Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

Яков Новиков, Сбербанк: Выбрали тактику "голубого океана"

Руководитель управления среднего и крупного бизнеса Сбербанка РФ Яков Новиков сравнивает себя с Пряниковым, который в рекламе стирального порошка спрашивает: «Все еще кипятите? Тогда мы идем к вам!».

Отличие лишь в том, что г-н Новиков заходит в кабинеты глав регионов и предлагает им партнерство при создании индустриальных парков.

В 2013 г. в 65 регионах России по программе «Новая индустриализация» запускается около 500 проектов пром‑ и технопарков. Однако только 80 из них являются таковыми на самом деле. Инвестиции в индустриальную сферу окупаются долго, поэтому к финансированию подключается Сбербанк — в стратегических интересах страны. В его планах — обеспечить 50% частных инвестиций на создание этих площадок. Для этого банк и разработал программу «Новая индустриализация» (ее курирует Яков Новиков) и предложил новый кредитный продукт — «Индустриальный парк». Но поддержка проектов не будет ограничиваться финансовыми вложениями, помимо них предусмотрены меры организационного порядка. Например, не секрет, что сейчас заполняемость технопарков невелика. Сбербанк готов решить эту проблему с помощью своих клиентов — десятков тысяч средних и крупных компаний. «Мы будем им рекомендовать размещать производства на территориях индустриальных парков, в создании которых примем участие», — раскрыл карты «Деловому кварталу» г‑н Новиков.

 

Логика «Голубого океана»

Мотивы Сбербанка Яков Новиков объясняет, подчеркивая, что у Сбербанка нет цели просто возводить коммерческую недвижимость, называя ее индустриальными парками. Ключевое слово — ­«создавать».

— Сам по себе парк — это набор инфраструктуры, которая без конкурентоспособных резидентов не нужна. Это как скелет без мышц, внутренних органов и т. д. Наша задача — создавать эффективные производственные кластеры, и специально для этого мы сделали комплекс кредитных продуктов и сервисов, которые направлены на развитие масштабных индустриальных проектов.

Почему Сбербанку интересно финансировать создание этих парков?

— Потому что мы понимаем, что наша роль в экономике не должна ограничиваться только финансированием уже действующих предприятий. Мы ощущаем себя неким драйвером, отправной базой для создания новых высокотехнологических компаний. А без формирования индустриальных кластеров это практически невозможно. Хотим возродить созидательный бизнес в России. Бизнес, который не зиждется на процессе «купи‑продай», а основан на производстве, на создании дополнительной стоимости. Сейчас в России этот сектор экономики практически разрушен. Восстановить его — наша миссия. Нужно смотреть на те рынки, которые сейчас недостаточно развиты, но имеют большой потенциал. И если мы первыми из коммерческих банков начнем активно работать с этой нишей, то у нас будет возможность не только выполнить миссию, но и обеспечить себе хороший доход.

Рассчитываете заработать на новых клиентах из кластеров?

— Да. Аналогичная история была у нас в малом бизнесе. Когда мы не стали довольствоваться тем рынком, который существовал, а начали финансировать создание новых малых компаний. Это называется стратегия «Голубого океана» — свободного от традиционной конкуренции. Когда ты пытаешься сделать лучше продукт, технологию, сервис, но не стремишься побить действующего конкурента, а открываешь для себя новые горизонты, рынки, компании. Мы решили, что сосредоточимся не на конкуренции, а на создании условий для появления и роста новых компаний. В том числе в производственном секторе.

Насколько я понимаю, речь идет о создании некой типовой бизнес‑модели индустриальных парков. Она и будет тиражироваться на все регионы?

— Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно рассказать об одной предпосылке. Она касается отрасли производственного девелопмента. Этот вид бизнеса еще недостаточно развит в России, поэтому у многих компаний не хватает компетенций, как этими парками управлять, как выстроить бизнес‑модель. Поэтому мы решили, что продуктово‑сервисное предложение гораздо больше соответствует реалиям рынка, чем просто предоставление кредита. Но модель индустриальных парков не может быть единой, унифицированной, поскольку любой кластер имеет отраслевую специфику: парк для химических производств или парк для предприятий сельского хозяйства, машиностроения. Это три абсолютно разных объекта, которые не могут быть одинаковыми. Но некие базисные вещи, которые в этих парках заложены, будут совпадать и сохраняться одинаковыми в каждой модели.

