Чем авиакатастрофа в Казани обернулась для отрасли
17 ноября 2014 года – годовщина авиакатастрофы самолета компании «Татарстан». Как трагедия в аэропорту Казани повлияла на судьбу перевозчика и авиационную отрасль в регионе и за его пределами?
Год назад в Казанском аэропорту разыгралась страшная трагедия: при заходе на посадку разбился пассажирский «Боинг-737». В результате погибли 50 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту.
Росавиация выдвигала несколько версий того, почему стандартный заход на второй круг при посадке закончился трагически. Согласно официальным данным, признаков неисправности техники следствие не обнаружило.
Страшное событие стало во многом знаковым для отрасли. По результатам происшествия Росавиация инициировала проверки центров подготовки пилотов и компании-перевозчика, а также ряда других российских компаний и упразднила свое региональное отделение.
После проверок ведомства были закрыты три учебных центра: «Центр деловой и любительской авиации «Колибри», ЗАО «Авиакомпания «Интертрансавиа» и ФГУП «Приволжский учебно-тренировочный центр». У первого из них не было необходимых договоров для обеспечения учебного процесса, у двух других - лицензий на осуществление образовательной деятельности.
Также Росавиация заподозрила в подделке документов пилотов компаний «ЮТэйр», «Россия», «Уральские авиалинии», «Таймыр», «Ямал», «Ак Барс Аэро», «Северный ветер», «Вологодское авиапредприятие» и «Псковавиа». В результате компании понесли существенные имиджевые риски и финансовые потери: перепуганные пассажиры просто отказывались летать и сдавали уже купленные билеты.
Что касается главного «виновника» - компании «Татарстан», которой принадлежал рухнувший самолет, - она так и не смогла оправиться после катастрофы и около месяца назад обанкротилась. Проверки деятельности компании после катастрофы привели к отзыву лицензии и сертификата эксплуатанта. Это увеличило и без того значительные долги компании. Еще до трагедии аэропорт «Казань» начал тяжбу с компанией из-за долга в 266 млн рублей. Вслед за этим компания получила иск от «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Самара» с требованием погасить топливную задолженность в размере 2,26 млн рублей. Еще одним ударом по бизнесу компании стал штраф размером в 100 тыс. рублей за задержку рейсов и целый ряд других исков.
После отзыва лицензии в декабре 2013 года авиакомпания «Татарстан» лишилась последних шансов выправить свое финансовое положение. В июне ткущего года компания сама обратилась в суд с просьбой признать себя банкротом. Однако в октябре представители перевозчика сообщили о намерении просить у кредиторов финансового оздоровления. Как бы то ни было, суд решил дело не в пользу «Татарстана» и компания официально обанкротилась.
Активы, оставшиеся после «Татарстана», и обслуживаемые компанией маршруты перешли под контроль «Ак Барс Аэро».
Кроме «Татарстана», сертификат эксплуатанта после проверок Росавиации был аннулирован у региональной авиакомпании «Тулпар». Авиакомпания с похожим названием – «Тулпар Эйр» - продолжает свою работу в регионе.
Справка
ООО «Авиакомпания «Тулпар». Создана в 1991 году. Вместе с «Тулпар Эйр», «Тулпар Интерьер Групп», «Тулпар Геликоптерс» и «Тулпар Техник» входит в группу компаний «Тулпар». Парк воздушных судов — 8 Як-42, из них летают 5. Генеральный директор — Сергей Трифонов. По данным СПАРК, компанией владеют Азат Хаким (50%), «Антонов Групп» (49%), «Волжско-Камское судоходное общество» (1%). Уставный капитал — 30 млн. 358 тыс. рублей.
ОАО «Авиакомпания «Татарстан» - российская авиакомпания, национальный авиаперевозчик Республики Татарстан. Штаб-квартира располагалась в Казани. Базовый аэропорт авиакомпании — Казань. Генеральным директором на момент отзыва сертификата являлся Аксан Гиниятуллин.