Регулировали, регулировали и зарегулировали
Бизнес душат административные барьеры, и появились эти барьеры не сегодня и не вчера, а намного раньше. Просто сейчас как-то больше стало ощущаться их влияние.
Представим, что кто-то, имея стартовый капитал, решил открыть, например, кадровое агентство - любой небольшой малый бизнес. Купил помещение под офис, пару компьютеров. И сразу же стал обязанным выполнять невероятные требования нормативных правовых актов, даже если и деятельности еще никакой не ведет.
А требования, как известно, у нас едины ко всем компаниям, независимо от масштаба их деятельности. Иначе говоря, требования, например, к «КамАЗу» и какому-нибудь индивидуальному предпринимателю будут абсолютно одинаковыми. Единственным исключением были специальные налоговые режимы для малого бизнеса, но что стало с «упрощенкой» после так называемой «реформы» ЕСН всем хорошо известно.
Итак, новоявленный предприниматель для начала должен будет изучить в Кодексе об административных правонарушениях перечень органов исполнительной власти, наделенных контрольно-надзорными полномочиями. Таковых в кодексе наберется 57. Что же предъявит каждый такой орган нашему предпринимателю? Возьмем, например, такую уважаемую структуру, как Ростехнадзор. Любой малый бизнес, пусть для примера кадровое агентство, и пусть даже еще не действующее, будет проверено Ростехнадзором на предмет исполнения требований минимум 36 федеральных законов, 24 Постановлений Правительства РФ и 106 нормативных актов федеральных ведомств в виде приказов, постановлений, правил и распоряжений. А этих органов, напомню, 57!
С какими только ситуациями не приходилось сталкиваться за годы работы директором предприятия малого бизнеса. Лет десять назад решили мы по своим отходам в консалтинговой фирме (а это корзинка мусора в неделю, утилизируемая в установленном порядке) и легковому автомобилю разработать экологическую документацию. По закону, если нет этой документации, то организация оплачивает в пятикратном размере негативное воздействие на окружающую среду, сдавая при этом, как положено, корзинку мусора.
Удовольствие по разработке экологической документации было не из дешевых. Только привлечение специалистов обходилось в десятки тысяч рублей. Я самолично принял участие в этом увлекательном процессе. Было безумно интересно считать нормативы образования отходов по нашей «Тойоте». Как же так, с одной стороны мы обязаны по правилам проводить техническое обслуживание ее только в специализированном техническом центре. А с другой стороны, мы должны провести расчет, сколько, например, образуется при эксплуатации и обслуживании автомобиля промасленной ветоши и лома цветных металлов. Самое интересное, что оперировали при этих расчетах какими-то отраслевыми справочниками еще советских НИИ, и долго спорили какому аналогу соответствует «Тойота Авенсис» - «Москвичу-2141» или «Волге-3110».
Производя расчеты по другим платежам, мы совершенно удивительным образом обнаружили аналогию с историей про Чипполино из известной детской книги Дж. Родари. Помните, в конце книги принц Лимон решил обложить горожан налогами на воздух, дождь, град, гром и еще на что-то? Правда, горожане эти новации не оценили и прогнали принца Лимона вместе с синьором Помидором.
Так вот налог на дождь, убедились мы, у нас оказывается уже есть! Дождик, стекая по крыше нашего офисного здания, наносит природе непоправимый экологический ущерб. И все это надо было считать по специальным формам!
Для полноты картины необходимо добавить, что эту экологическую документацию надо было в то время еще согласовать в соответствующем ведомстве и вообще, это все нужно было бы каждый год по-новому пересогласовывать!
И вот настал долгожданный момент проверки. Но проверяющих наш героический труд не заинтересовал, зато их пристальное внимание привлекла форма журнала по учету передачи нашей корзинки мусора спецорганизации. Итог проверки – штраф 100 тыс руб за то, что форма этого журнала отличалась от той, что утвердило экологическое ведомство своим внутренним приказом, нигде, кстати, не опубликованным.
Много, конечно, с тех пор воды утекло по крышам нашего офисного здания и нормотворчество, в том числе и экологическое, не стоит на месте. Сейчас ситуация существенно отличается от ситуации описанной выше. Но ведь огромное количество применяемых в экологической сфере нормативов (более 4 тыс.) и нормативных правовых актов (более 1 тыс.) никуда не делось. Более того, в 2011 г в первом чтении Госдумой принят законопроект о совершенствовании нормирования в области охраны окружающей среды, многократно повышающий штрафы для предприятий. И опять приходим к тому, от чего безуспешно пытались уйти. Декларируемые экологические цели, по сути, заменяются фискальными - пополнением бюджета.