Подписаться
Деловой квартал / Новости / Корпорация «Рубин» или Футбольная тайна

Корпорация «Рубин» или Футбольная тайна

16:40   03.04.2012

Казанский «Рубин» прочно удерживается в тройке богатых футбольных клубов страны. «Рубин» добился значительных побед, но они достаются клубу слишком дорогой — именно в денежном эквиваленте — ценой.

Немецкие эксперты подсчитали: только за последние пять лет убытки казанского клуба на трансферном рынке составили 80,7 млн евро. Притом что «Рубин» все это время не только покупал, но и продавал игроков, его расходы на этом поприще оказались существенно больше доходов.

Явная диспропорция объяснялась политикой клуба: «Рубин» ориентировался на громкие победы, признание на российской и международной аренах. Ради этого клуб шел на покупку дорогих звезд, которые не всегда оправдывали вложенные в них средства. Кстати, помимо трансферной стоимости, у игроков есть еще индивидуальные контракты с клубом. Но информация об этих личных заработках еще более закрыта, чем сведения о бюджете.

 

Футбольная тайна

Экономика российских спортивных клубов дело темное, и «Рубин» в этом плане — яркий образец. Главной интригой на протяжении многих лет остается бюджет клуба. Топ-менеджмент «Рубина» охраняет данные об этом, как военную тайну, ссылаясь на нежелание владельцев клуба раскрывать карты.

Независимые эксперты порой расходятся в оценках бюджета клуба. Пожалуй, все согласны лишь с тем, что за последние 5 лет он существенно вырос. В 2007 г. называлась сумма в $30 млн, в 2010–2011 гг. — $120 млн–125 млн. В декабре президент клуба Дмитрий Самаренкин заявил, что бюджет «Рубина» останется прежним. Однако он не озвучил конкретных цифр. А в самом «Рубине» ранее называли цифру в $120 млн сильно преувеличенной. И дали понять, что в действительности бюджет не составляет и половины этой суммы. Но это максимум информации, который позволил себе клуб.

«О бюджете и деньгах — ни слова. Ведь я не какой‑то частник. Наши спонсоры категорически против обнародования каких‑либо цифр», — категорично заявлял в 2010 г. президент «Рубина» Александр Гусев. Тем не менее год назад «Рубин» приоткрыл завесу тайны о доходах — 24 мая 2011 г. пресс-служба футбольного клуба отчиталась о том, сколько денег удалось заработать клубу за прошлый год.

«ФК «Рубин» проводит большую работу по оптимизации расходов и выходу на максимально возможную самоокупаемость. В частности, в 2010 г. доходы от собственной деятельности составили $44 млн, в том числе более $17 млн принесло участие клуба в Лиге чемпионов УЕФА, $4 млн получено от реализации телевизионных прав в рамках Премьер-лиги, около $23 млн составили доходы от трансферных операций», — говорилось в сообщении, размещенном на официальном сайте «Рубина».

Тем не менее все независимые эксперты сходятся в одном: доходы «Рубина» меркнут в сравнении с расходами. Во всем сообщении, к слову, не было ни строчки о затратах ФК «Рубин» за тот же период. А они на одних только трансферах составили колоссальную сумму, подсчитал авторитетный немецкий ресурс transfermarkt.de.

Вывод независимых германских экспертов: во-первых, «Рубин» заработал на трансферных операциях несколько меньше заявленного — Ђ16,1 млн, во-вторых, клуб потратил на новых игроков беспрецедентную за всю историю «рубиновских» трансферов сумму — Ђ43,6 млн. А значит в целом по трансферам за 2010 г. ФК остался в большом минусе в Ђ27,4 млн. Тоже, кстати, рекордная цифра для команды.

