Казанские предприниматели предпочитают сервисные франшизы
эксперты Андрей ДЕПУТАТОВ заместитель генерального директора «Татинтер Ресторантс», франчайзи «Якитории» Ренат КУЖАХМЕТОВ директор ООО «БК Казань1», франчайзи Дом.ру Андрей МОРОЗОВ директор ООО «С
Андрей ДЕПУТАТОВ
заместитель генерального директора «Татинтер Ресторантс», франчайзи «Якитории»
Ренат КУЖАХМЕТОВ
директор ООО «БК Казань1», франчайзи Дом.ру
Андрей МОРОЗОВ
директор ООО «Софтсервис-Казань», франчайзи 1С
Азат МУРТАЗИН
ведущий консультант консалтинговой компании «FRANSH Стратегия роста»
Антон СЕЛЕЗНЕВ
коммерческий директор компании «Дом.ру»
Анжела ХАЛАЙДЖЯН
коммерческий директор ООО «Примекс-Казань», франчайзи клининговой компании «Primex»
Светлана ХАЛИУЛЛИНА
директор ООО «Муссон КЗН», франчайзи туроператора «Мир без границ»
Какие возможности есть у компаний-франчайзи, работающих в сервисе?
Какую цену платят франчайзи за возможность развиваться под чужим именем?
По результатам исследования рынка франчайзинга в России, проведенного компанией DELOSHOP, сегодня на российском рынке действует порядка 600 российских и зарубежных франчайзоров (для сравнения — в 2003 г. франшизу продавали не более 100 компаний). Большая часть франшиз — порядка 55% — продается в сфере торговли, причем безусловное лидерство принадлежит торговле одеждой. 15% рынка «держит» общепит и примерно столько же (18%) — сфера остального сервиса и услуг. Однако в Казани сложилась другая ситуация — количество торговых франшиз здесь исчисляется парой десятков, зато активно развивается их продажа в сфере услуг. По мнению аналитиков, этот процесс будет идти и дальше — до тех пор, пока местный рынок не насытится качественным сервисом.
Точной статистики, сколько именно брендов продали франшизу в Казань, — нет. Однако преобладание торговых франшиз над сервисными в Казани пока не так очевидно, как в целом по РФ. По информации, предоставленной компанией «Магазин готового бизнеса DELOSHOP», в числе торговых франчайзинговых проектов в городе присутствуют марки «Finn Flare», «Baon», «Garage», «Foottera», «Incanto», «Pietro Filipi» и «Courtney G». Кроме того, по франшизе здесь работают магазины «Mango», «Benetton», «Motivi», «Sisley», «Naf Naf», «Penny Blak» и «ХЦ». Компаний-франчайзи, работающих в сфере услуг, в Казани пока также немного — по франшизе работают туристические компании «Куда.ру», «TEZ-тур», WELL, клининговая компания «Primex», химчистки «Renzacci», центры «Планета Фитнес», фирма 1С, салон красоты «Персона», рестораны «Якитория», «Иль Патио», «Ростикс», «Елки-Палки», «Sabway» и «McDonalds», а также агентство недвижимости «Дом.ру», издания «Жизнь», «Ведомости» и «Банзай».
Азат МУРТАЗИН, ведущий консультант консалтинговой компании «FRANSH Стратегия роста», считает ситуацию классической для города-миллионника, расположенного рядом с Москвой, — здесь торговым франчайзинговым брендам выгоднее открываться самостоятельно: «Прибыль от торговли в магазинах собственной сети на порядок превышает прибыль от оптовых продаж партнеру-франчайзи . Если одежный магазин расположен на первой линии торгового центра (ТЦ), маржа франчайзора составляет 100-150%. Даже когда компания только заходит в регион, инвестируя в старт и раскрутку собственного предприятия, этот показатель не опускается ниже 50%. А на оптовых продажах компании-партнеру франчайзор не сможет заработать более 20%».
