Эксперты Дискуссионного клуба «ДК»: российским топ-менеджерам нужны консультанты по ИТ
Российские компании не готовы к решению вопросов автоматизации, такой вывод сделали участники Дискуссионного клуба «ДК». Пока автоматизация и внедрение современного ПО - не конкурентное преимущество.
Разговор о необходимости обновления программного обеспечения в ходе Дискуссионного клуба с участием специалистов ИТ-сферы и пользователей ПО, вылился из темы, иниициированной компанией Microsoft в связи с ее прекращением поддержки версии XP операционной системы Windows. Пока можно констатировать, что стопроцентный переход обеспечили компании телекоммуникационного, ИТ-рынка, банки – то есть те, для кого информационные технологии – это «хлеб с маслом». Другие, несмотря на очевидные риски, делать этого не спешат. И ситуация в целом совпадает с тем, что происходит в целом в рамках автоматизации бизнес-процессов и производств. По словам участников Дискуссионного клуба, процесс очень нетороплив.
Часто нежелание переходить на новые версии программного обеспечения и операционных систем в компаниях связано с невозможностью быстро перестроить бизнес-процессы. Так финансовый директор ООО «АвтоДиспетчерский Центр» Чулпан САЛЕЕВА говорит об опасениях, что миграция вызовет неудобства и необходимость переустанавливать бухгалтерские программы, с которыми она работает, и покупать новые компьютеры. Эдуард КОВАЛЕНКО, директор по развитию бизнеса компании SoftLine в Республике Татарстан, Марий Эл и Удмуртии, подтвердил, что во многих случаях замена «железа» и перестройка бизнес-процессов действительно потребуется. И именно это, а не стоимость ПО, будет являться наиболее крупными затратами на миграцию.
Оправданы ли они – в каждой компании решение принимаются индивидуально, говорит Рамиль МИННИЗЯНОВ, глава представительства компании Elma, и часто это вопрос не денег, а восприятия потраченных денег затратами или инвестициями. Пока же расходы на IT в России очень малы.
«Я читал об интересном исследовании, согласно которому до кризиса все российские ритейлеры тратили на IТ меньше средств, чем на пластиковые пакеты. И в кризис эти затраты еще урезали, хотя они и так в общей структуре затрат составляли 1% в лучшем случае 2%. При этом за счет автоматизации и вложений в IТ как раз-таки можно было сэкономить гораздо больше», - говорит Владимир Еронин, директор макрорегиона Волга Microsoft в России.
При этом вопрос затрат предприятий на автоматизацию и модернизацию во время заседания Дискуссионного клуба больше не поднимался. Эксперты отмечали, что упорство медлительность компаний связаны не с желанием сэкономить.
«Проблема еще в том, что стоимость простоя специалиста у нас и на западе совершенно разная, и у нас ее не считают за затраты. В российских компаниях на миграцию уходит неделя. На западе же это непозволительная роскошь, ведь дорог каждый час работника», - говорит Игорь КАТЫКОВ, руководитель направления Workplace services GDC.
Марат Габидуллин говорит, что знает некоторые предприятия, где до сих пор используют MS DOS и с него перейти на что-то новое – это не просто установить новую программу.
«Многие компании упустили момент, и сейчас модернизация для них - большая головная боль. На рынке для них часто нет готовых решений».
Причина того, что ситуация доведена до такой критической точки, кроется в том, что в российских компаниях часто не осознают риски для текущей деятельности, а когда наступает критический момент - процесс перестройки проходит очень быстро.
«В работе Softline было пару кейсов, когда руководство компаний-клиентов не хотело переходить на «восьмерку», потому что считало, что у них есть качественный персонал, который поддерживает работающую систему на имеющемся оборудовании. Наступал «час Х», когда сотрудник увольнялся - и два дня простоя решали вопрос о покупке и нового ПО, и необходимого «железа». Только в конечном итоге приходилось платить намного больше, чем в случае, если бы процесс миграции прошел своевременно», - говорит Эдуард Коваленко.