Заработать на трансферах «Рубину» за всю историю покупок и продаж игроков удалось, согласно данным transfermarkt.de, только один-единственный раз. В 2006 г. «Рубин» потратил на новых игроков Ђ6,7 млн, а выручил Ђ7,4 млн, получив скромную прибыль в Ђ700 тыс. Все остальные годы при окончательном сведении дебета с кредитом получалось, что клуб гораздо больше тратил, чем зарабатывал.

Ставший президентом ФК в августе 2011 г. Дмитрий Самаренкин пока тоже не раскрывает тайну бюджета. При этом соглашается: в пятерку самых дорогих клубов страны «Рубин» действительно входит. Впрочем, независимые эксперты считают, что отношение клуба к деньгам при новом топ-менеджере может поменяться: неоправданно дорогие трансферы уйдут в прошлое.

«Президент клуба Дмитрий Самаренкин — в первую очередь предприниматель. Проанализировав доходы и расходы, он прекратит подобную практику», — считает экс-капитан «Рубина» Сергей Харламов.

 

Игрок упал в цене

По данным transfermarkt.de совокупная рыночная стоимость игроков «Рубина» на сегодня составляет Ђ96,7 млн. 15 из 26 игроков текущего состава — иностранцы. Самый дорогой игрок казанского клуба на сегодня — 25-летний итальянец Сальваторе Боккетти. Его рыночная стоимость — Ђ12 млн. Кристиан Ансалди и Роман Еременко стоят по Ђ10 млн.

Впрочем, рыночная стоимость игрока — вещь непостоянная. Например, стоимость входящего в четверку «рубиновых» звезд Карлоса Эдуардо успела измениться за последние два года несколько раз. «Рубин» приобрел Эдуардо на пике его рыночной стоимости, даже переплатив за него. На тот момент transfermarkt.de оценивал Эдуардо в Ђ17,5 млн. Немецкий «Хоффенхайм» уступил игрока «Рубину» за Ђ20 млн. С тех пор стоимость бразильца только снижалась.

12 сентября 2010 в дебютном матче за казанцев Эдуардо забил два мяча в ворота «Амкара». Но играть дальше помешала тяжелая травма ноги. В октябре 2011 г. игрок вновь приступил к тренировкам в основной группе, но уже в январе 2012 г. вновь почувствовал боль в колене. Потребовалась операция. Восстановление, согласно медицинским прогнозам, займет от 3 до 4 месяцев. Контракт Карлоса Эдуардо истекает 30 июня 2014 года. Игрок, оцениваемый сегодня в Ђ9 млн, уже заработал в среде российских болельщиков неофициальное прозвище «золотая коленка». И стал живым воплощением рисков, которые несут футбольные клубы, покупая звезд.

Салваторе Боккетти выглядит куда более выгодным приобретением «Рубина». Его купили у итальянского «Дженоа» в августе все того же 2010 г. Но и за него, судя по всему, казанский клуб переплатил. Рыночная стоимость игрока на тот момент составляла Ђ9 млн. Причем летом 2010 г. руководство «Дженоа» отказало в покупке защитника питерскому «Зениту», предложившему за Боккетти, по данным итальянской прессы, Ђ12 млн. Сумма сделки «Дженоа» с «Рубином» составила, по разным оценкам, от Ђ9,5 до Ђ15 млн. Сомнительно, что «Рубину» удалось договориться на меньшую сумму, чем предлагал «Зенит».

 

«Рубин» заработает на ТВ

Нынешнее руководство «Рубина» — это президент клуба Дмитрий Самаренкин и главный тренер Курбан Бердыев. Есть еще тренерский состав, директора, администраторы, служба безопасности, врачи, массажисты и переводчики, пресс-атташе — всего более 40 человек.

Инфраструктура клуба включает спортивную базу в Авиастроительном районе Казани общей площадью 4666 кв. м, собственный стадион вместимостью 10 тыс. человек и центр подготовки молодых футболистов.