Сколько сейчас у Сбербанка готовых проектов индустриальных парков?

— Работа в рамках программы ведется в трех направлениях: это вложения в ­создание инфраструктуры индустриальных парков, финансирование строительства «доходных домов» — арендного жилья для работников компаний — резидентов парков и финансирование проектов компаний‑резидентов.

Первый шаг в развитии направления сделан — мы представили уникальный кредитный продукт «Индустриальный парк». Уже сейчас в работе более двадцати проектов на общую сумму порядка 30 млрд руб. Я считаю, без преувеличения, что Сбербанк предложил этому рынку именно то, что бизнес ждал от банков очень давно.

Вложив в проект от 20% собственного капитала, юридические лица — собственники парков — могут получить финансирование на приобретение, реконструкцию, строительство объектов недвижимости, инженерной и транспортной инфраструктуры парка, а также на возмещение ранее понесенных затрат по проекту или рефинансировать кредиты других банков, предоставленные на аналогичные цели.

Первый опыт Сбербанка по финансированию индустриальных парков — парк «Ворсино» в Калужской области. Сама сделка была небольшая по сумме — Сбербанк выделил более 470 млн руб. В два приема мы выдали эти деньги. Сейчас в парке работают 27 резидентов, курирует проект правительство Калужской области. На базе как раз этих сделок мы и прорабатываем типовое предложение.

Эти индустриальные парки рассчитаны на малый и средний бизнес?

— Да. Так же, как и в других странах, в Германии, например. В этой стране работает около 200‑250 индустриальных парков. Они все заточены под небольшие компании, поскольку им сложно самостоятельно подключиться ко всем сетям, построить производственные мощности и т. д. Если они будут все это делать самостоятельно, то потеряют и время, и деньги, вместо того чтобы сфокусироваться на главной цели — производстве своего продукта. В России сейчас 30‑40 индустриальных площадок, и многие из них специализируются на крупных клиентах. И это нормальная практика — в первую очередь привлекать «якорей», поскольку они обеспечивают основной поток доходов. Но наша страна выходит на новый этап, когда крупные компании привлекать неоткуда, они все уже пристроены. Этот сектор освоен, самое время обратить внимание на малый и средний бизнес.

Финансирование Сбербанком программы создания индустриальных парков имеет какой‑то лимит?

— У нас нет ограничений с точки зрения вложений в эту программу. Мы готовы инвестировать столько, сколько потребуется. К 2014 г. Сбербанк профинансирует 30 проектов на сумму 100 млрд руб. и 100 проектов резидентов парков на 75 млрд руб.

Сколько парков планируете построить в России?

— Рассчитываем создать 250‑300 площадок по всей стране, занять минимум 50% российского рынка в этом сегменте. И более того, хотим сделать продукты, которые позволят резидентам эффективно работать. В этом направлении уже сделали первый шаг. Сейчас пилотируется продукт для малых предприятий — до 200 млн руб. до 10 лет. Такие длинные деньги никто малому бизнесу не давал и не дает. Семь лет — потолок. Мы пошли на 10 лет для того, чтобы снизить нагрузку на малый бизнес, плюс это проектное финансирование, когда мы оцениваем не только текущий денежный поток бизнеса, но и те средства, которые будет генерировать само предприятие.

А резидентов в индустриальные парки сами будете привлекать?

— В том числе. Мы хотим сделать комплексное предложение по строительству самих площадок и по заведению туда резидентов. Третий сервис — это жилье для сотрудников. Часто приходится привлекать работников из других регионов. И четвертая возможность, которую мы готовы предложить, — это информационный ресурс, онлайн‑система, которая позволит компаниям диагностировать свои резервы по повышению производительности труда и принимать комплекс мер по их улучшению.

 

В ожидании серьезных предложений

Яков Новиков провел уже немало переговоров с региональными чиновниками. Но оформление отношений с ними и соглашения о намерениях — простая формальность. Сберабанку нужны реальные рабочие места и возврат инвестиций.

