Петр Талантов: Времена дешевых стартапов прошли
На рынке до сих пор множество возможностей, уверен один из самых успешных казанских IT-бизнесменов Петр Талантов. На создание цветочного интернет-магазина «Флорист.ру» он потратил всего $350.
Талантов Петр Валентинович
Владелец компании «Флорист.ру»
Родился 12 июля 1974 года.
Образование: Казанский государственный медицинский университет.
Карьера:
С 1999 г. — создал и возглавляет компанию «Флорист.ру».
Женат, растит дочь.
Увлечения: дайвинг, художественная литература.
Первоначально полностью ориентировал бизнес на заграничного потребителя. В то время женщины из России и стран СНГ массово знакомились с иностранцами в Интернете. Доставка цветов стала очень востребованной услугой, а компаний, предоставлявших ее, было мало. «Мы сконцентрировались на западном рынке, считая, что такое положение вещей останется неизменным, но, к счастью, со временем поняли, что нужно перестраиваться и завоевывать российского потребителя. Я думаю, если бы мы сделали это не в 2006 году, а несколько раньше, то закрепились бы здесь с меньшими затратами», - отмечает он.
Триста долларов на бизнес
За десять лет рынок доставки цветов изменился до неузнаваемости. «Если раньше количество заказов из России составляло всего 10%, то сейчас 10% заказов приходится на страны Западной Европы. Рынок перевернулся с ног на голову, и способность переориентироваться сыграла для нас ключевую роль», — отмечает Петр Талантов.
Как молодому человеку вообще пришла в голову мысль продавать цветы через Интернет иностранцам?
— В 1999 году это была относительно свободная ниша, которая потенциально выглядела весьма многообещающей. Самое главное — здесь не требовалось серьезных первоначальных вложений, мои составили всего $350. Первоначальную ставку я сделал на иностранного клиента и развитие дейтинг-индустрии — всевозможных сервисов знакомств, ориентированных прежде всего на иностранцев, которые хотели бы познакомиться с российскими девушками. Я начал «скрытую» рекламу своих услуг на соответствующих интернет-порталах, и бизнес пошел. Для европейских и американских интернет-пользователей такая услуга была вполне привычной, что в сочетании с невысоким уровнем конкуренции в российском сегменте позволило развиваться моему сервису довольно быстрыми темпами. Постепенно я смог выйти и за пределы этой целевой аудитории.
Вы говорите о таком специфичном бизнесе как об априори беспроигрышном. Какие риски для своего бизнеса вы выделяли на стадии стартапа?
— Учитывая уровень моих начальных вложений, на первом этапе я не особенно беспокоился о рисках, делая все, что считал нужным. Самый большой риск заключался в том, что создаваемая мной партнерская сеть не будет эффективно функционировать. Я практически не сомневался, что услуга окажется востребованной, проблема заключалась в том, чтобы добиться от российских «цветочников» уровня работы, полностью соответствующего довольно высоким ожиданиям западного потребителя. И да, мне пришлось приложить немало усилий для того, чтобы добиться нужного результата.
С ростом бизнеса возрастали и капиталовложения. Какое решение стало самым рискованным?
— Один из последних примеров — создание нами розничной сети в Казани и Москве. Безусловно, при этом я шел на серьезные финансовые риски, но, с другой стороны, любое развитие всегда таит их в себе. Главное — не складывать все яйца в одну корзину, и тогда любые потери в чем-то одном не приведут к фатальным последствиям.
Ахиллесова пята «Флорист.ру» — партнеры в городах? Как выстраивали с ними отношения, что требовали?
— Подбор салонов в создаваемую сеть стал вопросом первостепенной важности и самой главной проблемой. Я должен был предоставить клиентам сервис международного уровня, и именно на такой планке салоны должны были выполнять передаваемые им заказы. Мне приходилось тратить очень много времени и сил, объясняя партнерам, чего же я от них на деле хочу. Понятно, что на начальном этапе я не мог диктовать свои условия — только просить и уговаривать.
С развитием бизнеса все стало несколько проще, мы уже могли заниматься отбором, выбирая хорошо зарекомендовавшие себя салоны для включения в сеть, и контролировать их работу. Для партнеров стало не только выгодно, но и престижно работать с нами. Кроме того, за эти годы значительно повысился уровень работы цветочных салонов в России, и сотрудничать с ними стало намного легче. Но, и я хотел бы это обязательно отметить, для нас всегда являлось приоритетом именно качество работы, а не количество партнерских салонов — лучше мы не сможем доставить цветы в какой-то город, чем выполним заказ на несоответствующем уровне. Поэтому, наверное, и партнерская сеть могла бы развиваться несколько более быстрыми темпами, но уверен, правильна именно такая концепция работы.