Формально ФК «Рубин» был и остается муниципальным учреждением. Фактически владеет клубом республика, уверены независимые эксперты. Титульными спонсорами выступают входящие в крупнейший республиканский холдинг «ТАИФ» компании ОАО «ТАИФ-НК» и ОАО «ТГК-16», а также ОАО «Татэнерго» — структуры, по сути, подотчетные руководству РТ.

Кстати, назначение президентом клуба председателя совета директоров ОАО «Казанский жировой комбинат» Дмитрия Самаренкина можно расценивать как взятый республикой курс на коммерциализацию спорта. В 2011 г. сменились руководители трех татарстанских клубов. Причем во всех трех случаях у руля клубов вместо государственных мужей встали бизнесмены. Г‑н Самаренкин заменил Александра Гусева, экс‑главу республиканского УФСБ, ныне заместителя председателя Госсовета РТ.

При г‑не Гусеве «Рубин» два раза подряд выиграл чемпионат России и, кроме того, заявил о себе на международной арене. Чего не удалось экс-президенту клуба, так это превратить его в успешный коммерческий проект. Г‑н Самаренкин заявил, что займется как раз этим. В среднесрочной перспективе он намерен научить «Рубин» зарабатывать хотя бы 50% бюджета, который клуб сейчас тратит. Для этого новый президент хочет привлечь болельщиков на стадионы, повысить продажи атрибутики и начать всерьез зарабатывать на телетрансляциях. По его словам, договоренности о продвижении сигнала в России и за рубежом уже имеются.

 

Самоокупаемость не светит

На продажах билетов, атрибутики и телетрансляциях пытаются заработать во всем мире. Однако футбольный бизнес в России имеет свою специфику. Президент образцового в финансовом плане клуба ЦСКА Евгений Гинер сетует: права на трансляцию матчей стоят в России очень дешево — всего $40 млн против Ђ1 млрд, за который покупаются права на трансляцию английской Премьер-лиги. Тогда как телеправа российского чемпионата, уверен г‑н Гинер, можно оценить в $150-200 млн. Причем с бесплатных каналов трансляцию футбольных матчей нужно убрать, рассуждает президент ЦСКА, а тем, кто интересуется футболом, транслировать матчи по платному каналу за разумную плату.

Но даже при нынешних расценках на телетрансляции клубу г‑на Гинера удается зарабатывать на ТВ и реализации коммерческих прав в различных турнирах до 30% доходной части своего бюджета. Например, в запланированном бюджете ЦСКА на 2011 г. эта сумма составила $24,6 млн при общем доходе в $75,6 млн.

В «Краснодаре», созданном всего 4 года назад бизнесменом Сергеем Галицким, о таких суммах пока могут только мечтать. Основной доход в 2011 г., сообщили «ДК» в пресс-службе клуба, был получен от титульного спонсора — банка Номе credit. Продажи атрибутики и билетов приносят пока весьма скромные суммы.

Судя по всему, немногим больше, несмотря на более богатую историю, зарабатывает на билетах с атрибутикой и казанский клуб. Реализацией билетов до последнего времени вообще занимался Центральный стадион, а не клуб. Впрочем, с матча с «Локомотивом» билеты начал продавать сам «Рубин», сообщил «ДК» руководитель пресс-службы ФК «Рубин» Максим Лопухов.

Правда, пресс-атташе затруднился озвучить структуру расходов и доходов казанского клуба за 2011 г. При этом г‑н Лопухов заявил корреспонденту «ДК», что российские футбольные клубы нереально сделать самоокупаемыми.

«Минимально убыточными — можно, — считает руководитель пресс-службы. — «Зенит» пытается. У них наибольшие доходы от нефутбольной деятельности: мерчандайзинг, продажа атрибутики. Но в любом случае это составляет мизер от общих расходов. Те же доходы от телевизионных прав. Наши цифры никак не сопоставимы с цифрами, которые существуют на Западе. И даже в Турции. Да и на Западе не так много самоокупаемых клубов. Тот же «Реал» живет в долг. В Англии практически нет самоокупаемых клубов. Да, у них доходы от нефутбольной деятельности намного превышают наши. Они могут быть минимально убыточными, но говорить о полной самоокупаемости… Если потребовать, чтобы клубы на Западе рассчитались со всеми долгами, думаю, очень многие окажутся банкротами».