— Конечной целью является реализованный проект, сделка, увеличенное количество рабочих мест, налоговые поступления, ну и доходы у банка. На индустриальных парках можно зарабатывать. Нам прежде всего интересны регионы, обладающие конкурентными преимуществами, где уже есть крупные инновационные наукоемкие производства, площадки, на которых можно создавать кластеры, и т. д. Мы открыты к сотрудничеству, готовы поддержать проект любого масштаба, главное, чтобы он был проработанный.

Можно ли говорить о какой‑то определенной сумме, которую Сбербанк готов инвестировать в отдельно взятую область для создания индустриальных парков?

— Повторюсь, объем инвестиций определяется не просто количеством проектов, а качеством их проработки. Иногда бывает такая ситуация, что, выдвигая некие дополнительные требования к инициатору проекта, мы позволяем себе этот проект структурировать, изменять, чтобы для себя ответить на ряд важных вопросов, оценить и сократить риски. Поэтому объем инвестиций зависит от наличия качественных проектов. Он не ограничен 100 или 200 млн руб. Мы не гонимся за красивыми цифрами. Если есть хорошие проекты, готовы дать столько, сколько требуется.

Готовы инвестировать в создание индустриальных парков с нуля?

— Естественно. Гораздо важнее, не на какой стадии находится проект, а кто его инициатор, кто возьмет на себя ответственность за риски. Банк не может принять риски за человека, который вдруг решил заняться бизнесом и хочет $50 млн, чтобы реализовать сырой проект. Хочется работать с более надежными партнерами.

С администрациями регионов, губернаторами?

— Да, конечно. Региональное правительство мы готовы поддерживать.

То есть, если администрации будут выходить на вас с конкретными предложениями, Сбербанк готов их финансировать?

— Не только администрации. Мы сами не сидим на стуле, идем и предлагаем, рас­ска­зываем о возможностях, делимся опытом других регионов. Я как человек в рекламе: «Вы еще не строите индустриальные парки? Тогда мы идем к вам!» (Смеется).

А как реагируют регионы на ваши предложения?

— Стараемся заинтересовывать. Конечно, очень важен интерес со стороны первых лиц в регионе. Если нам не удалось их зажечь, лучше проект не запускать. Но думаю, сейчас большинство регионов заинтересовано в создании новых рабочих мест, в развитии промышленности. Последние два года в этом уже никого убеждать не надо. Есть, конечно, субъекты РФ, в которых инициатива находится на низком уровне. Хотя можно понять регионы, не проникающиеся инвестиционными идеями. Я не говорю о Сбербанке, а в целом о ситуации в России. Сейчас существует множество проектов, которые не могут найти инвестора.

Почему?

— Мне сложно по каждому случаю говорить, но, я вас уверяю, если бы вы сами пообщались с инициаторами некоторых проектов, вы бы и 10 рублей им не дали. Зачастую люди приходят и не всегда понимают, кто будет клиентами этого парка. Например, есть кусок земли, на котором областные или краевые власти хотят ­создать индустриальный парк, но четкой рыночной концепции проекта не существует. Инициаторы не понимают, за счет чего они будут приобретать резидентов, почему они будут более выгодными по сравнению с другими площадками. А когда в парке изначально неправильно спроектирована инфраструктура, выбрана бизнес‑модель, исправлять это на более поздних стадиях дорого. Даже нереально. Поэтому первое, что должно прорабатываться, — это концепция, второе — рынок привлечения резидентов. И по каждому из этих направлений мы стараемся работать.

Но, в любом случае, нужно выдерживать баланс, не прикармливать производства деньгами. А лишь помочь им запустить работу, реализовывать идеи. Но все чаще вижу, что бизнес начинает привыкать к бесплатным деньгам.

Отечественный бизнес развратился?

— Да, к сожалению, есть такие примеры. Когда государство полностью замещает банковский сектор, компании теряют экономический стимул развиваться. Зачем? Деньги возвращать не надо, за все заплачено… И, как следствие, эти компании начинают менее эффективно управлять проектом. Это стратегическая ошибка. Государство должно не деньги давать, а создавать стимулы. Чтобы курочка несла яички, нужно ей подложить их в гнездо один раз. Так вот, роль государства — просто яичко подложить, дальше курочка будет нести яйца сама. Создать стимул, но не более того. Не развращать деньгами. Проект должен сам себя окупать. Мы именно за такие проекты.

Подготовила Юлия Спирина

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.