Подписаться
Курс ЦБ на 10.07
78,17
91,41

Туроператоры хотят раскрутить туристический бренд Казани

эксперты Оксана Артеменко заместитель директора компании «Travel&Work» Анатолий Березинский заместитель министра по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан Иван Кадошников начальник о

Туризм внутри региона эксперты признают интересным и перспективным направлением, которое, впрочем, развивать пока сложно: в городе плохие дороги, мало демократичных кафе и гостиниц, а в районах даже не хватает туалетов. Одни туркомпании предпочитают «сидеть» на агентских процентах у туроператоров международных направлений, сетуют на отсутствие инфраструктуры и ждут господдержки. Другие тем временем разрабатывают эксклюзивные маршруты и ищут соинвесторов для реализации своих амбициозных проектов.

эксперты
Оксана Артеменко
заместитель директора компании «Travel&Work»
Анатолий Березинский
заместитель министра по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан
Иван Кадошников
начальник отдела туризма Комитета внешних связей и туризма Исполкома Казани
Евгений Никулин
директор компании «Спутник-ТС-Казань»
Юрий Перцев
замдиректора компании «Спутник-ТС-Казань»
Леонид Пресс
гендиректор компании «Стен»
Альмир Сабитов
учредитель компании «Аль-Барро»
Виктор Степанцов
гендиректор компании «Казань-Интур»
Юлия Таланова
директор компании «Travel&Work»
Руслан Чиликов
замдиректора компании «Тройка плюс К»

Чем Татарстан привлекает иностранных туристов?
Каковы перспективы агротуризма в республике?
Сколько стоит создание инфраструктуры для развития внутреннего туризма?
Министерство по туризму РТ разработало инвестпрограмму на 2009-2011 гг., направленную, в том числе, на создание в регионе инфраструктуры для туризма. Общий объем инвестиций оценивается в 273,6 млрд руб., из которых 182,75 млрд будет проинвестировано из республиканского бюджета, 750 тыс. руб. — из местных бюджетов. Еще 19,5 млн руб., предположительно, вложат частные инвесторы.

Но участники туристического рынка убеждены, что создания инфраструктуры недостаточно. Для того чтобы привлекать в регион российских и иностранных туристов, Казани не хватает грамотного продвижения. В Комитете внешних связей и туризма Исполкома Казани приводят красноречивый пример: «Мы проводили множество исследований рынка и пришли к выводу, что Казань как туристический бренд неизвестна за рубежом, да и не всегда в России. Простой пример: в прошлом году мы первый раз принимали участие в специализированной выставке в Берлине, посвященной туриндустрии. В первый же день в одной из берлинских газет вышла статья под заголовком «Казань — что это?»

.
В Казань едут иностранцы, деловые туристы и паломники
Игроки местного туристического рынка констатируют стабильный рост спроса на отдых в Татарстане со стороны как россиян, так и иностранцев. По мнению Евгения Никулина, директора компании «Спутник-ТС-Казань», поток туристов, приезжающих в Казань, за прошлый год вырос примерно на 10%. По информации мэрии Казани, за 2006 г. город посетили около 600 тыс. человек, а в 2007-м — уже 800 тыс. Впрочем, в это количество входят и бизнес-туристы, совершающие кратковременные поездки с деловыми целями. По данным Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ, доля таких туристов достигает 44%.

«Продажи экскурсионных туров на внутренние маршруты за прошлый год выросли больше чем на 10%, — предполагает Евгений Никулин. — Думаю, это происходит за счет того, что в городе растет качество обслуживания, открываются новые кафе и рестораны. Иностранцы возвращаются домой и рекомендуют Казань своим знакомым».

По словам Виктора Степанцова, гендиректора компании «Казань-Интур», сейчас формируется категория потребителей туруслуг, не один раз побывавших на массовых пляжных курортах — в Турции и Египте, которым более дорогой отдых не по карману. «Они интересуются отдыхом внутри страны, хотят лучше узнать соседние регионы, интересуются познавательными и экстремальными турами: сплавами, походами», — говорит Степанцов. Иван Кадошников, начальник отдела туризма Комитета внешних связей и туризма Исполкома Казани, подтверждает этот тренд: по данным казанской мэрии, основная часть россиян, посещающих Казань, — москвичи или жители Поволжья.