«Флорист.ру»
Служба доставки цветов по России и миру
География партнерской сети: все города России и 153 страны мира.
Награды: в 2010 г. компания «Флорист.ру» стала победителем премии «Марка №1» («Народная марка») в номинации «Цветы и ландшафтный дизайн».
Источник: данные компании
Открыл Интернет конкурентам
Исключительно интернет-проектом «Флорист.ру» Петр Талантов не называет . Однако, несмотря на открытие собственных цветочных салонов в Казани и Москве и освоение «оффлайнового» пространства, сконкурировать приходится и в сети.
Сложнее ли с годами стало строить бизнес в Интернете, чувствуете ли рост конкуренции?
— Конечно, сегодняшний уровень конкуренции невозможно даже сравнивать с тем, который существовал, когда мы только начинали. Но нам легче, мы смогли в свое время, когда это не требовало таких усилий, выйти на лидирующие позиции. Однако, постоянный рост конкурентной среды мы чувствуем через увеличение затрат. Но это и неплохо — конкуренция всегда стимулирует развитие, положительно влияя на бизнес.
Когда решили создать систему Iflorist, помогающую цветочным салонам наладить интернет-торговлю, вы искали способ заставить конкурентов работать на себя?
— Проект Iflorist рассчитан не на конкурентов, а на партнеров — цветочные салоны в регионах. Это система, позволяющая им с нашей помощью приобрести свои интернет-магазины по доставке цветов. И конечно, обслуживая сравнительно небольшое количество заказов и только на локальном уровне, они ни в коем случае не могут являться конкурентами, наоборот, делают нам своеобразную рекламу — повышают узнаваемость перед потенциальными клиентами. Проект оказался достаточно популярным, наши партнеры быстро оценили преимущества дополнительной продажи цветов с помощью Интернета. В настоящее время готовится к выходу новая версия системы Iflorist, которая, как мы надеемся, поможет привлечь еще большее количество цветочных салонов к взаимовыгодному сотрудничеству.
Насколько, по-вашему, перспективна региональная торговля в Интернете, может ли компания «прокормиться», обслуживая только локальный рынок?
— Весьма перспективны. На подобные услуги, безусловно, есть спрос на рынке. И, как правило, здесь нет такой жесткой конкуренции, как на федеральном уровне, поэтому начать и развивать свой бизнес можно с относительно меньшими финансовыми затратами. Учитывая, что уже сейчас ежемесячная интернет-аудитория в России составляет несколько десятков миллионов человек, большинство из которых делали покупки в сети, то перспективы развития подобных проектов весьма велики. И занимаясь, например, доставкой тех или иных товаров в пределах крупного города, вполне можно получать неплохую прибыль.
IT-стартап стоит миллион долларов
К IT-проектам принято относиться как к довольно недорогим. Считается, что интернет-бизнес по-карману едва ли не каждому желающему. Петр Талантов считает, что времена дешевых стартапов давно прошли.
Сколько стоит сегодня создать свой бизнес в Интернете?
— Для того чтобы сейчас создать компанию, сравнимую с «Флорист.ру» на современном этапе, необходимо около $1 млн. Да и простой стартап обойдется более чем на порядок дороже, нежели в то время, когда я начинал свой бизнес. Ситуация на рынке полностью изменилась, практически не осталось направлений, которые бы не требовали серьезных капиталовложений. Но я уверен, всегда существуют интересные нереализованные идеи, и, воплотив их в реальность, можно добиться успеха и без особенных финансовых затрат.
Татарстанские власти активно взялись за поддержку IT-проектов. Насколько IT-парки и деревни изменят локальный рынок?
— Создание IT-парков, предоставляющих соответствующие условия для работы бизнес-проектов, несомненно, явление позитивное. Все зависит от конкретной реализации этой идеи на практике. И мне не хотелось бы давать каких-то оценок и прогнозов, но я искренне надеюсь, что IT-рынок в Казани ускорит свое развитие, благо для этого имеются все предпосылки.
В Татарстане существовал дефицит IT-специалистов, испытали ли вы это на своем бизнесе, приходилось ли привлекать к разработкам и обслуживанию сайта иногородних и иностранных специалистов?
— Не стоит драматизировать ситуацию, я считаю, что IT-рынок в Казани по сравнению со многими другими регионами находится на вполне достойном уровне. В городе есть очень хорошие специалисты, услугами которых пользуемся в том числе и мы. Вообще, я предпочитаю работать именно с местными кадрами, с ними проще встретиться лично, поговорить, обсудить детали. Разумеется, я также обращаюсь к специалистам из Москвы и других городов, когда не могу найти в городе профессионалов должного уровня по определенным направлениям.
Во что вы вкладываете сегодня?
— Как и 12 ле назад — в развитие бизнеса, в будущее своей компании