Не способствует развитию товарного франчайзинга и постоянный рост арендных ставок в крупных торговых центрах — инвестиции в открытие магазинов становятся неподъемными для потенциальных франчайзи. В успешных ТЦ арендная плата в среднем за год поднимается на 10%. Большинство популярных ТЦ ведут гибкую ценовую политику, однако ценовые преференции предоставляются только крупным арендаторам. К примеру, для «Рамстора», пока тот не покинул «МЕГУ», арендная плата составляла $60 тыс. за 10 тыс. кв. м ($6 за кв. м). Немногим больше платят «Спортмастер» и «Sefora». В то время как для небольших фирм, занимающих скромные площади, в зависимости от расположения арендная плата может составить и $500 за кв. м.
По данным экспертов, рынок переполнен некачественными торговыми франшизами, что тоже не способствует росту спроса в этом сегменте. Особенно это актуально для отечественных одежных брендов. По мнению г-на Муртазина, большинство отечественных франшиз одежной розницы придумываются прежде всего для заключения договора поставки товара от франчайзора в магазин франчайзи: «Таких франчайзоров волнует лишь участие партнеров в предварительных заказах на будущие коллекции и мерчендайзинг. Никакие развернутые инструкции и бизнес-технологии партнерским магазинам при таких отношениях не передаются. В итоге франчайзи работают неэффективно и впоследствии закрываются, а для потенциальных партнеров каждое закрытие франчайзингового предприятия — серьезный повод отказаться от покупки франшизы».
По мнению экспертов, для казанцев развивать франшизу в сфере услуг значительно выгоднее, чем в торговле. Те рынки, где сегодня работают казанские франчайзи, — ресторанный, клининговый, туристический, риэлторский, фитнес и др. — характеризуются экспертами как наиболее свободные и малоконкурентные.
Светлана ХАЛИУЛЛИНА, директор ООО «Муссон КЗН» (франчайзи туроператора «Мир без границ»): «Казанские туристические агентства работают практически со всеми из них, однако на слуху у туристов лишь пара-тройка имен, таких как, например, «Натали-тур» или «TEZ-тур». Зачастую, покупая тур, клиент ориентируется, в первую очередь, на известное имя, в то время как другие, не менее мощные, операторы могут выступать с более выгодными предложениями». По оценке г-жи Халиуллиной, из 200 казанских туристических агентств по франшизе работают не более 15%. Тем не менее, эксперт выразила уверенность в том, что эта цифра будет постоянно расти и уже через год достигнет порядка 40% — небольшим турфирмам гораздо проще привлечь новых клиентов громким именем, обновив тем самым собственную клиентскую базу. Однако эксперт не исключает, что в дальнейшем многие компании, купившие франшизу федерального туроператора, во избежание зависимости от франчайзора станут работать уже под собственным именем. И произойти это может довольно скоро — как показывает практика, создание клиентской базы занимает в среднем не более года.
В ситуации, когда рынок еще «не дорос», до сих пор находятся клининговые компании. Сейчас в Казани профессиональной уборкой занимаются порядка 30 фирм, но пока удел большинства из них — мелкие частные заказы. Поэтому покупка франшизы федеральной сети является для казанских бизнесменов возможностью заполучить крупных клиентов. Часть крупных компаний, таких, например, как «Ранову-Клининг», обслуживающую «Метро», привели за собой в Казань их же заказчики. Остальные, которым выпало осваивать рынок самостоятельно, с момента создания начали работать под «чужим» именем. «В условиях, когда тот или иной сервис является абсолютно новым для местного рынка, единственный способ выжить и развиться — это работа по франшизе, — уверена Анжела ХАЛАЙДЖЯН, финансовый директор ООО «Примекс-Казань» (франчайзи клининговой компании «Primex»). — Мы начинали работать в 2004 г. Примерно в это же время началось активное «заселение» Казани федеральными сетями. Многие из них, например, «Техносила», в Москве находятся на обслуживании «Primex». Поэтому, когда в Казани открылся первый магазин сети, естественно, они не выбирали себе клиниговую компанию».