Еще одна статья доходов — выращивание собственных футболистов и выгодная их продажа. По некоторым признакам работа в этом направлении активизировалась. Руководителем программы развития молодежного футбола в клубе назначили Нияза Акбарова, с 2005 по 2012 гг. возглавлявшего центр подготовки футболистов «КамАЗ». Однако раскрыть тайну финансирования этого направления своей деятельности клуб также не готов.

«Могу только сказать, что сумма, выделяемая на содержание детского футбола, одна из самых высоких в России. Я не могу ее назвать — она будет озвучена, только если будет озвучен бюджет. Но пока мы не собираемся этого делать», — подытожил Максим Лопухов.

 

 

Генералы спортивной карьеры

Ведущие спортивные клубы рес­публики возглавляют крупнейшие предприниматели Татарстана. Хотя от этих своих инвестиций они ждут скорее побед, чем экономического эффекта.

 

Дмитрий Самаренкин,
председатель совета директоров ОАО «Казанский жировой комбинат»

Президент ФК «Рубин»

Я бы хотел, чтобы в среднесрочной перспективе клуб научился зарабатывать хотя бы 50% бюджета, который тратит. Нужно повысить заполняемость стадиона, обеспечить высокие продажи атрибутики, улучшить другие сопутствующие вещи. Санкт-Петербург болен футболом, болен «Зенитом». То же самое я мечтаю сделать в Казани».

 

Леонид Барышев,
генеральный директор ЗАО «Эссен Продакшн АГ»

Президент волейбольного клуба «Динамо-Казань»

Основные надежды связываем с Еврокубками. Думаю, попадем в плей-офф. Приятно осознавать, что команда делает успехи, которыми может гордиться руководство республики, приятно видеть на играх бренд «Махеевъ». Но у нас сухой спорт, а надо делать шоу. Нужно брать пример с Запада».

 

Шафагат Тахаутдинов,
генеральный директор ОАО «Татнефть»

Президент ХК «Ак Барс»

Начинать нужно с детских школ. Если мы создадим основу, а государство тут поможет и поддержит, то рано или поздно страна получит и качество, и отдачу в виде побед, медалей. Это же важное дело! Посмотрите, как люди переживают за своих, едва начинается Олимпиада! Да и общество будет здоровее. Да, не все мальчишки, которые пришли в школы заниматься спортом, станут потом профессиональными спортсменами. Зато они многое поймут, многому научатся. Спорт — хорошая школа, в том числе жизненная. Мы в нашей компании, в клубе пытаемся сделать так, чтобы все эти слова были подкреплены делами. Кое‑что уже получается.

Я отдаю себе отчет, что до «Ак Барса» доберется один, может, два паренька из той тысячи детей, которые начинают заниматься хоккеем в детских школах Татарстана. Посудите сами: генеральными директорами, как я, тоже не все становятся. Один я такой! А почему? Может, работал больше других, а где‑то просто немного повезло. Примерно так и в большом спорте».

 

Евгений Богачев,
председатель Национального банка Республики Татарстан

Президент БК «УНИКС»

Я работал директором, заместителем министра, министром. Руководство банком — иная сфера. А в клубе нужно сформировать бюджет, правильно им распорядиться, добиться того, чтобы клубная деятельность давала доход. Все время думаешь о том, как использовать «Баскет-холл», загородную базу в Васильево, чтобы их эксплуатация приносила деньги. Даже в выходные дни мозг в постоянном поиске решений хозяйственного плана. Как сделать то, как добиться этого. Все вместе — это большая организаторская работа, добавлю подбор кадров, вопросы селекции. А ошибаться нельзя».

