Обзор: Юридические компании - 23.06.2008
эксперты Григорий Бусарев генеральный директор авторского агентства «Артпатентъ» Эдуард Зяббаров управляющий партнер юридического агентства «ЮНЭКС» Максим Котов коммерческий директор юридической
Григорий Бусарев
генеральный директор авторского агентства «Артпатентъ»
Эдуард Зяббаров
управляющий партнер юридического агентства «ЮНЭКС»
Максим Котов
коммерческий директор юридической компании «Pravis»
Джаудат Латыпов
учредитель «Казанского Юридического Центра»
Екатерина Пермякова
заместитель генерального директора авторского агентства «Артпатентъ»
Азат Хисамов
директор юридической фирмы «ЮрИнфо»
Эксперты затруднились дать количественную оценку местного рынка.Азат ХИСАМОВ, директор юридической фирмы «ЮрИнфо»: «Состав участников весьма подвижен, ежемесячная выручка крупных компаний может колебаться в пределах 30%. Так что точные цифры назвать сложно».
Однако эксперты единодушны во мнении — сама структура спроса на протяжении нескольких лет остается неизменной: чаще всего к юристам обращаются по вопросам представительства в суде, налогового, гражданского и корпоративного права.
Годовые обороты средних и крупных юридических фирм достигают 30 млн руб. Долю участия в рынке мелких игроков сложно оценить в силу их подвижности. Единой тарифной политики нет — вознаграждение юристов строится по принципу пакетного обслуживания, на стоимости конкретной услуги или на цене «человекодня». По разным оценкам, рентабельность юридического бизнеса колеблется от 25 до 50%.
По мнениюЭдуарда ЗЯББАРОВА, управляющего партнера юридического агентства «ЮНЭКС», фирм, специализирующихся на технической поддержке, т.е. на регистрации и ликвидации юрлиц, составлении типовых договоров и т.д., на местном рынке около сотни. «Здесь рынок можно считать насыщенным. Но предложение на квалифицированные услуги — представление интересов компаний в Арбитражном суде и судах общей юрисдикции, сопровождение сделок и т.д. — пока не покрывает спрос. Фирм, качественно оказывающих эти услуги, в Казани не более десяти, причем все они — местные игроки», — отмечает эксперт.
Юристы говорят, что низкий порог вхождения приводит к появлению «случайных» игроков.Максим КОТОВ, коммерческий директор компании «Pravis»: «Закон не предъявляет к участникам каких-либо четких, единых требований, единственный фактор, влияющий на качество услуг, — внутренний контроль в юридической фирме».
Одна из особенностей юридического рынка — узкая специализация компаний. По мнениюЕкатерины ПЕРМЯКОВОЙ, заместителя генерального директора агентства «Артпатентъ», рынок строится вокруг специалистов: «Крупные фирмы организовали люди, «продвинутые» в какой-либо из областей. Вопросами, которые выходят за рамки компетенции, они уже не занимаются. Некоторые компании в последующем расширяют линейку, но простые услуги они, как правило, уже не оказывают». Специализацию компаний аналитики объясняют тем, что правового сопровождения требует любая отрасль, и чем больше правоотношений и чем они сложнее, тем уже круг вопросов, которыми занимаются юристы.
Доля вознаграждения специалистов составляет около 50% расходов юридических фирм. «Вузы «штампуют» юристов сотнями, но отрасль испытывает колоссальный кадровый голод — квалифицированных специалистов очень мало. Это привело к росту зарплат грамотных юристов на 30-35% в год, хотя на других рынках он не превышает 15-20%», — отметилДжаудат ЛАТЫПОВ, учредитель ООО «Казанский Юридический Центр».
По оценке экспертов, спрос со стороны корпоративных клиентов ежегодно растет на 15-20%. В портфеле юридических компаний доля выручки, которую приносят такие клиенты, составляет от 60 до 100%. Чаще всего услугами юристов пользуются предприятия промышленности, торговли и строительства, а также инвестиционные и финансовые компании.
