Еще один из факторов, упрочивший позиции компании на рынке — клиентоориентированные программы и обучение персонала. Как пояснили «ДК» в «КАН АВТО», в компании 4 год действует программа CRM по работе с покупателями. Книга «Клиенты на всю жизнь» стала у менеджеров салона настольной. Компания держит в штате бизнес-тренера и регулярно привлекает к обучению персонала тренинговые агентства.
«КАН АВТО», кроме того, вновь подтвердил статус одного из ведущих дилеров GM как на российском (7 место в топ-10), так и на мировом рынке (топ-100). На позиции в рейтинге повлияла совокупность оценок: количество продаж, качество обслуживания, отзывы и другие.
Из внешних факторов можно отметить общий рост российского рынка: 2011 г. в этом плане оказался успешным для большинства дилеров, сумевших полностью оправиться от кризиса. Российский авторынок вырос в 2011 г. на 40%, вплотную приблизившись к докризисному уровню.
РАМИЛЬ ЛУТФУЛЛИН
Генеральный директор компании «Феам-Казань»
14 лет в бизнесе
Факторы роста
Сам производит холодильное оборудование
Вышел за пределы Казани
Стал поставщиком холодильного концерна ARNEG
Досье
Родился 19 мая 1976 г.
Образование:
1998 г. — окончил Казанский химико-технологический институт
Карьера:
2001 г. — основал компанию «Феам-Казань».
Вырос на старых заделах
2011 г. для «Феам-Казань» ознаменовался двумя событиями. Компания стала официальным поставщиком холодильного концерна ARNEG — одного из безусловных лидеров в производстве коммерческого холода на территории Европы и России. Плюс к этому предприятие продвинулось на рынке торгового оборудования, начав экспансию на юго-восток республики: «Феам-Казань» заключил контракт на оснащение строительных магазинов в Лениногорске.
Впрочем, главным образом на положительную динамику в 2011 г. повлияли не эти события, а заделы прошлых лет. Компания, работающая на рынке холодильного, торгового и технологического оборудования с 2001 г., производит собственную сборку холодильных установок любой сложности с 2004 г. Комплектующие для холодильных агрегатов подбираются тщательным образом — это ведущие мировые производители Bitzer, Copeland, Bock, Emerson, Danfoss. «Мы единственные на рынке Казани не просто реализуем и монтируем холодильное оборудование, но и производим его, — объясняет Рамиль Лутфуллин. — Это наше главное конкурентное преимущество объясняет, почему владельцы магазинов предпочитают обращаться именно к нам».
По словам г‑на Лутфуллина, компания в 2011 г. даже пошла на расширение штатов — из‑за того, что существенно вырос объем работы. В «Феам-Казань» не исключают, что увеличение заказов было связано с оживлением ритейлеров после кризиса. Впрочем, положительную динамику компания демонстрировала и в 2008‑2009 гг. «Кризис кризисом, а люди хотят есть постоянно. Поэтому наше холодильное оборудование было востребовано и тогда», — резюмирует глава «Феам-Казань».
Генеральный директор ГК «БАРС Груп»
13 лет в бизнесе
Факторы роста
Изменил подход к автоматизации бюджетной бухгалтерии
Открыл новое направление «БАРС-Образование»
Направил внутреннюю политику компании на воспитание лидеров
Досье
Родился 16 января 1975 г.
Образование:
Ижевский государственный технический университет (ИжГТУ), инженер по специальности «Системы автоматизированного проектирования» (1997 г.)
Карьера:
До 1999 г. — разработчик и архитектор программного обеспечения компании «БАРС Груп».
С 1999 г. — генеральный директор компании «БАРС Груп».
Создал новые направления и не экономил на маркетинге
«БАРС Груп» — многопрофильный вендор, заработавший имя на информатизации госсектора. Компания в 2005 г. подключилась к работе по «Электронному правительству», а в 2008 г. сделала ребрендинг и вышла на российский IT‑рынок с новыми программными продуктами.
Рост оборота на 128% в 2011 г. глава компании Тимур Ахмеров объяснял совокупностью факторов. «Сначала следует упомянуть маркетинг, — начал он. — Существует устойчивое мнение, что для работы в госсекторе он не нужен». Г‑н Ахмеров так не считает. «Практика показывает, что государство — это не абстракция, а прежде всего живые люди. Благодаря контакту с рынком, благодаря ежегодным инвестициям в маркетинг и рекламу, в 2011 году нам удалось более чем в два раза увеличить выручку за счет того, что сработали механизмы, запущенные еще в 2008 г. Мы проводили таргетированный маркетинг и стремились донести до потенциальных заказчиков преимущества наших продуктов. Маркетинговая машина не останавливалась даже в кризисном 2009 году. В итоге, как только государство оправилось от острой фазы кризиса, сделки, которые были отложены, активизировались и дали результат», — пояснил он.
Глава «БАРС Груп» отметил важность постоянной диверсификации бизнеса и открытия новых направлений. В 2010 г. компания открыла новое направление — «БАРС-Образование». «Буквально за год нам удалось добиться впечатляющих результатов, — рассказывает Тимур Ахмеров. — Если в год открытия это направление дало нам чисто символическую выручку, то в 2011 году она превысила $1 млн, а в 2012 г. мы планируем, что она перевалит за $3,5-4 млн». Причина успеха, по его словам, в том, что новые продукты легли на уже отлаженную sale-машину. «По такой же модели в 2011 г. мы практически с нуля создали новое направление по информатизации муниципального управления и сельского хозяйства и ожидаем, что оно принесет результаты в 2012 году».