До сих есть возможность роста и на рынке профильного программирования. Сегодня в Казани работает 27 фирм-франчайзи 1С. Тем не менее, конкурентной борьбы «клоны» между собой не ведут — слишком велик спрос на продукт и его дальнейшее обслуживание: кто-то снабжает им предприятия торговли, кто-то — производства, бюджетные организации и т.д.
Франшиза «Дом.ру», открывшаяся в Казани в марте, намерена «оттянуть» на себя 10% риэлторского рынка. Несмотря на то, что в городе уже работают порядка 100 агентств недвижимости и не менее 500 частных маклеров. Однако каждое агентство работает исключительно по своим наработкам, а публика настолько разнородна, что аналитики затрудняются назвать даже среднюю рентабельность риэлторского бизнеса в Казани.
Эксперты считают, что Казани, как и многим другим регионам, и сейчас не хватает недорогих ресторанов со средним чеком 700 руб., кафе, пивных и пабов, а также заведений национальной кухни, хотя рентабельность подобных заведений составляет порядка 17-20%. Первым рестораном подобного формата, открытым в городе по франшизе, была столичная сеть «Якитория», специализирующаяся на японской кухне. Компания «Веста-центр интернешнл», владеющая брендом, начала развивать свою франчайзинговую сеть в 1999 г., за 9 лет открыла по франшизе 54 ресторана. Андрей ДЕПУТАТОВ, заместитель генерального директора «Татинтер Ресторантс» (франчайзи «Якитории»), считает, что Казань, особенно спальные ее районы, сможет принять еще несколько десятков кафе и ресторанов, работающих в ценовом сегменте «Якитории». Как показывает практика, людей, которые могут себе позволить каждый день посещать такое кафе, достаточно много, о чем красноречиво свидетельствует полная загруженность заведений общепита в обеденный час пик, добавляет ресторатор. Г-н Депутатов полагает, что спрос на демократичные рестораны формата «Якитории» или «Иль Патио» сейчас удовлетворен не более чем наполовину.
Сервисные франшизы привлекают местные компании тем, что не требуют крупных инвестиций. Компании-франчайзоры заинтересованы в быстрой региональной экспансии, поэтому не делают цену «входного билета» слишком высокой. Так, «Мир без границ» для своих региональных партнеров устанавливает паушальный взнос в размере от 500 до 3000 евро, ежемесячное роялти — до 500 евро (инф.ред.). За эту скромную сумму туроператор присоединяет регионального франчайзи к собственному cаll-центру, тем самым значительно расширяются возможности поиска подходящего продукта. Во-вторых, информация о фирме-партнере выкладывается на собственный сайт туроператора. В-третьих, франчайзи «Мира без границ» получает в качестве поддержки бесплатную федеральную рекламу. Франшиза дает возможность «играть» маржой: большинство туроператоров выплачивают комиссионные уполномоченным турагентствам в среднем 8%, в то время как для франчайзи «Мира без границ» комиссия составляет 12-14% с проданного тура. Для франчайзи это означает возможность предоставлять клиенту ощутимую скидку без особого ущерба для собственной прибыли. В качестве ответной любезности туроператор требует от франчайзи за год открыть в Казани несколько точек продаж. В противном случае бренд «Мир без границ» может найти еще одного франчайзи в Казани.
Г-н Депутатов считает, что приобретение права на открытие недорогого, но уже раскрученного кафе или ресторана если и не обойдется дешевле, чем создание собственного имени, то уж точно заметно сократит срок окупаемости проекта: «Раскрученный бренд «Якитории» позволил нам окупить затраты на открытие и паушальный взнос ($250 тыс.), выйти на первую прибыль в два раза быстрее, чем показывали расчеты».