 

Лутфулла Шафигуллин,
генеральный директор ОАО «Таттелеком»

Президент БК «Казаночка»

Для начала надо разобраться с финансовыми вопросами, чтобы девочки об этом не задумывались, а занимались только баскетболом и побеждали».

 

Ирек Богуславский,
председатель совета директоров ОАО «Нэфис Косметикс»

Сопредседатель оргкомитета XXXI чемпионата мира по хоккею c мячом

Мы сегодня побеждаем. Безусловно, мировой мэтр в этом виде спорте Владимир Владимирович Янко делает невозможное. Но всему же есть пределы. Согласен, что если не будет объективных условий, мы не сможем победить обстоятельства. Эту проблему нужно решать всем миром, нужно создавать для наших хоккеистов нормальную инфраструктуру».

 

 

Сергей Харламов: «Рубин» не научили Зарабатывать

Перед игроками поставлена задача побеждать, а какой ценой — неважно. Бюджеты команды растут, доходы скрываются. Экс-капитан казанского футбольного клуба объяснил корреспонденту «ДК», почему «Рубин» пока только тратит, но не зарабатывает.

 

Профессиональная спортивная карьера Сергея Харламова началась и закончилась в «Рубине». В 2004 г. капитан команды разошелся во взглядах с нынешним тренером «Рубина» Курбаном Бердыевым и вынужден был покинуть клуб. Он стал успешным предпринимателем и по-прежнему имеет отношение к спорту. Правда, видит себя в нем не игроком, а менеджером. Проект, который г‑н Харламов реализует совместно с мэрией, — Казанская академия футбола. Ее задача — отбор и подготовка перспективных игроков, в том числе и для «Рубина», из дворовых команд и учеников ДЮСШ.

 

У клуба нет задачи зарабатывать

«Я по своей натуре менеджер, который разбирается в футболе и знает, как заработать на нем деньги, — так характеризует себя сам Сергей Харламов. — Сегодня профессионалов, которые знали бы, как это делается, в России практически нет». Редким примером для подражания на оте­чественной арене экс-капитан «Рубина» считает ЦСКА.

Сергей, вы считаете ЦСКА образцом ведения футбольного бизнеса. Но президент клуба Евгений Гинер на вопрос, когда же клуб начнет приносить доход, ответил категорично: «Никогда».

— Если футбольный клуб работает в ноль, тратя в год 70 млн евро и столько же зарабатывая, это уже показатель. Но когда подобные суммы тратят на содержание команды и ничего при этом не зарабатывают, то это катастрофа.

Вы сейчас имеете в виду «Рубин»?

— «Рубин» не зарабатывает деньги. ЦСКА — зарабатывает.

В «Рубине» утверждают, что все‑таки зарабатывают. Около года назад клуб официально заявил, что доходы ФК от собственной деятельности за 2010 год составили $44 млн.

— Возможно. А расходы?

Вы, наверное, и без меня знаете: «Рубин» своих расходов не раскрывает.

— Ну вот (смеется — прим. авт.). Как можно бюджеты обсуждать, когда мы показываем доходную часть и не показываем расходную? Есть статистика немецкого агентства transfermarkt, которое как раз подсчитывает экономику клубов на трансферном рынке. Так вот, ЦСКА с 2008 по 2011 гг. заработал в общей сложности на трансферах 21,5 млн евро. «Рубин» ушел в минус на 80 млн евро.

Почему это происходит?

— Все очень просто объясняется. «Рубину» до последнего времени не ставили задачу зарабатывать деньги. Были задачи побеждать в чемпионате России, в кубке России, успешно играть на европейском уровне. А какими средствами это достигается, как бы неважно — если нет требований по этому поводу, то и упираться не имеет никакого смысла. Зная всю эту ситуацию, я прекрасно понимаю: нет задачи — нет решения. Винить в этом клуб я не собираюсь.

