Подписаться
Курс ЦБ на 05.07
78,83
93,01

Мнение: Марат Хуснуллин, заммэра Москвы

  Марат Хуснуллин пришел в столичное правительство осенью прошлого года. Вначале он возглавил департамент городского строительства, а вскоре, уже в ранге заместителя мэра Москвы, и весь градос

 
Марат Хуснуллин пришел в столичное правительство осенью прошлого года. Вначале он возглавил департамент городского строительства, а вскоре, уже в ранге заместителя мэра Москвы, и весь градостроительный комплекс. Времени для знакомства и с коллективом комплекса, и с задачами, которые он решает, прошло вполне достаточно, тем более что строительная тематика для Марата Хуснуллина не является новой - до переезда в столицу он возглавлял Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.

В беседе с корреспондентом «Московской перспективы» Марат Хуснуллин рассказал о том, кто предложил ему переехать в Москву, о своих взаимоотношениях с Владимиром Ресиным, о перспективных планах развития города, о мерах, которые предпринимаются для нормализации транспортной ситуации на столичных автомагистралях, и о снятии административных барьеров в строительстве.

- Кто и когда сделал Вам предложение возглавить департамент городского строительства Москвы?

- Приглашение поработать в Москве поступило от мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина. Я часто выступал на различных мероприятиях. В прошлом году докладывал премьер-министру Владимиру Владимировичу Путину о концепции развития жилищной политики в Приволжском регионе. А в конце года на открытии нефтеперерабатывающего завода в Татарстане - президенту России Дмитрию Анатольевичу Медведеву о концепции энергоэффективного города на реализованном примере в Набережных Челнах. Может быть, исходя из этого Сергей Семенович и пригласил меня. Сомнений никаких не было - посоветовался с родными, коллегами и решил ехать в Москву.



- Как Вы себя чувствуете на новом месте, успели уже познакомиться с коллективом стройкомплекса?

- В первый же день меня представили коллективу департамента городского строительства. Надо сказать, что коллектив оказался очень работоспособным, организованным, с хорошей дисциплиной. Уже на следующий день у меня был объезд строительных площадок - ведь лучше один раз увидеть. Сейчас я регулярно езжу в субботние объезды, чтобы иметь наглядное представление о текущем положении дел. Считаю, в нашей работе такие объезды жизненно необходимы: из кабинета стройкой руководить нельзя.

В целом я доволен, мне досталась нормальная команда, с которой можно работать. В дальнейшем планируем ее усилить под новые функции и задачи. Считаю, что на работу нужно брать тех, у кого за спиной есть удачно реализованные проекты. Например, в департамент градостроительной политики я пригласил Сергея Левкина, работу которого знал по строительству особых экономических зон. И она была успешной.





- Какие первоочередные задачи стоят перед Вами на новом посту?

- Прежде всего займемся снятием административных барьеров в строительстве, упрощением системы выпуска разрешительной документации, сокращением сроков согласования. К 2012 году надеемся сократить в два раза. Уже в ближайшее время мы начнем внедрять использование информационных технологий и переходить на электронный документо­оборот. Необходимо создать единое информационное поле для всех служб: департаментов, комитетов, которые работают в области градостроительной политики, чтобы не тратить время на общение с чиновниками. Именно поэтому услуги государства должны быть стандартизированными и предоставляться в электронном виде.

За счет использования информационных систем ускоряются процессы принятия решений, а значит, увеличивается скорость движения капитала, что положительно влияет на экономический результат в целом, то есть на эффективность расходования бюджетных средств, ведь правительство Москвы - крупнейший заказчик. Кроме того, создание единого информационного поля делает градостроительный процесс прозрачным, убирает коррупционную составляющую. Более того, это позволяет гражданам, простым жителям, активно участвовать в процессе и получать оперативную информацию. Благодаря такому взаимодействию, снижается конфликтность в строительстве. И наконец, просто экономится наше время и средства, а это важно.

Еще одна приоритетная задача: в 2011 году по плану предстоит построить 606 000 кв. метров жилья по горзаказу. Социальные градостроительные программы остаются прежними. В этом году построим 50 детских садов, еще 50 - в следующем.

Правительство Москвы увеличило бюджет горзаказа почти в два раза по сравнению с фактическим выполнением 2010 года. Существенно увеличены объемы строительства дорог и метро. Например, за 5 лет мы должны построить 75 километров линий метрополитена. Всего сейчас в работе у нас находится около 1500 объектов. Это дороги, тоннели, развязки, пешеходные переходы, больницы и другие объекты, строящиеся за счет средств городского бюджета.



- Расскажите о перспективных направлениях, по которым в ближайшее время будет развиваться город?

- Одним из самых серьезных вопросов я считаю подготовку федеральной целевой программы «Жилище», которую необходимо разрабатывать с учетом того, что жилая застройка Москвы переуплотнена. Необходимо взвешенно подойти к дальнейшему развитию программы жилищного строительства в столице. Исходя из новой, измененной транспортной схемы города мы будем определять объемы и места дальнейшего жилищного строительства. В некоторых районах плотность застройки, возможно, будет уменьшена.