Самостоятельная разработка программных продуктов массового спроса тоже нерентабельна: «Если бы мы и хотели разработать некий аналог продуктам 1С, мы все равно не смогли бы ничего на нем заработать — слишком дорого обходится сама их разработка», — говорит Андрей МОРОЗОВ, директор ООО «Софтсервис-Казань» — франчайзи 1С. Единственное требование, которое должны соблюдать партнеры 1С, — обязательная сертификация местных специалистов в головной компании. Экзамен обходится франчайзи в сумму от 1500 до 4500 руб., при провале остается возможность одной бесплатной пересдачи. Чтобы без особых затрат повысить лояльность клиента к себе, франчайзор позволяет партнерам под маркой 1С продвигать собственные продукты. «Фирма оставляет возможность каждому клиенту адаптировать продукт под себя — компания распространяет конфигурации, образно выражаясь, «скелет» программы, предназначенные для решения типовых задач учета и планирования стандартной организации». При необходимости доработку скелета под бизнес клиента проводит компания-франчайзи. 1С не просто выдает сертификаты на совместимость местного продукта с собственными программами, но и дает возможность распространять его через всю партнерскую сеть 1С как решение, адаптированное для определенной отрасли», — говорит эксперт.
Важным преимуществом сервисных франшиз предприниматели считают то, что вместе с брендом получают пакет проверенных стандартов обслуживания, что составляет основу любой сервисной компании. Именно это, по мнению Антона СЕЛЕЗНЕВА, директора региональной сети компании-франчайзора «Дом.ру», уже сыграло решающую роль в скорости заключения первой сделки фирмы-партнера: «Ни одно вновь появляющееся агентство недвижимости не закроет первую сделку через 35 дней после открытия. Ни один «дикий» риэлтор в первый месяц работы не заключит 24 договора купли-продажи жилья». Ренат КУЖАХМЕТОВ, директор ООО «БК Казань1» (франчайзи «Дом.ру»): «Сегодня риэлторский рынок не может похвастать высоким уровнем сервиса. Каждый игрок работает по своим технологиям, использует собственные наработки, которые чаще всего оказываются далекими от идеала. Обратившись в риэлторское агентство, которое сейчас в сознании большинства представляет из себя небольшую комнатку с двумя старыми компьютерами, клиент проходит колоссальное испытание на прочность. Между тем, качественный сервис, экономия времени и нервов клиента — это основной аргумент в пользу поставщика любой услуги».
«Дом.ру» вместе с брендом продает жесткий франчайзинговый пакет, который включает в себя порядка 50 пунктов. От франчайзи, например, требуют, чтобы он открывался ровно в 9.00, чтобы летом в его офисе работал кондиционер, а нормативное напряжение в сети было не менее 10 кВт, чтобы офис-менеджер снимал телефонную трубку не позже, чем после третьего гудка. Если нарушения, мелкие, на первый взгляд, становятся систематическими, франчайзи может быть наказан штрафом или увеличением роялти .
Максимальная стандартизированность дает возможность для тиражирования. До конца года франчайзи планирует открыть в Казани еще порядка 5-6 офисов «Дом.ру».
Франчайзинг — способ организации и развития бизнеса, при котором одна компания (франчайзор) передает другой независимой компании или предпринимателю (франчайзи) право вести бизнес, используя имя и бизнес-систему франчайзора.
Франчайзор — компания или предприниматель, передающие право вести бизнес, используя имя и бизнес-систему.
Франчайзи — компания или предприниматель, выкупающие право выступать на рынке под именем франчайзора, используя его бизнес-систему. Оплачивает расходы на создание бизнеса самостоятельно.
Паушальный взнос — единовременный платеж за франшизу, уплачиваемый при ее приобретении/продлении. В товарном франчайзинге может быть заменен первоначальной закупкой товарного запаса.
Роялти — периодические платежи (фиксированные или зависящие от выручки) за право пользования франшизой, уплачиваемые в течение всего срока договора франчайзинга. В товарном франчайзинге могут быть заменены обязательными оптовыми закупками.