По словам Руслана Чиликова, заместителя директора туристической компании «Тройка плюс К», Казань может рассчитывать на рост потока туристов самых разных категорий. Это туристы-паломники, иностранцы, путешествующие по России, жители других регионов, «деловые» туристы. Он называет экскурсионные направления и достопримечательности Татарстана, традиционно пользующиеся самым большим спросом: посещение Казани, Елабуги, Булгар, Билярского паломнического комплекса, острова Свияжск, Раифского монастыря и т.д. «Думаю, хороший потенциал для развития паломнического туризма представляет Седмиозерная (в народе Семиозерская) Пустынь — древний монастырь со святым источником примерно в 15 км от Казани. Пятнадцать лет назад Раифский монастырь был примерно в таком же состоянии, что и Семиозерская Пустынь сейчас. После восстановления это место будет не менее посещаемо, чем Раифа», — считает г-н Чиликов.
Татарстану не хватает туалетов, гостиниц и рекламы Туроператоры отмечают высокий интерес к Казани и другим татарстанским туристическим маршрутам, однако есть ряд причин, не позволяющих удешевить турпродукт и нарастить объемы продаж. Так, игроки рынка и чиновники сетуют на нехватку гостиниц с оптимальным соотношением «цена-качество» (около 560 руб. в сутки за место в гостинице), демократичных сетей общепита, плохое состояние санаториев и пансионатов и, наконец, отсутствие грамотного продвижения региона — конечный потребитель просто не рассматривает Татарстан как турмаршрут.

Руслан Чиликов отмечает нехватку доступных и качественных гостиниц. «В Казани эта проблема постепенно решается, но строительный бум, затронувший город, совсем не коснулся сегмента дешевых гостиниц. Сейчас доходит до того, что мы вынуждены принимать группы туристов в профилакториях или даже в студенческих общежитиях. Но это решает проблему опять же — лишь на период летних каникул, когда Казань посещают в основном взрослые туристы», — рассказывает он.
Туроператоры также сетуют на плохое состояние пансионатов и санаториев Татарстана, которые, между тем, работают со 100% загрузкой, так как в этом сегменте практически нет конкуренции. Соотношение «цена-качество» сейчас неадекватно, говорят игроки. «Путевки надо бронировать за несколько месяцев, но в то же время корпуса десятки лет стоят без ремонта. Существует, например, такое понятие, как номер второй категории — это номер до ремонта, где старая советская мебель, обшарпанный линолеум, но народ все равно готов туда ехать. Сейчас большинство санаториев находится в частных руках, и собственники не вкладываются в эти объекты, решив пока выжать максимум из имеющегося», — говорит г-н Чиликов. Директор компании «Travel&Work» Юлия Таланова согласна с коллегой: вокруг Казани современных санаториев раз-два и обчелся, остальные — «совковые». «Многие санатории и гостиницы Татарстана находятся в структуре ОАО «Татнефть» и соответствуют высоким международным требовани- ям. Однако они не могут принять большое количество туристов, что вполне понятно: у них есть свое ведомство, кото- рое они обслуживают», — говорит она.

Замдиректора компании «Travel&Work» ОКСАНА АРТЕМЕНКО говорит о дороговизне экскурсионных туров. «Пакетная стоимость трехдневного экскурсионного тура по Казани в группе на 30 туристов — около 4 тыс. руб. с человека. Однодневная экскурсионка в Булгары или Билярск — 420-430 руб., в Елабугу — уже 600 руб. с человека», — говорит она.
Отдельную проблему составляет неравномерное развитие сетей общественного питания.
По мнению туроператоров, в городе мало недорогих кафе, в то время как насыщено предложение в ценовых сегментах «средний и выше среднего».

Как ни странно, в Казани катастрофически не хватает точек общепита с национальной кухней. Специфическая татарская кухня — это один из элементов, привлекающих туристов. Еще меньше сетей общепита по стандартам «халяль», а ведь к Казани и Татарстану с каждым годом все больше растет интерес туристов-паломников», — удивляется Альмир Сабитов, учредитель компании «Аль-Барро». «Из кафе татарской кухни, с которыми мы работаем, могу назвать лишь «Дом чая» и «Алан Аш». Хорошая сеть ресторанов национальной кухни «Биляр», к сожалению, не представлена на улицах Баумана или Петербургской, то есть в пределах пешеходной доступности для туристов», — добавляет г-н Чиликов.
Эксперт говорит, что еще острее стоят все перечисленные проблемы в районах Татарстана. Например, на едва ли не самом популярном экскурсионном направлении — острове Свияжске — нет даже туалетов. Руслан Чиликов: «Турист на острове Свияжске может перекусить только в местном магазинчике, весь ассортимент которого — печенье да масло. Теплоходная экскурсия шестичасовая, из которых четыре уходит на дорогу. За полтора часа можно обойти весь остров. А ведь еще полчаса турист мог бы посвятить, например, покупке сувениров».

