Подписаться
Курс ЦБ на 08.08
73,63
87,17

Тимур Никонов, 2ГИС: «Не врите, что нельзя начать бизнес без денег. Я делал это дважды»

Тимур Никонов, 2ГИС: «Не врите, что нельзя начать бизнес без денег. Я делал это дважды»
Иллюстрация: личный архив

Владелец 2ГИС в Татарстане Тимур Никонов верит в успех без денег. Бизнесмен рассказал DK.ru, как после 30%-го падения в кризис, он вывел компанию в рост за полгода.

Предприниматель Тимур Никонов добился успеха благодаря вере в себя и умении рисковать. В интервью DK.ru он рассказал, как ему удается быть успешным предпринимателем, общественным деятелем и волонтером. 

ДОСЬЕ

Тимур Никонов, генеральный директор 2ГИС в городах Набережные Челны, Елабуга, Нижнекамск и Альметьевск.

Родился  1 января 1985 г. в Набережных Челнах

В 2004 г. вошел в состав команды УВД Набережных Челнов по дзюдо

В 2006 г. – начал профессиональную карьеру в сфере продаж

В 2007 г. – с нуля запустил направление грузоперевозок в качестве наемного работника

С 2009 г. – владелец экспедиционной компании

С 2010 г. – владелец франщизы  2ГИС в Набережных Челнах, Елабуге, Нижнекамске

С 2014 г. выкупил франшизу в 2ГИС Альметьевске

С 2012 г. - соучредитель добровольческого центра "Волонтер"

В 2015 г. вошел в "Золотую сотню" предпринимателей Татарстана

В 2016 г. - награжден министерством экономики за большой личный вклад в развитие предпринимательской деятельности на территории Татарстана

Потребность клиентов - во главе угла

Я решался на покупку франшизы 2ГИС пять лет. В то время работал в компании, продающей автозапчасти и развивал собственное направление в этом бизнесе - грузоперевозки. В 2005 г. я поехал в командировку в Новосибирск, где мне предстояло провести примерно десять деловых встреч, на которые я рассчитывал потратить неделю.

И все было бы именно так, если бы, когда я пришел на первую встречу, мне не рассказали про 2ГИС. Коллеги показали, как пользоваться этим продуктом. Я нашел нужные мне организации, понял, где можно разместиться подешевле, где перекусить, и в итоге завершил все дела за полтора дня.

Тогда стало понятно, что этот информационный ресурс - то, что нужно и нам в Набережных Челнах. Я подумал: «Ничего себе! Они там, в Сибири, собрали такую полезную информацию, а у нас в Челнах ничего такого нет». Захотелось, чтобы в нашем городе информационная составляющая улучшилась.

Когда запускал проект, думал именно об этом. Я хотел улучшить информационный обмен в городе, сделать Набережные Челны более привлекательным городом для инвесторов, хотелось, чтобы наш бизнес «шевелился» быстрее.

Если бы я во главу угла поставил деньги, вряд ли бы потянул этот проект - первые три года я денег вообще не видел.

До сих пор удивляюсь, как мне, 25-летнему парню из провинции, владельцы тогда продали франшизу. Но мне поверили, так же, как я верил в себя. При том, что условия были достаточно жесткие: чтобы купить ее, я продал квартиру, машину, часть денег взял в долг, часть – в кредит. Наш первый офис был в гараже. Нормальная ИТ-компания должна начать с этого.

Гараж как инвестиция в образование

Я, когда закончил школу, хотел поступать либо на физкультурный, так как серьезно занимался дзюдо, либо на экономический, так как хотел быть финансово грамотным – я знал, что когда-нибудь стану предпринимателем.

Почему-то была уверенность, что смогу совмещать эти два направления. И я пошел на экономический. Но не поступил на бюджет, нужно было самому оплачивать свою учебу. У нас был гараж, и родители мне сказали: если продашь его, то заплатишь первый взнос за обучение. Я продал его за неделю, соответственно, смог оплатить учебу.

В компании, куда устроился на первую работу, я был менеджером по продажам, но брался за все. Мне было интересно и продвижение, и хотелось «прокачать» свои компетенции. Дело было даже не в деньгах, просто было понимание, что можно получить знания, которые в дальнейшем пригодятся в жизни. 

Я и молодежи всегда говорю – первые год-два своей работы нужно оценивать не с позиции того, сколько ты зарабатываешь. Нужно смотреть на это с позиции того, какие компетенции ты нарабатываешь.