Специализация фирм и глубокое знание различных отраслей права является первопричиной передачи компаниями правового сопровождения на аутсорсинг юридическим фирмам. Правовое сопровождение отдают на аутсорсинг даже крупные предприятия — у фирмы, накопившей богатый опыт, к примеру, в финансово-административных отношениях с государством, гораздо больше шансов выиграть дело. В итоге выгода, полученная клиентом в результате выигранного иска, на порядок больше гонораров, выплаченных юридической компании. Эдуард Зяббаров: «Даже ведущие региональные компании, например, нефтехимические производства, не имеют серьезной юридической практики, в частности, в налоговых спорах». Екатерина Пермякова приводит в пример своих крупных клиентов: «Юридические службы у компаний достаточно сильные, однако даже они не знают досконально практики правоприменения закона об авторском праве».
О том, что более глубокое знание того или иного права является определяющим фактором при передаче юруслуг на аутсорсинг, говорит и тот факт, что сами юридические фирмы зачастую переадресовывают задачи своим коллегам из других компаний. Иллюстрируя тенденцию, г-н Латыпов говорит, что если у клиента возникает вопрос, связанный с авторским правом, он направляет его в агентство «Артпатентъ», которое специализируется на защите интеллектуальной собственности.
Делая ставку на корпоративных клиентов, многие юридические фирмы не привлекают «частников». Есть игроки, которые вообще не занимаются обслуживанием физлиц. Статистика же некоторых компаний, свидетельствующая о значительной доли «частников», может не отражать реального положения вещей — во многих фирмах любые услуги, оплачиваемые наличными деньгами, считаются услугами, предоставленными физлицам.
Эксперты полагают: число физлиц в клиентской базе юридических компаний будет расти заметно медленнее корпоративного сектора. Так, г-н Котов спрогнозировал к концу года увеличение доли частных клиентов в портфеле фирмы лишь на 10% — с 25% в 2006 г. до 35%. «Около половины обращений — это консультации по семейному праву, разделу имущества, оформлению и вступлению в наследство, продаже, сдаче в аренду жилья. Остальное — защита интересов клиента в суде». Эксперты отмечают и возросший интерес к оформлению недвижимости и другого имущества, имеющего высокую рыночную стоимость до регистрации брака. «Люди хотят обезопасить себя от семейных имущественных споров, — комментирует Азат Хисамов. — Психологически к этому готовы не все, но я уже склонен рассматривать это как развитие института брачного контракта. Достаточно много клиентов приходят за помощью в составлении договоров долевого участия в строительстве, растет количество обращений по потребительским и ипотечным кредитам».
Участники рынка предполагают, что в ближайшие 2-3 года число компаний, отдающих юридическое обслуживание на аутсорсинг, будет расти. По мнению экспертов, заметную динамику покажет интеллектуальное право. «Одним из главных направлений реализации государственной политики станет развитие наукоемких производств и инноваций в различных сферах хозяйственной деятельности, — считаетГригорий БУСАРЕВ, генеральный директор агентства «Артпатентъ». — Все, что касается новшеств и изобретений, является полем для работы юристов, специализирующихся на защите интеллектуальной собственности».
В целом же наиболее востребованными останутся услуги, и сегодня составляющие основу портфеля юрфирм, но будут усложняться сами правоотношения. «Для большинства договор аренды — это типовой документ на двух страницах, — рассказывает г-н Латыпов. — Но когда в Казань пришла «МЕГА», местные юристы узнали, что такое арендный договор на 80 страниц. И уже арендаторам понадобилось квалифицированное правовое сопровождение». Другой пример, приведенный экспертом, касается трудового права. Фирма оказывала содействие в составлении контракта приглашенному из Германии заместителю директора одного из нижегородских предприятий. Топ-менеджер потребовал прописать в договоре такие детали, как маршрут отпуска и класс авиаперелета.