Может, уже настала пора подкорректировать ориентиры?

— Эти задачу могут поставить только акционеры клуба. Для болельщиков важно, чтобы «Рубин» выигрывал. Ведь он достойно выступает последние пять лет? Болельщики довольны. Руководство тоже довольно. То, что сделал Бердыев со своей командой, — об этом мечтать никто не мог! Два чемпионства, два бронзовых призера, 2:1 с «Барселоной» на ее поле — это то, что останется вписанным в историю клуба золотыми буквами.

Бердыев умеет находить недорогих игроков

Дорогие трансферы, считает Сергей Харламов, неоправданны, даже когда покупается очень хороший игрок. Никто не застрахован от травм, и тогда купленная втридорога футбольная звезда может превратиться в элементарную обузу.

Допустим, задачу зарабатывать все же поставят. Какие доходы должны превалировать? И какие расходы стоит уменьшить?

— Основная расходная часть — это трансферы, конечно. И соответственно, здесь образец для подражания — опять же ЦСКА. При покупках футболистов у них практически не бывает проколов. Они очень тщательно анализируют не только чисто технические данные игрока, но и психологическое состояние, умение в кратчайшие сроки влиться в коллектив. Не факт ведь, что звезда перейдет в «Рубин» и тут же заиграет. Адаптация для футболиста на новом месте — это тоже очень важно. Бердыеву прекрасно удается отыскивать недорогих футболистов, которые максимально раскрываются именно в ФК «Рубин», после чего их трансферная стоимость значительно повышается. Нужно использовать это умение и отказаться от дорогостоящих покупок, которые неэффективны.

И тогда у «Рубина» на трансферах получится даже зарабатывать?

— Именно. В мировом футболе трансферы — это до 30% доходной части футбольного клуба. При том условии, конечно, что этот процесс грамотно организован. Вторая важнейшая часть заработка всех мировых клубов — продажа абонементов. Это порядка 25-30% бюджета всего клуба. Причем подчеркиваю: акцент во всем мире делается на продажу именно абонементов, а не разовых билетов.

Третья составляющая — порядка 30% — это телетрансляции и титульные спонсоры. К сожалению, в российских условиях возможен хороший титульный спонсор, но невозможно заработать на телетрансляциях футбольных матчей чемпионата России.

А продажа атрибутики? Или она приносит копейки?

— Одних только футболок с фамилией и номером Рональдо «Реал», купивший игрока за 30 млн евро, продал на 21 млн евро! Повторюсь, пример, на кого ориентироваться, есть и у нас в стране — ЦСКА. Это целиком и полностью бизнес, который пытается сам себя содержать, окупать и ко всему прочему еще что‑то заработать.

Вы привели примеры из мировой практики. А приблизительную структуру доходов и расходов «Рубина», как человек, знакомый с «кухней», озвучить можете?

— Не могу. Но я прекрасно представляю, что расходы очень большие.

Тогда на чем еще, кроме трансферов, на ваш взгляд, теряет клуб?

— У «Рубина» нет своего стадиона, где он мог бы зарабатывать на инфраструктуре. Для большинства европейских клубов — это нонсенс. В большинстве случаев стадионы находятся в ведении клубов, которые размещают там рестораны для болельщиков, магазины футбольной атрибутики, музеи и т. д. Все работает в комплексе.

 

Футболисты должны сниматься в рекламе

Профессиональный спорт должен зарабатывать деньги сам, а не висеть на чужих плечах обузой, считает Сергей Харламов. Для этого нужно увести трансляцию футбольных матчей на платные телеканалы, а самих звезд «Рубина» почаще выводить «в народ».

Кстати, с этой весны «Рубин» наконец-то станет зарабатывать на матчах. Тогда как раньше вся выручка оставалась у Центрального стадиона Казани.