По признанию участников рынка, развитие агро-, или экотуризма в регионе — перспективное, но в то же время рискованное направление. «Пока это очень затратно. Слишком большие первоначальные вложения и длительная окупаемость, ведь спрос на данный турпродукт еще не сформирован», — говорит г-н Чиликов. По его мнению, в будущем спрос на экологический туризм в регионе могут создавать иностранные туристы, приезжающие на экскурсии в Казань, но для этого необходимы значительные инвестиции в создание инфраструктуры.

«Какой агротуризм? В какой татарской деревне? Для того чтобы развивать агротуризм, нужно как минимум построить дороги, гостиницы, разработать турпрограмму, заинтересовать в сотрудничестве местных жителей, надо вкладывать деньги в рекламу», — перечисляет Леонид Пресс, гендиректор компании «Стен».
Руслан Чиликов согласен: в чисто деревенских условиях агротуризм практикуется редко — туристу, особенно иностранному, в таких условиях «выжить можно, но очень сложно».

В Подмосковье есть хороший пример сельского туризма, объясняет он: итальянские бизнесмены инвестировали в проект, а москвичи построили рядом с настоящей небольшую туристическую деревеньку, которую обустроили согласно итальянским представлениям о комфорте. «Домики там были не настоящие деревенские, а стилизованные. Современная инфраструктура, современные отопительные приборы, а печки так, только для антуража. Практически лубок, чтобы показать иностранцам «а-ля русс». Итальянцы доят коров, возделывают поле, едят экологически чистую пищу и очень довольны», — рассказывает Чиликов.

Юлия Таланова признается, что сейчас развивать сельский туризм туроператору приходится «на свой страх и риск». «Мы размещали французов в деревне Сердаус, она находится на пути по елабужской трассе. Они в восторге! Прекрасная природа и первозданность, но нет медпункта и никакого транспортного сообщения, поэтому невозможно получить медицинскую помощь, например. Это большая ответственность для туроператоров, поэтому без должного развития инфраструктуры эта перспективная ветка туризма работать не сможет», — делится Юлия Таланова. Г-н Чиликов иронизирует: пока агротуризм и экстремальный туризм в Татарстане — почти одно и то же.

Игроки рынка сходятся во мнении: чтобы развивать агротуризм, нужны большие материальные и моральные затраты, и туркомпании средней руки это не потянут. «Это явно должен быть крупный игрок, причем не претендующий на получение прибыли в первые два-три года», — уточняет Руслан Чиликов, но претендентов не видит.
Операторы въездного туризма ждут господдержки Кроме инвестиционной программы для создания туристической инфраструктуры, Министерство по делам молодежи, спорту и туризму РТ разрабатывает туристические программы по районам Татарстана. Так, в 2006 г. создан маршрут «Жемчужное ожерелье Татарстана», проходящий по территориям муниципальных районов, прилегающих к Казани: Зеленодольскому, Верхнеуслонскому, Лаишевскому, Пестречинскому и Арскому. «Каждый из входящих в маршрут районов уникален — здесь свои природные условия, самобытные история, архитектура и культура. Арский район, например, почти в первозданном виде сохранил быт и традиции татарского народа. Древние города Сувар, Билярск и Булгары демонстрируют историю развития Волжской Булгарии», — рассказывает Анатолий Березинский, замминистра по делам молодежи, спорту и туризму РТ.

