«Российские стартапы «тонут» в Microsoft и Google»
Российский рынок не смог стать «дружественным» для инновационных стартапов, которые массово уезжают из страны на Запад, признали эксперты Казанской венчурной ярмарки.
Почти за 20 лет среда для инновационных венчурных проектов в России так и не стала дружественной. Разработчикам либо некуда продавать свой продукт, либо налоговая и бюрократическая нагрузки становятся настолько непомерными, что не дают возможности выжить на самом первом этапе.
Сегодня в рамках XVI Российской и XI Казанской венчурной ярмарок власти Татарстана, предприниматели и венчурные инвесторы на пленарном заседании обсуждали возможности для продвижения российский проектов на международной арене. Западные эксперты, в частности, постоянный гость венчурных ярмарок в Казани президент компании «Глобал Технолоджи Симпозиум» Александра Джонсон считает, что инновационный бизнес в России сейчас развивается «вопреки», нежели благодаря существующим условиям.
За почти два десятилетия среда, по ее мнению, так и не стала дружественной для инновационного бизнеса.
«Когда я приезжаю в Россию, я «нажимаю на кнопку» и забываю, что я 20 лет уже живу в долине (Силиконовой долине, США – DK.ru). Потому что если начать сравнивать, можно сойти с ума. Все люди, которые здесь занимаются инновационными процессами, делают это вопреки всему. Среда недружественная», - говорит она.
Несмотря на публичные заверения о том, как много делается для поддержки инновационного бизнеса, истории, которые эксперт слышит от самих предпринимателей, звучат совсем иначе. Они рисуют другую действительность, когда государственная помощь оказывается неуместной и несвоевременной.
«Допустим, они резиденты какой-то определенной площадки, их освобождают от налогов. Но зачем им это нужно, если у них прибыли нет? А нужно им, чтобы когда они начнут развиваться, их эти налоги не «задушили». Я им говорю, но вы же 13% платите. Они отвечают, что по подсчетам получается все 90% налогов.
И когда компания должна сделать в России продукт для рынка, которого нет, их быстро «подбирают» крупные американские корпорации. Когда говорят, что из России не вышло ни одной компании, это значит, что их на ранней стадии забрали в Америку. А если посмотреть, сколько таких российских компаний «сидят» внутри Microsoft, Facebook, Google?», - вспоминает Александра Джонсон, по словам которой таких небольших компаний на западе «огромное количество».
Представители инфраструктуры российского венчурного инвестирования призывают не делать скорых выводов, так как рынок совсем молодой, в сравнении с Западом, и ждать больших результатов еще рано, говорит исполнительный директор Российской ассоциации венчурного инвестирования Альбина Никконен.
Партнер известного мирового акселератора «500 стартапов» Марвин Лиао отмечает, что для роста рынку инновационных разработок нужно создавать проекты, которые решают конкретные проблемы. В то же время среды для продвижения интересных разработок в стране пока нет, уверен он.
Как отмечают эксперты выставки, примеры таких конкретных продуктов в Казани они уже увидели. Президент Европейской Ассоциации ТехТур Свен Лингъярд заметил среди экспонентов проект, который в ближайшее время может стать востребован бизнесом. Проект TryFit, в числе 55 участников выставки в Казани, по его словам, может решить такую проблему как возврат товара для интернет-магазинов обуви.
Создатели разработали технологию, которая на основе 3D модели ноги помогает автоматически подбирать человеку комфортную обувь из того, что на данный момент есть на складе как онлайн, так и стандартного магазина. Комфорт измеряется в баллах, где 10 баллов – это максимальный показатель. Покупатель в этом случае ни за что не платит. Систему, которая в виде сенсорных датчиков устанавливается на все планшеты и сотовые телефоны, закупает бизнес.
Сейчас компании нужны инвестиции в размере 1,5 млн долларов, которые пойдут на научные разработки, исследования рынка и продвижения товара. Технология, как говорит исполнительный директор TryFit Ваган Мартиросян, позволяет значительно снизить число возвратов и повысить продажи для ритейлеров обуви как онлайн, так и оффлайн.
«Даже личная примерка обуви не означает, что вы правильно выбрали обувь. Потому что если вы выбираете ботинки для сноуборда или какую-нибудь твердую обувь, которая не из кожи, не расширяется, даже если вы взяли пару с запасом, то в дальнейшем при носке станет понятно, что есть определенный дискомфорт.
Нога человека постепенно расширяется. В длину – до 15%, в ширину – до 12%. Мы симулируем процесс ношения обуви, что позволяет подобрать оптимальную пару», - поясняет он.
Компания, которая заинтересовала западных гостей ярмарки – с российскими корнями. Ваган Мартиросян рассказал, что родом он из Сочи, жил Москве, работал в Казахстане, Ирландии Америке. У компании европейский бизнес-ангел, но все акционеры – россияне. В ближайший квартал они намерены локализоваться в Татарстане, возможно, в ИТ-парке.