Тимур Ахмеров признался, что иногда приходится не играть по правилам рынка, а создавать свои. «Хороший пример — рынок автоматизации финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных учреждений. Консервативный рынок, где все места заняты. Чтобы изменить ситуацию, мы изменили подход к автоматизации бюджетной бухгалтерии: стали предлагать не просто софт, который может работать через Интернет, а предложили рынку единое «облако», к которому могут подключаться учреждения в масштабах города или целого региона. Бухгалтеры становятся участниками социальной сети, где у каждого из них есть аватар и можно поставить лайк. Новые технологии задают новые правила, и надо уметь этим пользоваться», — рассказал Тимур Ахмеров.
Главный актив бизнеса для него — команда. «Я очень внимательно отношусь к ее формированию. Есть очень хорошее выражение: чтобы команда хорошо работала, не надо никого мотивировать, надо правильно подбирать людей, — отметил Тимур Ахмеров. — Именно поэтому наша внутренняя политика направлена на воспитание лидеров, за которыми пойдут люди и которые возьмут на себя ответственность за часть нашего общего бизнеса». Сегодня в «БАРС Груп» работают около 500 человек и 9 отраслевых бизнес-центров. «Но мы не превратились в бюрократического монстра, — подчеркнул Тимур Ахмеров. — Целый ряд полномочий делегирован директорам бизнес-центров. И даже у молодого специалиста есть все шансы вырасти до руководителя проекта. Примеров тому очень много».
Большая работа ведется в плане развития корпоративной культуры: часть нацелена на активный отдых команды, другая часть — на повышение квалификации. «По нашим стандартам, ежегодно 30% сотрудников «БАРС Груп» должны принять участие во внутренних тренингах, которые проводят наши ведущие специалисты. А 10% мы должны обеспечить дополнительное обучение по своей специальности в ведущих тренинговых центрах. Каждый год мы перевыполняем эти показатели», — сказал г‑н Ахмеров.
Говоря о финансовой мотивации, г‑н Ахмеров отметил, что его компания создала для сотрудников фонд микрокредитования. Кроме того, запускает опционную программу. Сегодня практически завершен процесс преобразования «БАРС Груп» в акционерное общество. «Через несколько лет сотрудники-участники опционной программы смогут купить акции «БАРС Груп» по сегодняшней стоимости, в то время как они уже будут стоить гораздо дороже», — заверил Тимур Ахмеров.
Генеральный директор компании «Таттелеком»
19 лет в бизнесе
Факторы роста
увеличил поступления от новых услуг до 1,9 млрд руб.
нарастили долю рынка по услугам Интернета на 4,6%, цифрового и IPTV — на 16%, аналогового ТВ — на 3,5%
увеличил долю на рынке ШПД за 2011 г. на 4%
Досье
Родился 14 мая 1955 г.
Образование:
1972-1975 гг. — Камышинское высшее военное строительно-командное училище по специальности «Военный строитель».
1992 г. — Международная академия менеджмента с присвоением квалификации «финансовый менеджмент».
1999 г. — Челябинский государственный университет по специальности «финансы и кредит».
2006-2008 гг. — Поволжская государственная академия телекоммуникаций и информатики по специальности «многоканальные телекоммуникационные системы».
Карьера:
1975-1991 гг. — служба в рядах вооруженных сил. Уволен в запас в звании полковника.
1993-1998 гг. — заместитель генерального директора ПО «Татмясопром», вице-президент холдинговой компании «Мясная промышленность Татарстана».
1998-2001 гг. — первый заместитель руководителя Государственного комитета РТ по управлению государственным имуществом.
2001-2006 гг. — первый заместитель министра земельных и имущественных отношений РТ.
С февраля 2006 г. — генеральный директор ОАО «Таттелеком».
Начал переход на «оптику»
В 2011 г. компания поставила перед собой амбициозную цель: в пятилетний срок стать первым в России полностью «оптическим» оператором, обеспечив подключение всех многоквартирных домов в городах и деревнях по оптоволоконному кабелю.
В том же году «Таттелеком» подключил по технологии «оптика до дома» более 350 тысяч домохозяйств в Казани, Нижнекамске, Набережных Челнах, Альметьевске, Зеленодольске и Елабуге. В 2012 г. республиканский оператор планирует обеспечить подключение по этой технологии еще более 300 тысяч домохозяйств в Казани, Набережных Челнах, Альметьевске, Бугульме, Лениногорске, Менделеевске и Камских Полянах.
Росту оборотов поспособствовал запуск новых услуг. В декабре 2011 г. компания запустила телевидение высокой четкости HDTV и начала внедрять технологию IP-TV, которая, помимо прочего, подразумевает возможность получения государственных электронных услуг через телевизор. Всего в финансовых поступлениях компании за 2011 г. доля новых услуг выросла на 25% — до 1,9 млрд руб. Выручку от местной телефонной связи потеснили широкополосный доступ в Интернет и продажа комплексных пакетов (например, Интернет