Руслан Жуков, "Финам": Технологии über alles, или что ждет казанский рынок услуг такси
Противодействие операторам федерального уровня скоро будет переломлено, несмотря на ворчание водителей и местных игроков. "Мастодонты" все равно захватят рынок. Кто выиграет от этого "передела"?
На казанском рынке услуг такси пытаются закрепиться крупные операторы федерального масштаба. Пока, если верить сообщениям СМИ и пользователей интернета, не слишком успешно и при сильном противодействии местных водителей. Но это продлится недолго – «мастодонты» все равно захватят этот рынок. Цены при этом упадут, а зарплаты водителей - вырастут.
Те обсуждения казанского рынка услуг такси, которые в последние месяцы часто можно встретить в СМИ и интернете, если честно – просто удивляют. По крайней мере, с точки зрения того, что они совершенно не учитывают ни значение в современном мире инновационных технологий, ни специфику процесса инвестирования как такового.
В последнее время в Казань пытаются пробиться и закрепиться московские «гранды» - службы Gettaxi, Uber и YandexTaxi. Одновременно наблюдается падение стоимости услуг таксомоторных сервисов. Что вызывает законное раздражение водителей и способствует уходу рынка в «серую» - таксисты начинают работать индивидуально, игнорируют поступающие от диспетчеров заказы, везут пассажиров по собственным тарифам. Многие объединяются, устраивают нелегальные парковки, берут пассажиров «с улицы».
Все это, безусловно, так – во всяком случае, нет поводов не верить обоснованности жалоб пользователей услуг такси. Равно как и обоснованности жалоб водителей – на падение доходов.
Однако почему-то упускаются из вида два принципиально важных момента. Первый: почему сервисы, подобные Uber Taxi (услуга, стоит отметить, впервые была запущена недавно, в 2012 г.) столь стремительно набрали популярность во всем мире – тот же Uber сейчас работает более, чем в 500 городах по всему миру. Ответ банален – потому что этот сервис выгоден как пассажирам, так и водителям. Для первых снижается стоимость поездки. Но и водители начинают зарабатывать больше – просто за счет роста числа заказов в силу использования современных технологий при их распределении.
К слову, в США почасовая зарплата Uber почти вдвое превышает почасовую плату водителя «обычного» такси.
Разумеется, есть водители, которые хотят получать побольше, но при этом возить пассажиров поменьше, а большую часть рабочего дня «курить бамбук». Но это, как говорится, их личные проблемы – в условиях главенства законов рыночной экономики они и не должны выживать.
Второй важный момент относится к технологии инвестирования. Проблема подобных сетевых сервисов – вовсе не в разработке программного обеспечения и хорошего интерфейса, это сегодня умеют многие.
Главное – обеспечить надлежащее качество услуг для пользователя, иначе никто не будет пользоваться данным сервисом. А для этого нужно договориться с сотнями или даже тысячами тех, кто предоставляет эту услугу – не важно, услуга это такси или, допустим, парикмахера.
И обеспечить, чтобы этот таксист или парикмахер был готов оказать клиенту услугу в нужное время и в нужном месте. Это действительно требует как значительных материальных вложений, так и опыта. И, видимо, просто не по силам местным игрокам.
Таким образом, с точки зрения потребителя услуг такси, приход в Татарстан крупных участников этого рынка можно только приветствовать – цены упадут, сервис станет более цивилизованным. Местные игроки (таксопарки), видимо, смогут договориться с ними и выступать суб-провайдерами услуг.