— Я всех подробностей, конечно, не знаю, но немного знаком с расходной частью Центрального стадиона. Мое предположение: доход, который администрация получала от продажи билетов, по сравнению с расходами на содержание самого стадиона, выглядит довольно скромно. Думаю, 20–25% в лучшем случае.

Может быть, неплохо удалось заработать на первых матчах Лиги чемпионов, когда первый раз «Барселона», «Интер» сюда приехали. Так что говорить, что Центральный стадион озолотился на билетах, на мой взгляд, неправильно. Как и верить в то, что «Рубин», получив контроль над продажами, значительно повысит рентабельность.

Вопрос нужно решать комплексно. Я уже сказал, на чем клуб может зарабатывать деньги. То, что «Рубин» сможет зарабатывать на билетах, хорошо. Они на правильном пути, если за это взялись. Путь в тысячу лье начинается с одного шага. Но нужны и другие шаги.

Какие, например?

— Есть элементарные вещи, которые лежат на поверхности и которые нужно использовать. Футболисты клуба — ходячие бренды. И если бы передо мной была поставлена задача зарабатывать, я бы максимально коммерциализировал каждого игрока. Элементарный пример: хоккеисты «Ак Барса» участвуют в рекламных роликах АЗС «Татнефть». Ничего не стоит футболистам, которым платят хорошие деньги, сняться в рекламном ролике компании «ТАИФ». Я взял самый примитивный пример. Зарабатывать можно на чем угодно. На подписях, на автографах. Элементарно: привез футболистов в супермаркет в выходные дни пообщаться с болельщиками — тут же и билеты продавай!

Поможет ли зарабатывать деньги новый футбольный стадион на 45 тысяч мест, который обещают сдать к Универсиаде?

— Возьмите статистику посещений на старом 25-тысячном стадионе. Думаете, если построить новый стадион, количество болельщиков резко возрастет? Если 10 тысяч болельщиков, которые пришли на матч со «Спартаком», смотрятся на трибунах старого стадиона относительно солидно, представьте, как они будут выглядеть на сорокапятитысячнике!

Повторюсь: во всех клубах, где футбол — это бизнес, ставка делается на абонементы. Основа: продать любителю футбола абонемент, который привяжет его к посещению матчей. Если у меня есть абонемент и я не могу пойти на матч, я отдам его сыну, брату, соседу, в конце концов. И таким образом формируется клуб. Цепочка болельщиков складывается.

А доходы с телетрансляций? Евгений Гинер недавно предложил показывать матчи только на специализированном футбольном канале, взимая с болельщиков, условно говоря, по 30 рублей в месяц.

— С Гинером, который успешно ведет футбольный бизнес, я согласен на 100%. Давайте попытаемся размышлять как болельщик. Если не будут показывать футбол по ТНВ, а я хочу тот или иной матч посмотреть, то я пойду на стадион, наверное. Или подключу себе спортивный канал. 30 рублей в месяц — совершенно необременительная сумма. Я однозначно за заработок денег профессиональным спортом. Он не должен висеть на чьих‑то плечах. Нужна максимальная коммерциализация.

А выращивать собственных звезд у «Рубина» получится?

— Для этого есть все предпосылки. Интернат «Рубина» возглавил очень амбициозный в хорошем смысле слова футбольный функционер Нияз Акбаров, ранее возглавлявший ДЮСШ в Набережных Челнах, которая очень успешно и эффективно работала.

Значит, и покупка «Рубином» игроков на пике их рыночной стоимости сойдет на нет?

— Думаю, да. Президент клуба Дмитрий Самаренкин — в первую очередь предприниматель. Проанализировав доходы и расходы, он прекратит подобную практику.

 

Сергей Харламов

Предприниматель, экс-капитан ФК «Рубин»

Родился: 22 июня 1973 г. в Казани

Образование: Московский государственный медико-стоматологический университет, имеет диплом врача-уролога.

Карьера:
1989–2004 гг. — играл в составе ФК «Рубин».
1999 г. — стал капитаном команды.

 

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.