Леонид Штейнберг, «Кама-Тракс»: В этом году нам удалось повлиять на весеннее ограничение
В начале июня в Общественной палате РФ проходит круглый стол, на котором обсуждались проблемы российских автоперевозок, в частности ограничение на въезд в город для большегрузов в дневное время.
В мероприятии принимали участие члены некоммерческого партнерства «Логистика и автоперевозки Татарстана», которые озвучили свои предложения по созданию условий для водителей, вынужденных проводить время на трассе в ожидании, пока им разрешать въехать в город. Попытки решить проблемы на федеральном уровне татарстанскими грузоперевозчиками предпринимаются неоднократно, есть первые успехи. О них «ДК» рассказал президент НП «ЛАТ», перевозчик с многолетним стажем Леонид Штейнберг, генеральный директор ООО «Транспортно-коммерческая фирма «Кама-Тракс».
- Леонид Данилович, скажите, какие вопросы вам приходится решать на федеральном уровне?
- Сначала хочу отметить, что большинство проблем мы стараемся решать на уровне республики — договариваемся и с Минтрансом, и с Управлением ГИБДД, и с Управлением Госавтонадзора по РТ. Но есть множество непонятных нам, перевозчикам, документов, которые создаются в Москве. Вся беда в том, на наш взгляд, что в Минтрансе РФ решения принимаются, но не обсуждаются прежде с профессионалами, игроками рынка. Поэтому регулирование рынка происходит не компетентно — что по тахографам, что по ГЛОНАСС, что по закрытию дорог.
- Какие инициативы федерального центра вас сегодня особенно тревожат?
- Те же документы об административных нарушениях. Мы обратили внимание наших депутатов, что нельзя меры административного взыскания делать такими непонятными — водители получают наказание неадекватное с содеянным. К сожалению, отсутствуют разумные правовые основания привлечения к административной ответственности водителей и руководителей. Не ясен вопрос с техническими средствами контроля, которые пытаются на основании федерального закона вводить... Мы смогли повлиять на этот вопрос и приостановить действие статьи Кодекса РФ о тахографах — ее должны были ввести с 1 апреля 2013 года, но перенесли на 1 апреля 2014 года на основании всех наших ходатайств. Прежде всего, мы настаиваем на том, чтобы с перевозчиками обсуждали все инициативы. Сегодня же мы во всем виноваты и всем обязаны. Но если разобраться: тахографы не производят, условий для создания режима труда водителей (инфраструктуры) нет. То есть всё решается наобум.
- Но к вам начинают прислушиваться?
- Начинают. Есть масса общественных формирований, недействующий общественный совет при Минтрансе РФ — со всеми ними нужно обсуждать любое постановление. Например, есть проблема. Лето. 32 градуса. Собираются закрывать дороги на день. Но у нас нет дорог, которые могли бы обеспечить безопасность движения в ночное время. Дорогие узкие, разбитые, не приспособленные, а мы их закрываем и будем ночью по ним ездить.
- Вообще удается влиять на вопрос закрытия дорог?
- В какой-то мере в этом году нам удалось повлиять на весеннее ограничение — федеральные трассы были открыты. Но обеспокоенность такая остается, уверенности у нас нет.
- Сейчас обсуждается предложение Минтранса России о взимании с большегрузов платы в счет возмещения вреда автомобильным дорогам. Какими будут последствия данного постановления, если его примут, для рынка грузоперевозок и потребителей услуг?
- К большому сожалению, подписано постановление. Расчет таков: автопоезд пробегает примерно 14000 км в месяц, за каждый километр он должен заплатить 3,5 рубля, получается 49000 рублей ежемесячно. Это очень большая сумма для автоперевозчика.
Все эти дела пытается внедрить Минтранс России. Ему бы спрашивать с дорожников за хорошие дороги, качество эксплуатации, а они с нас деньги берут. Если такое постановление примут, то увеличиться стоимость перевозок. 26-27 июня будет Съезд российского автотранспортного союза в Сочи, мы туда первый раз поедем, посмотрим, что там будем обсуждать. До этого там собирались в основном пассажирские перевозчики, впервые в этом году будут и грузоперевозчики.
- Как оцениваете инициативу обязать водителей большегрузов переобуваться в зимнюю резину?
- Пока резины такой нет, ее не производят. Это безграмотные хотелки отдельных людей. Надо дороги чистить. А то с нас деньги берут, а зимой за дорогами мало ухаживают, из-за этого у нас простои.
- Год назад глава Минтранса РТ Ленар Сафин выступил с инициативой ввести лицензирование грузоперевозок. Как сейчас обстоят дела с этим предложением?
- Я считаю, что надо ужесточить работу по объединению автоперевозчиков, и делать это надо через общественные формирования, а не через государство. Через ассоциации, которые имеют солидный опыт, знания, доверие. Сафин прав, но поручать это надо общественникам, допустим, нам. Выработать правила, позиции. Обратить серьезное внимание на работу логистических, экспедиционных центров, чтобы люди были застрахованы, имели гарантии. Потому что сейчас кто хочет попадает на рынок экспедиторов. А должны быть профессиональные структуры, которые являются членами российских, европейских союзов.
