Подписаться
Курс ЦБ на 05.07
78,83
93,01

Историю города Казани пора воссоздавать

По этническому принципу наш город был настолько интернациональным, что его можно сравнить разве что с Нью-Йорком. Такая солянка, и это в какой‑то мере уникальное явление.

Если Казань утрачивает свою неповторимую архитектуру, то она теряет и часть своей истории. Казань — город разнообразный по своей этнической составляющей. Здесь всегда было намешано много всего, что можно намешать: разночинцы, интеллигенция, воры и бандиты, торговцы. По этническому принципу наш город был настолько интернациональным, что его можно сравнить разве что с Нью-Йорком. Такая солянка, и это в какой‑то мере уникальное явление.

Многообразие культур и разность социальных слоев казанцев накладывала отпечаток и на архитектуру. Если посмотреть на район площади Свободы, то там жила русская аристократия, на Баумана — купечество, со своей этникой оставалась татарская слобода, очень интересная часть — суконная слобода.

Эвакуация предприятий привнесла в Казань и субкультуру Санкт-Петербурга, Москвы, Воронежа, Калуги. Свою лепту в неповторимую среду города внес и оркестр Лундстрема, который жил в историческом центре. Личности такого мирового значения придавали городу особый дух. Таких людей было не так много, для их пересчета хватит пальцев двух рук. И сохранить о них память необходимо, вот места проживания оркестра Лундстрема почти ушли в небытие. Хорошо, что сумели бренд Василия Аксенова преподнести достойно. Думаю, что это один из самых серьезных вкладов нынешней администрации в историю Казани.

Должна ли вся эта казанская история сохраняться и находить отражение в будущем исторического центра Казани? Мне хотелось бы, чтобы ответ был утвердительный. Потому что все‑таки сохранение преемственности и привнесение облика нового века должно быть обязательно, но не на словах. Сегодня обсуждается так много решений, но при этом у нас настолько мало информации о будущей Казани, что многие архитекторы признаются, что просто не знают, не понимают, что и для чего в городе делается.

Начинается неразбериха еще на уровне регулирующих вопрос законов — есть противоречие между двумя федеральными законами: 185 закон о фонде реформирования ЖКХ предполагает снос аварийного жилья, и под это дело выделяют какое‑то количество денег из федерального бюджета. И в то же время есть закон о культурном наследии, по которому в принципе многие старые постройки сносить нельзя. Мы со своей стороны готовим законодательную инициативу с ликвидацией этого противоречия, с тем чтобы объект культурного наследия выселять, но не сносить.

Но есть и другой скользкий момент — министерства культуры и многие историки и архитекторы, работающие над сохранением объектов культурного наследия, говоря о ремонтно-восстановительных работах, не рассматривают как вариант реставрации снос и воссоздание.

Возможно, мои суждения вызовут очень резкую негативную реакцию у историков и сторонников сохранения наследия, но я считаю, что вариант «трогать нельзя» приведет к гибели многих памятников. Скажем, гостиница Казань и целый ряд других примеров. Я читал экспертные заключения по некоторым зданиям в начале 90-х годов о том, что ни в коем случае нельзя трогать их стены, потому что их лепнина уникальна. Что в результате? Ни лепнины, ни зданий — здания ликвидируются, и мы утрачиваем эти памятники уже навсегда. Решать вопрос реставрации нужно через какой‑то очень конструктивный подход — сохранение любой ценой. Не нужно отметать воссоздание в тех случаях, где отреставрировать уже невозможно.

Поверьте, любой город, любое государство создают про себя некие мифы. Мифы эти через какое‑то время воспринимаются как историческое наследие в подлинном понимании этого слова. Вот какой‑то компромисс для Казани с учетом использованных материалов и воссоздания этой недвижимости мне все‑таки кажется нужным.

И напоследок. Когда в 60‑е годы строился физический корпус университета, он был самой высокой точкой в городе. Если посмотреть на город с его верхнего этажа, создавалось впечатление, что Казань — довольно-таки зеленый город. Но за эти пятьдесят лет развитие города шло в основном за счет уничтожения зеленых насаждений.

Хочется надеяться, что зелень в город вернется, появится в новых проектах на берегах, вокруг Кремля.

Колонка написана по итогам выступления на бизнес-форуме «Будущее города: новый формат мегаполиса»

Самое читаемое
  • Дмитрий Каменщик пытается остановить национализацию ДомодедовоДмитрий Каменщик пытается остановить национализацию Домодедово
  • Уральские строители прогнозируют критическое снижение объема ввода жильяУральские строители прогнозируют критическое снижение объема ввода жилья
  • Уральский банк оштрафован на 300 тыс. руб. за давление на должниковУральский банк оштрафован на 300 тыс. руб. за давление на должников
  • Денис Паслер анонсировал строительство нового мусоросортировочного комплексаДенис Паслер анонсировал строительство нового мусоросортировочного комплекса
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.