От возможностей оптимизировать работу за счет операционных систем и ПО участники Дискуссионного клуба перешли к разговору об оптимизации всех бизнес-процессов, что происходит еще более медленными темпами.
«Мы отмечаем, что в России уровень автоматизации гораздо ниже, чем в тех же сферах за рубежом, и это сказывается на эффективности бизнеса в целом - говорит Владимир Еронин. - У нас есть исследование, согласно которому средний сотрудник банка заграницей работает в десять раз эффективнее, чем сотрудник в России просто за счет автоматизации рутинных процедур».
Российский бизнес – это клондайк для IT-компаний, говорит Рамиль Миннизянов, потому что, как правило, максимум автоматизации для бизнеса – это установка программы 1С. По мнению г-на Миннизянова, тормоз автоматизации – это не отсутствие денег, поскольку компании не внедряют даже простые бесплатные решения. При этом эксперты отмечают диссонанс: генеральные директора, каждый из которых умеет пользоваться и пользуется новейшими устройствами связи, не хочет внедрять новинки в своей компании. Бывают и обратные примеры, когда топ-менеджеры компаний хотят получать основные отчеты деятельности предприятия на свои мобильные устройства, рассказывает Эдуард Коваленко. Тогда привычки генеральных директоров влекут за собой положительные изменения во всей компании. Но позитивные примеры пока тоже в основном из IT-сферы.
«В практике нашей компании уже давно нет бумажного документооборота. Даже привычный электронный документооборот – это уже вчерашний день. Сегодня самым удобным средством контроля бизнес-процессов являются мобильные приложения, и их использование очень удобно для наших топ-менеджеров, которые очень часто находятся в командировках» – говорит Денис ГЕРАСИМЕНКО, заместитель технического директора компании «БАРС Груп».
Марат Габидуллин уверен, что применение новых технологий – вопрос целеполагания. Но другие участники Дискуссионного клуба уверены, что продвинутые гендиректора в меньшинстве.
«Мое наблюдение, что у наших заказчиков из десяти компаний руководители восьми не пользуются компьютером и никак не причастны к процессу автоматизации. Им распечатывают бумаги, электронный документооборот для них проходит в бумажном виде», - делится впечатлениями Владимир Еронин.
Участники смежных рынков соглашаются: проблема есть и приходится вести большую работу по популяризации технологий и внедрения нового ПО. Уровень информационной культуры и зрелости компаний пока невысок. По данным Microsoft 17% компаний даже не знают, что были взломаны. Понятия информационная безопасность попросту ничего не значит для бизнеса, говорит Лия САГАДЕЕВА, директор по корпоративному сектору «Дом.ru Бизнес» компании «Эр-телеком».
«Пользователи считают, что угроза информации – это ее взлом и кража и говорят: у меня нечего воровать! Но они не думают, что информацию могут также стереть, к сети могут подключиться и воровать трафик, - возмущается эксперт. - Проблема кажется эфемерной. Пароль меняют только тогда, когда тебе накрутили трафик на пару миллионов. И это не зависит – большая компания или маленькая». По словам участников дискуссии, компании не готовы себя защищать - у 30% пользователей пароль и логин от сети – admin – то, что стоял по умолчанию.
Компании начинают инвестировать в IT, когда сталкиваются с риском потерять бизнес, говорят эксперты, но топ-менеджерам часто просто трудно сориентироваться во всех рисках и возможностях рынка IT, отметили эксперты.
«На Западе компании давно доросли до наличия не просто IT-отдела, а целого цифрового департамента, в России же часто IT-директора, как ни парадоксально, являются стопорами решений по автоматизации компаний», - говорит Рамиль Миннизянов.
Российским генеральным директорам не хватает консультанта, который бы информировал об определенных тенденциях на рынке IТ, считает эксперт. Участники Дискуссионного клуба сошлись на мнении, что российскому бизнесу как воздуха не хватает поддержки со стороны IT-специалистов и информированности, особенно в то время, пока востребованность аутсорсинга крайне низкая.
Полная версия разговора - в журнале «Деловой квартал» от 9.12.13 №24 (146)