Другой серьезный вопрос - сложнейшая транспортная ситуация в Москве.

- Думаете, ее удастся изменить кардинально?

- Мы понимаем, что сделать это непросто. Ведь современная Москва обеспечена дорожной сетью в два раза меньше, чем требуется. Поэтому - а эту работу мы выполняем совместно с департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры - на первом этапе ставим перед собой задачу найти механизмы, как минимум не ухудшающие транспортную обстановку в столице, а также обеспечить «беспробочное» передвижение для общественного транспорта, которым сегодня пользуется 80% населения.

Очень важно, чтобы люди имели возможность передвигаться из дома на работу и с работы домой без помех. Чтобы достичь поставленной цели, мы планируем создать выделенные полосы для общественного транспорта; где возможно, будем расширять дороги и строить заездные карманы.

Кроме того, перспективным направлением в облегчении транспортной ситуации в городе остается массовое строительство парковочных мест, в том числе перехватывающих парковок.



- Какие меры предпринимаете, чтобы сбалансировать пропускную способность Москвы и Московской области?

- Прежде всего, мы планируем привести в порядок «вылетные» магистрали. Чтобы скоординировать планы по решению транспортных проблем, строительству дорог и перехватывающих паркингов, а также по трудовым ресурсам и жилищному строительству, мы создали с Подмосковьем единый штаб, на котором все вопросы решаем совместно.



- Ваше видение программы по ликвидации в Москве ветхого и некомфортного жилого фонда?

- Сейчас эта программа анализируется. Но думаю, что в той или иной форме она будет продолжена - такая программа нужна москвичам.



- Как Вы собираетесь решать проблему долгостроев в столице?

- Сейчас решения по вопросу дальнейшей реализации инвестиционных контрактов принимаются градостроительно-земельной комиссией города Москвы, созданной в ноябре прошлого года. В составе комиссии сформирована рабочая группа по вопросам завершения исполнения инвестиционных контрактов (договоров), находящихся в различной стадии реализации - она рассматривает все случаи долгостроя. По каждому объекту будут приняты конкретные решения.

Мы ведем большую работу по пересмотру всех инвестиционных контрактов, а не только объектов долгостроя. В первую очередь изучаем, как проект влияет на транспортную доступность, обеспечение инженерией, социальными объектами. Планируем рассмотреть до 1 апреля наиболее горящие объекты, остальные - основную часть - до конца года. Сложные инвестконтракты займут больше времени. Не исключаю, что некоторые из них могут иметь судебные последствия. Чтобы не было остановки строительства, всем без исключения застройщикам продлили разрешения на строительство.



- В одном из выступлений Вы заявили, что намерены широко использовать типовые проекты. Как это будет происходить?

- В рамках разработки и реализации городской программы «Жилище» мы планируем более практично подойти к строительству жилья и социальных объектов - школ, детских садов и т. п. - по горзаказу. Использование типовых проектов позволит значительно сократить сроки как проектирования, поскольку существующий типовой проект будет нуждаться лишь в привязке на местности, так и прохождения экспертизы. Кроме того, это позволит четко выстроить процессы в обеспечении строительными материалами, применении тех или иных строительных технологий и создать определенную гарантию безопасности для граждан в части применяемых строительных и технологичных решений.

Я понимаю, что людей в этом вопросе больше всего беспокоит архитектурный облик и внешнее разнообразие объектов. Могу сказать, что типовые проекты - не значит одинаковые. Когда мы говорим «типовые», то речь, прежде всего, идет о конструктивных частях. А современное разнообразие отделочных материалов, возможность комбинировать детали конструкций, по-разному формировать объемы здания дает возможность строить дома с яркой индивидуальностью, красивые и запоминающиеся.



- Правительство Москвы сейчас активно сотрудничает с администрацией Московской области, по многим вопросам вырабатывается единая стратегия. Но еще при Лужкове была идея выкупать подмосковные земли для комплексной застройки. Насколько сейчас актуальны эти планы?

- Принятие таких решений - это скорее вынужденная мера, так как земельных ресурсов в городе остается все меньше. Однако, чтобы это стало реальностью, нужна всесторонняя и глубокая экономическая оценка: во что это обойдется городу, позволит ли полученный результат решить имеющиеся проблемы. Проработка комплекса мероприятий по освоению территорий Московского региона - это вопрос тесного сотрудничества с Московской областью и в части идеологии, и в части механизмов. Это и выстраивание единого транспортного и инженерного каркаса, и формирование городов-спутников, и создание сегмента загородного арендного жилья, и вывод промышленных зон, и организация рекреационного сектора, создание сфер приложения труда: производство, транспорт, логистика. Все это в комплексе должно вести к единой цели - повышению качества жизни москвичей и жителей Московской области.



- В начале января Сергей Собянин поручил Вам подготовить проект реконструкции участка дороги от Химок до аэропорта «Шереметьево». Удалось ли продвинуться в этом вопросе?