А потом уже эти свои компетенции можно монетизировать самостоятельно. В тот момент я получал, допустим, 3 тыс. руб., а мои однокурсники, которые работали официантами – 25 тыс. руб. Через два года я уже стал коммерческим директором в этой компании, развивал новое направление по грузоперевозкам с нуля, получая по 50-100 тыс. руб., а они остались на прежнем уровне.

Я смотрел на свое будущее стратегически – понимал, что я сейчас потерплю, но потом будет результат. Думал: «Как здорово, я здесь получаю колоссальный опыт, а мне еще за это и деньги платят!» И все это время учился очно. Мне все приходилось делать одновременно: и бороться, и работать, и ходить в университет, и с детьми возиться.

Но амбиции толкали меня вперед, я хотел попробовать самостоятельно развить направление, испытать свои силы, и в 2015 г. мы начали работать с грузоперевозками.

Бизнес на 30,000

Дальше – больше. Я захотел стать собственником бизнеса. Но ответственность, которая ложилась бы тогда на меня, была очень серьезной. Начал думать о том, как буду жить не только сам, со своей семьей, но как будут жить мои сотрудники, которым буду предлагать работать на себя. Мысли крутились только вокруг того, что я уже знаю – грузоперевозки.

Тимур Никонов, 2ГИС: «Не врите, что нельзя начать бизнес без денег. Я делал это дважды» 1

Тимур Никонов, 2GIS: "Первый бизнес начал с 30 тыс. руб. отпускных"

В августе 2009 г. в руках у меня были 30 тыс. руб. отпускных. С этих денег начался мой собственный бизнес. У меня были наработанные связи, поэтому удалось собрать первые заказы, договориться с перевозчиками, чтобы они немного подождали с оплатой, заводы поставили мне продукцию, и все сложилось.

В итоге за полгода я дошел до месячного оборота в 3 млн руб.. В базе было порядка 300 автомобилей. Мы стали неплохо себя чувствовать, набрали штат – 5-6 человек. В 2009 г. я запустил свою экспедиционную компанию, с которой работаю до сих пор. А в 2010 г. официально открыл 2ГИС  в Набережных Челнах.

Кризис на пользу

Первая команда в 2ГИС, которую я собрал, состояла из пяти человек. Мы начали развивать проект, и в 2012 г. нас уже было порядка 15 сотрудников. Мы расширились, докупили себе офисных помещений, оставаясь при этом в гараже.

Ключевой барьер, который всегда проходят новые продукты, - это неверие в то, что вы будете на рынке завтра.

Люди сначала относятся к проекту с негативом, и этот переломный момент длится примерно два года. Клиенты думают: а вдруг вы завтра закроетесь и уйдете?

Было принято решение, что в следующем году мы переедем в нормальные условия и покажем, что мы серьезная организация. В финансовом плане мы тоже уже показывали хорошие результаты.

И в 2012 г. мы переехали в ИТ-парк Набережных Челнов, самое лучшее, на мой взгляд, на тот момент здание для компаний. В этот период докупили франшизу на Елабугу и Нижнекамск, расширили проект. В дальнейшем донабрали команду на задачи по сбору и внесению информации.

Мы слишком «раздули» штат, и когда пришел кризис 2014 г., он сыграл нам на пользу. В команде пришлось сократить кадры, повышать эффективность – делать акцент на продажи.

Я же за это время делегировал свои полномочия руководителям, а сам путешествовал. Когда стало понятно, что та модель, которую мы использовали в продажах до кризиса, оказалась нерабочей, мне пришлось снова все взять в свои руки.

В 2014 г. мы упали примерно на 30%. На то, чтобы понять, как сделать новое предложение для потребителей в таких условиях, нам потребовалось примерно полгода. Хотелось сделать так, чтобы бизнесу это было недорого и эффективно.

Мы испытали стресс, ведь такого падения у нас не было никогда. Но свой первый бизнес я начинал в кризис, и я знал, что это время, когда можно действительно стать лучшими и вырасти очень резко. Нужно было просто вывести свой товар на качественно новый уровень, занять свою нишу, став уникальным предложением на рынке.

В то же время, мы увидели, что нашим сервисом стали пользоваться более активно. Люди стали чаще заходить, чаще искать, где дешевле. Наш продукт оказался конкурентоспособным на этом рынке, потому что мы видели, что происходило с наружной рекламой, с газетами. Мы же могли обосновать, за что люди платят деньги. И попадали точно в целевую аудиторию.