И это еще один пример российской компании, которая смогла создать бизнес только за пределами страны – проект зарегистрирован на территории Ирландии.
А казанский предприниматель Михаил Трофимов с разработкой Revealytics сразу решил позиционировать себя как продукт для Запада, потому что способы работы российских компаний в сегменте В2В сильно устарели.
«Мы создаем систему аналитики, которая берет данные из платежных систем и строит разные метрики компании – выручку, ежемесячный доход, количество клиентов. Мы умеем эти метрики сегментировать по маркетинговым каналам, что позволяет выявить самый эффективный. Это автоматическая система, для которой не нужна сложная настройка и интеграция», - говорит предприниматель Михаил Трофимов.
Сейчас у компании уже есть около 100 заказчиков в США и Европе, которые пользуются продуктом в тестовом режиме, но задача – выйти на продажи, к чему Revealytics уже готов.
Объем необходимых инвестиций - 100 тыс. долларов, и нужны они на команду и продвижение на рынке США.
Рынок ИТ-стартапов в Америке очень конкурентный, но, как признается Михаил Трофимов, это заставляет разработчиков работать еще лучше и создавать качественный продукт.
Средний чек для бизнеса при покупке системы составит от 50 до 500 долларов.
Еще одна российская компания – микропредприятие при КНИТУ-КАИ им.Туполева «Микротех» создало электронные ценники, единственным конкурентом которых является такая же разработка Samsung. Как говорит коммерческий директор фирмы Константин Абрамов, технология может помочь предпринимателям зарабатывать, но российские компании «ленятся» ее применять.
Дешевизна достигается за счет недорогих материалов. В компанию уже инвестировало китайское предприятие, получившее часть бизнеса за оснащение производства микроконтролерами.
«Мы предлагаем ритейлерам разрабатывать новую бизнес-стратегию при помощи электроннных ценников. На наш взгляд, это инструмент для того, чтобы зарабатывать больше – запрограммировать систему так, чтобы цена на хлеб, к примеру, с 7 утра до 21:00 менялась. Можно делать это автоматически, это хороший инструмент для того, чтобы зарабатывать», - говорит предприниматель Константин Абрамов.
Учиться зарабатывать на этом инструменте бизнес не торопится, рассказывает он. Электронными ценниками заинтересованы только крупные федеральные сети. Разработка татарстанских предпринимателей сейчас внедрена в магазинах «Магнит» в Краснодар. Сеть объявила тендер на поставку таких ценников, в котором конкурентом «Микротеха» будет только Samsung.
Инвестиции компания просит на создание бизнес-кейса для предпринимателей, которым наглядно хочет показать, как это работает.
«Мы устали ждать того момента, когда ритейлеры начнут работать с нашей системой. На 200 млн рублей мы хотим разработать ценники для казанских аптек, так как сами делать это они ленятся. Мы хотим показать им наглядно, как это работает, то есть, мы сделаем работу за них», - поясняет Абрамов.
Собранные на выставке проекты будут оценены экспертами и самые перспективные (15 из 55 – DK.ru) попадут в акселерационную программу. Предприниматели смогут пройти подготовку в Иннополисе, Дублине и Сан-Франциско, а также получить по 8 млн рублей инвестиционной поддержки.
Новой программой власти намерены сделать Казань инновационным центром России и международным хабом, где будут растить наиболее перспективные стартапы. О том, что именно Казань должна стать лидером по инновационным проектам президент Татарстана Рустам Минниханов говорил и ранее, а сейчас эта идея получит вопрощение.
Особое место в поддержке инновационного бизнеса республикой отмечают и все гости Казанской венчурной ярмарки. По словам Александры Джонсон, Казань негласным лидером в этой сфере стала уже давно и произошло это органически. Она предлагает российским стартапам, которые стремятся уехать в Кремниевую долину, где их, по ее словам, не ждут, сначала пробовать себя в Казани, а потом, со знаниями уезжать в США или оставаться и развиваться на местном рынке.
Помимо всего, что уже делается, по ее мнению необходимо менять отношение инвесторов к проектам, которые они своими руками могут загубить.
«Одна из причин, по которой люди приезжают в Силиконовую долину, они могут компанию «зарядить» буквально за несколько часов, и они это могут сделать без всякой бюрократии. Но там уже другие проблемы – большие компании хотят уходить, потому что очень большие налоги. А все маленькие компании чувствуют себя намного комфортнее, чем в других штатах.
Российские инвесторы не до конца понимают, что они помогают компанию строить. Они слишком много давят на разработчиков, «кнута» слишком много. И они хотят контролировать компанию. А если «задушить» предпринимателя, у него не остается никакой инициативы», - говорит Александра Джонсон.