Это вопросы копеечные, сделать их можно в течение месяца, если перейти от разговоров к делам. Но пока только говорим.
- Год назад члены вашей ассоциации встречались с президентом, где вы предложили разработать программу, в рамках которой члены некоммерческого партнерства могли бы приобретать на условиях кредитования автотехнику производимую на территории республики. Удалось?
- Это вообще уникально, когда президент или губернатор встречается с перевозчиками. В стране больше нигде такого не было, к сожалению. Мы начали приобретать подвижной состав. Но есть много вопросов. У нас, к сожалению, не производят таких машин, на которых можно совершать длительные международные и междугородные перевозки — от Казани, допустим, до Владивостока. У нас хороший самосвальный парк, хорошие вездеходы, военная техника на базе Камаза. Но того, что пригодно для перевозок, пока нет. Но я думаю, что технология придет и по выпуску автомобилей для региональных перевозок.
- Были также подняты вопросы взаимодействия некоммерческого партнерства «Логистика и автоперевозки Татарстана» с банками - в части получения кредитов на приобретение техники...
- Договоренность о выдаче долгосрочных кредитов достигнута с «Автоградбанком» (Набережные Челны), «Сбербанком», «ВТБ». Стараемся. Много сложностей. Подвижной состав приобретается, но не в таком количестве, как раньше. Все ведь зависит от объема перевозок. В республике созданы условия, но мы работаем еще и с другими городами. Мы выигрываем тендеры, а потом оказывается, что есть проблемы. Техники достаточно. Вопрос в реализации продукции. Это часто зависит не от нас. Предприятия работают по долгосрочным программам, и мы стараемся под эти программы тоже подстроиться, не менять цены на перевозки, но то закрывают дороги, то налоги повышают. Всё это вместе создает трудности.
- Рустам Минниханов дал поручение профильным министерствам рассмотреть вопрос подготовки водителей для большегрузов в соответствии с требованиями рынка (Министерство образования и науки РТ, Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ). Как сегодня дела с кадрами?
- С кадрами плохо. Экспедитор - тяжелая профессия. Стараемся популяризировать эту профессию. Недавно в набережночелнинской школе показали технику, на которой сейчас работаем. 900 детей с таким удовольствием посмотрели машины, полазали, им было интересно. Стараемся ребят после армии привлекать. Но еще многое нужно сделать. Сейчас средний возраст водителей — 45 лет.
- В целом вы ощущаете поддержку со стороны властей Татарстана?
- Да. Но мы же работаем не только в Татарстане, мы возим грузы от Владивостока до Бреста и за границу, поэтому наша деятельность зависит в целом от политики страны. Например, есть проблемы с подвижным составом. Конкурентные машины выпускаются за границей. Но у того, чтобы купить их и привезти, есть много различных преград — таможенный налог, взнос, который увеличился после вступления России в ВТО, все это повлияло на стоимость машин.
- Кстати, что говорят перевозчики о вступлении России в ВТО?
- Пока нет ничего положительного. Но и отрицательного явно тоже нет. Конкурируем в этом плане с белорусами, которые приобретают машины по очень дешевым ценам.
- Решена ли сегодня проблема злоупотреблений на постах весового контроля в Татарстане?
- В настоящее время мы прорабатываем программу «Зеленый коридор». Подробно о ней пока говорить рано. Вкратце: машины смогут проходить весовой контроль с помощью датчиков, которые будут прикреплены к ним и указывать, что нет превышения нагрузки.
- Что сегодня представляет собой ваше партнерство?
- У нас увеличилось количество членов — сейчас их 650. Кто-то уходит, кто-то приходит — примерно 10% и там, и там. В целом, люди сегодня понимают, что в нашем бизнесе быть одному плохо. Нужна помощь на дорогах, взаимовыручка.
- Прежде в разговоре с грузоперевозчиками «ДК» узнал, что есть крупные транспортные компании, которые на наш рынок серьезно нацелились, чтобы его завоевать. Игроки говорят, что ситуация может развиваться по сценарию захвата татарстанского розничного рынка федеральными сетями. Сегодня в Казани практически не осталось местных сетевых магазинов. «Бахетле», несколько магазинов «Эдельвейс», и все. «Пятерочка», «Магнит», «Перекресток», «Карусель» завоевали рынок. То же самое ждет и грузоперевозки. Что вы намерены предпринять?
- Есть такая проблема. Они приходят, у них большое количество машин. Они приобретают сразу сотни большегрузов. Откуда у них такие деньги, мы не знаем. Сбивают цены, демпингуют. Стараемся конкурировать с ними лучшими условиями, ответственностью, четкостью работы, чтобы наши заказчики с нами сотрудничали.