У нас улучшился сервис - если раньше в общении с клиентом позволительно было вести себя некрасиво, то сейчас ситуация кардинально изменилась. Люди понимают, что, если клиент уйдет, они лишатся определенного объема денег.

Мы восстановили связи, которые были утеряны. И мы видели, что люди заинтересованы в поиске новых поставщиков, новых клиентов, а мы – один из тех ресурсов, который позволяет это сделать. В августе прирост по мобильной версии у нас – 55 тыс. запусков. Мы заметили рост с начала 2015 г., и с этого же времени начали набирать больше ребят в команду.

Летом, когда большинство предпринимателей отдыхали, мы серьезно работали для того, чтобы обучить сотрудников стандартам обслуживания. И сейчас мы вышли на тот уровень продаж, которого не было до кризиса. Наша задача – за два года прирасти в три раза относительно того, где мы сейчас находимся. 

Предприниматель как "мостик"

Я люблю резко менять сферы деятельности, пробовать себя в новых условиях. Внедрение в «Фабрику предпринимательства» (Тимур Никонов курирует «ФП» в Закамском районе – DK.ru) стало для меня возможностью сменить обстановку и окунуться во что-то незнакомое. Раньше было тяжело выступать на публике, сейчас я наработал такой навык.

И тот же интерес привел меня в центр «Волонтер». Войдя в эту структуру (Тимур Никонов - соучредитель добровольческого центра "Волонтер" - DK.ru), я понял, что можно создавать процессы без денег. Просто своей деятельностью совершать такие вещи, которые, как думают люди, без средств не реализуются.

Тимур Никонов, 2ГИС: «Не врите, что нельзя начать бизнес без денег. Я делал это дважды» 2

Тимур Никонов, 2GIS: "Сначала ты хочешь известности, потом - чтобы твоя деятельность приносила пользу"

Деньги придут, если вы будете делать то, что в этот момент нужно и важно другим.

Найдутся люди, которые вложатся в этот проект, и ты можешь оказаться своеобразным «мостиком». Как раз таких «мостиков» между теми, кто может вложить деньги, и тем, кому это необходимо, не хватает. Они не могут найти друг друга, потому что существует определенный уровень недоверия. А здесь я понимал, что все средства расходуются на тех ребят, которые этого действительно заслуживают.

Просто делать

Каждый год я могу говорить о том, что такое успех, по-разному. Это зависит от того, какой этап ты проходишь. Сначала ты хочешь известности, потом, чтобы твоя деятельность приносила пользу.

Например, 2ГИС – я рисковал своими деньгами, но собрал команду, которая смогла зарабатывать. И мы создали инфраструктуру, позволяющую расширять бизнес, искать партнеров. Я считаю, что если твоя деятельность облегчает жизнь другим и касается других людей, то ты сам успешен.

Я уверен, что можно начинать бизнес без денег, нужны только компетенции. Я открывался с 30 тыс. руб. в кармане, поэтому когда мне говорят, что это невозможно, я говорю: «Не врите. Я делал это два раза».

Идея на начальном этапе значит не так уже много. И мой главный совет молодым предпринимателям - нарабатывайте компетенции.

Становитесь профессионалами. Вы должны получить знания, которые вам потом сэкономят время и деньги, когда вы начнете заниматься этим самостоятельно.

Важно делать. Не просто вынашивать идею или говорить о ней. Без деятельности мы не увидим результата. Не нужно углубляться в свои первые неудачи, нужно концентрироваться на опыте. Нужно сосредотачиваться на том, что вы делаете сейчас и понимать, куда вы ведете свою команду.

Самое читаемое
  • Дайте людям сидеть в одиночестве. Почему мозговые штурмы на самом деле ничего не даютДайте людям сидеть в одиночестве. Почему мозговые штурмы на самом деле ничего не дают
  • Места, где бывает человек, меняют характер. Куда ехать за стойкостью духа?Места, где бывает человек, меняют характер. Куда ехать за стойкостью духа?
  • Ритейлеры сжимают офисы: X5 переводит сотрудников на удаленную работуРитейлеры сжимают офисы: X5 переводит сотрудников на удаленную работу
  • Авторынок вырос впервые с начала пандемии. Какие популярные бренды нарастили продажи?Авторынок вырос впервые с начала пандемии. Какие популярные бренды нарастили продажи?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.