С усложнением услуг растет их стоимость и увеличиваются гонорары юристов, причем рост зарплат обгоняет динамику доходов фирм. Джаудат Латыпов сослался на опыт собственной компании, где за последние 2 года ряд услуг подорожал в 2-2,5 раза.
Со стороны корпоративных клиентов наиболее востребованным останется представительство в судах. На этом же юристы будут зарабатывать свою основную прибыль, которая сегодня составляет порядка 75% в структуре выручки от обслуживания корпоративных клиентов. Азат Хисамов предположил увеличение сегмента обжалования решений налоговых органов: «Вводится обязательная досудебная процедура. Для того чтобы разгрузить суды, любое спорное решение налоговиков необходимо будет сначала обжаловать в вышестоящем налоговом органе. Наша компания собирается развивать направление налогового представительства».
В то же время множество ниш правового сопровождения пока пустует. Г-н Латыпов рассказал о собственном исследовании: «После аварии я — из любопытства — опрашивал людей, сидящих в ГАИ в очередях, и таксистов, могут ли они детально описать условия КАСКО. Ни один из 10 опрошенных не знал «фишек», которые могли бы сделать страховку более выгодной, — большинство не читали самого договора. В Казани практически не представлен страховой консалтинг, хотя число страховых компаний в городе исчисляется несколькими десятками».
Существенный потенциал демонстрирует и сфера налогового консалтинга — боль-шинство специалистов-аудиторов, зная материальное право, практически ничего не знают о праве процессуальном. Специалисты прогнозируют также развитие коллекторского права: по определению г-на Латыпова, «чего-то среднего между службой безопасности, диспетчерской и юридической службами», а также юридического сопровождения государственных закупок. В дополнение г-н Зяббаров отмечает, что на юридическом рынке пока не востребована и услуга «Due diligence» .
Впрочем, целый пласт услуг, являющихся ключевыми для юридических рынков, например, Москвы и Санкт-Петербурга, в Казани, по мнению экспертов, представлен так и не будет. В первую очередь это касается правового сопровождения инвестиций, открытия производств федерального значения и сделок по слиянию-поглощению компаний. «Крупные иностранные фирмы приходят в Россию через Москву, где их обслуживают столичные юрфирмы, — объясняет г-н Зяббаров. — Там же обслуживаются и главные региональные налогоплательщики, такие, например, как «Татнефть». Эти предприятия состоят на учете в столичной ФНС, а поскольку вопросы налогообложения занимают одно из ведущих мест, компаниям удобнее пользоваться услугами московских юристов». По этой же причине эксперты не прогнозируют взрывного увеличения спроса на их услуги в период подготовки к Универсиаде-2013.
Аналитики не видят никаких предпосылок к появлению в городе новых серьезных игроков и представительств московских юридических компаний. По мнению г-на Латыпова, основную выручку юрфимам обеспечивают несколько крупных корпоративных клиентов, которые уже «разобраны» юристами: «Руководители местных крупных предприятий — люди достаточно консервативные, поэтому «кочевать» от одной фирмы к другой они не будут». Для москвичей же те деньги, которые зарабатывают местные юристы на правовом сопровождении юрлиц, неинтересны.
Эдуард Зяббаров: «Целый пласт услуг, являющихся ключевыми для юридических рынков Москвы и Санкт-Петербурга, в Казани представлен не будет».
Максим Котов: «Закон не предъявляет к участникам рынка четких требований. Единственный фактор, регулирующий качество услуг, — это внутренний контроль».
Екатерина пермякова: «Даже сильные собственные юридические службы досконально не знают практики правоприменения закона об авторском праве».
Due diligence(«должная заботливость, осмотрительность» — англ.) — комплексныйанализ компании, имущества, ценных бумаг, проводимый по заказу покупателя или же самой компании-цели.