По его словам, немногие туроператоры разрабатывают турмаршруты и программы по районам Татарстана, иногда этим занимаются энтузиасты в районах. Например, хорошая экскурсионная программа была разработана в Елабужском районе — по национальному парку «Нижняя Кама». Анатолий Березинский объясняет это тем, что разработка таких программ требует внимательного изучения рынка и хорошего знания истории и культуры населения той или иной территории. «Большинство казанских туркомпаний предпочитает идти по пути наименьшего сопротивления — они не развивают внутрирегиональные туры, а лишь выступают агентами операторов международных направлений», — констатирует г-н Березинский.
Иван Кадошников считает, что ситуация с состоянием гостиничной инфраструктуры заметно меняется к лучшему. «Например, в настоящий момент на стадии строительства в Казани — порядка 12 гостиниц уровня 3-5 звезд. Сейчас мэрия поддерживает девелоперов, развивающих гостиничные объекты, — оказывает содействие в поиске и подборе земельных участков. Думаю, это существенно ускоряет процесс реализации проекта, ведь дефицит земли в Казани — больной для застройщиков вопрос».

Впрочем, некоторые игроки рынка решили не дожидаться господдержки и начали действовать сами: разрабатывать эксклюзивные маршруты, анонсировать проекты гостиничной индустрии, реализуемые в партнерстве с девелоперскими структурами.

О намерении развивать сельский туризм заявила туристическая компания «Аль-Барро». На 15 га земли в Верхнеуслонском районе запроектированы стилизованная татарская деревня и паломнический центр. В числе соинвесторов проекта — казанские застройщики «Симург» и «Казаньстройиндустрия».

Проект строительства туристической базы заявила компания «Travel&Work» и сейчас ищет участок земли на побережье Волги или Камы. Турбаза будет рассчитана на 80-100 мест и круглогодичную работу. «Отличительная особенность нашей базы — анимационные программы, в том числе в национальном колорите. Мы хотим показать туристам местные ремесла, наладить небольшое производство пива», — рассказала Оксана Артеменко. Объем инвестиций в проект — порядка 30 млн руб., компания не исключает возможности привлечения иностранных инвесторов. «Окупаемость туркомплексов в среднем — 7-10 лет, поэтому инвесторов в этом сегменте мало. Им выгоднее построить на этой земле коттедж, продать его, получить свои 600% прибыли и спать спокойно».

Разработкой собственных туристических маршрутов внутри республики занимаются компании «Казань-Интур», «Travel&Work», «Спутник», «Тройка плюс К», Бюро путешествий «Столица», «Аль-Барро».
Впрочем, промо-продвижение региона на федеральном и международном уровнях участники рынка все равно делегируют чиновникам — участие в зарубежных выставках дорогостоящее, а государство заинтересовано в росте потока, особенно платежеспособных иностранных туристов. Вместе с турпотоком растут налоговые отчисления в местный бюджет и создаются новые рабочие места.

«Губернатор Нижегородской области лично презентовал их Кремль на одном из федеральных каналов, поэтому Нижегородский Кремль — Чудо Света, а Казанский — нет», — говорит Юрий Перцев, замдиректора компании «Спутник-ТС-Казань». «Что помешало сделать то же самое нашим, например, нашему министру по делам молодежи, спорту и туризму? Чиновники могли бы использовать административный ресурс, и жители районов голосовали бы каждый час за наш Кул Шариф», — считает г-н Перцев.

По словам Ивана Кадошникова, мэрия ежегодно участвует в крупнейших специализированных выставках: ITB в Берлине и BTM в Лондоне. «Международные выставки — это хорошо, но мы должны цепляться за каждую возможность, чтобы совместными усилиями — чиновников и участников профессионального сообщества — продвигать наш турпродукт на российский и международные рынки», — заключает Юрий Перцев.

цифры
Туристы едут в Казань работать
44%туристов приезжают в Казань с деловыми целями
200тыс. человек — рост турпотока в Казань за 2007 г.
10%— рентабельность внутреннего туризма

Источники: данные компании «Стен», мэрии Казани, Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ.

Самое читаемое
  • Новые штрафы за нарушения в работе с персональными данными. Речь уже идет о миллионахНовые штрафы за нарушения в работе с персональными данными. Речь уже идет о миллионах
  • Путин уволил министра, на прошлом его месте работы разоблачили коррупционное гнездоПутин уволил министра, на прошлом его месте работы разоблачили коррупционное гнездо
  • Минтранс передал соболезнования родственникам Романа СтаровойтаМинтранс передал соболезнования родственникам Романа Старовойта
  • ТЛЦ «Екатеринбург» запустят в 2027 г., он станет крупнейшим причалом «Сухого порта»ТЛЦ «Екатеринбург» запустят в 2027 г., он станет крупнейшим причалом «Сухого порта»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.