- На последнем заседании президиума правительства Российской Федерации был подписан протокол о распределении зон ответственности по Ленинградскому шоссе до аэропорта «Шереметьево». До 29-го километра Ленинградкой будет заниматься правительство Москвы, и весь имущественный комплекс будет находиться в его ведении. Минтранс даст финансовые ресурсы на строительство развязки на этой трассе. Московская область будет заниматься всей остальной дорогой до Шереметьева. Это один из примеров тесного сотрудничества Москвы и Московской области.



- Отличается ли работа в стройкомплексе Москвы от руководства Министерством строительства Республики Татарстан?

- Я по-прежнему бываю на планерках, объездах, как будто ничего и не изменилось. Проблемы одни и те же - разница только в масштабах. Ведь Москва имеет один из самых больших объемов строительства в мире. И работать здесь непросто. Но на своем прежнем месте работы в Татарстане мне довелось обрести полезный опыт строительства масштабных объектов: я возглавлял штаб строительства крупнейшего на территории России нефтеперерабатывающего завода, кроме того, за год мы спроектировали и построили 29 спортивных объектов к универсиаде. Ни за один объект мне сегодня не стыдно. Поэтому уверенно говорю: масштабов предстоящей работы не боюсь.

- Сегодня Казань является лидером страны по вводу жилья; скажите, пригодится ли опыт казанских строителей в Москве?

- В Москве мощный строительный комплекс, способный решать сложнейшие задачи. Повторяю, работать здесь непросто, и далеко не всякий к этому готов. Я не исключаю, что под какие-то проекты мы будем привлекать дополнительные ресурсы, возможно, иностранные или из других регионов России. Не обязательно из Казани. Я хорошо знаю многие российские регионы, их возможности. Не везде сохранился такой сильный строительный комплекс, как в Москве, но профессиональные строители в России есть. Если есть желание прийти на московский рынок - пожалуйста. Мы открыты для сотрудничества. Работы в Москве много.



- Как складываются Ваши взаимоотношения с Владимиром Ресиным, до недавнего времени возглавлявшим строительный комплекс? Как вы взаимодействуете?

- Мэр Москвы Сергей Собянин в конце января подписал распоряжение о распределении обязанностей между мэром Москвы, первым заместителем и заместителями мэра Москвы в правительстве Москвы. Тем самым он четко определил круг обязанностей всех своих заместителей, в том числе и первого заместителя Владимира Ресина.

Как первый заместитель мэра Москвы, Владимир Иосифович осуществляет функции по общей координации деятельности заместителей мэра, замещает его в периоды отсутствия и ведет ряд крупных градостроительных проектов, таких, как реконструкция Большого театра, развитие метростроения, строительство Московского международного делового центра «Москва-Сити» и другие. Я же, как заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства, занимаюсь градостроительным процессом в столице - от разработки и актуализации Генплана до контроля за реализацией конкретных объектов. Наши полномочия четко разграничены распоряжением мэра.

Что касается отношений, то я считаю, Владимир Иосифович - тот человек, у которого многому можно поучиться: чтобы управлять таким комплексом, надо быть очень талантливым. В Москве много профессиональных строителей, и то, что столице удалось их сохранить, - это достижение и во многом личная заслуга Владимира Иосифовича. Ведь большинство регионов потеряли свои строительные комплексы.



- Вы ведете живой журнал. Как давно и почему Вы начали это делать, о чем в основном пишите? С момента назначения на пост руководителя департамента Вы не сделали в свой блог ни одной записи. С чем это связано?

- Да, живой журнал - очень полезная вещь. С точки зрения обратной связи и получения оценки того, что делаешь. Там разные вещи пишут, порой и неприятные тоже. Я бы хотел публиковать в своем блоге вопросы, которые меня волнуют сегодня, предлагать их к обсуждению. Мне важно и общее видение этих вопросов, и конкретные примеры. Но я пока не уверен, хватит ли времени для того, чтобы сделать свой блог информационной площадкой, какой я хотел бы ее видеть. Сейчас, к сожалению, на это нет времени.

______________________________________________________________________________________________

Личное дело

Родился в 1966 году
В 1984–1986 гг. служил в армии
В 1990 г. окончил Казанский финансово-экономический институт по специальности «экономист», с 1987 г. работал сначала главным бухгалтером, а затем председателем строительного кооператива «Темп» (Казань)
1997 г. – гендиректор строительной торгово-промышленной фирмы «Ак барс»
2000 г. – заместитель гендиректора ГУП «ПЭО «Татэнерго»
2001 г.  – министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Татарстана
2010 г. – руководитель департамента городского строительства, а затем  заместитель мэра Москвы.

Источник: Московская перспектива
Самое читаемое
  • Дмитрий Каменщик пытается остановить национализацию ДомодедовоДмитрий Каменщик пытается остановить национализацию Домодедово
  • Уральские строители прогнозируют критическое снижение объема ввода жильяУральские строители прогнозируют критическое снижение объема ввода жилья
  • Уральский банк оштрафован на 300 тыс. руб. за давление на должниковУральский банк оштрафован на 300 тыс. руб. за давление на должников
  • Денис Паслер анонсировал строительство нового мусоросортировочного комплексаДенис Паслер анонсировал строительство нового мусоросортировочного комплекса
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.