Меню

Аэропорт Казани завершает техническую модернизацию

После нашумевшей аварии во «Внуково» казанский аэропорт решил продемонстрировать, как у нас налажено передвижение автотехники.

По примеру двух других московских аэропортов, в Казани действует особая система мониторинга.

Генеральный директор казанского аэропорта Алексей Старостин заявил, что администрация Международного аэропорта «Казань» придает важное значение развитию и внедрению передовых информационных систем в работу аэродромного комплекса.

В настоящее время прошла техническая модернизация аэропорта, увеличился парк спецтранспорта, обновление – 70%.  Сейчас процесс оснащения уже заканчивается.

Система GPS-навигации и позиционирования транспорта

Юрий Антипов, инженер службы связи, рассказал, какие  инновации есть в столице Татарстана.

  - Идея создания появилась еще в 2008 году. Было сформировано техническое задание,  и руководством поставлены следующие задачи:  повышение уровня транспортной безопасности, контроль расхода топлива на начало и конец дня, контроль объема заправки топлива, слива бака и время, в которые они производились, оптимизация рабочего времени водителей и диспетчеров, контроль перемещения автотранспорта на территории пассажирского перрона в режиме онлайн и офлайн, включая время простоя в пути следования в течение рабочей смены.

После постановки ТЗ встал вопрос о выборе программного обеспечения и технического оснащения.

Валерий Коршунов, технический директор Международного аэропорта «Казань», воистину патриот -  программное обеспечение «Автограф» разработала челябинская компания ООО «Эскорт», а производитель дополнительных датчиков (уровня топлива и угла наклона) аппаратного обеспечения (ООО «Эскорт»)  находится в Казани.

Информация с транспортных средств поступает на сервер «Автографа» (находится непосредственно на территории аэропорта), к ней уже имеет доступ технический директор смены, механик автоколонны, диспетчер, оперативной, транспортной, аэродромной автоколонны, техники по учету ГСМ, инженер по обслуживания системы. Вчера доступ также был предоставлен сменам инженерной и аэродромной службы, идет подключение службы организации перевозок. Всего для охвата территории аэродрома нужно 5-6 дней.

     Те, кто видит картинку на экране, могут ознакомиться со списком служб аэропорта, закрепленной за ними техникой. При выборе транспортного средства можно узнать заданные параметры. Например, одно из транспортных средств за 19 ноября на 19 часов 49 минут 35 секунд находится на территории службы спецтранспорта, двигатель выключен, пробег за смену – 47, 7 км. На карте зафиксировано текущее местоположение, зеленый символ означает, что двигатель работает, красный – выключен.

Маршрут отслеживается в режиме реального времени и за указанный период, кроме того, данные архивируются. Программа отслеживает заправки, фиксирует факты слива.

Можно отследить даже е маршрут водителя службы закупок, который выехал за пределы аэропорта. Видно все, включая скорость, с которой он передвигался.

 Система работает в режиме ГЛОНАСС и GPS. Москва («Шереметьево» и «Домодедово»)  Сургут, Самара уже использовали подобную разработку.

Юрий Антипов объяснил, что водители раньше писали километраж сами, теперь информация на начало и конец дня фиксируется автоматически.

 - Через сеть GSM данные поступают на сервер, дальше уже по локальной сети информацию можно скачать.

Экономия - в приоритете

Первые единицы маршрута были введены в 2010 году. От греха подальше сначала протестировали на мусоровозе.

Водители объясняют, что следят не за нами, а за автомобилями, поэтому дискомфорт не испытывают. Раньше работники были менее уверенными, много времени уходило на то, чтобы перестроиться или понять, какую операцию выполнять в тот или иной момент.

Всего транспорта -  157 единиц, не считая несамодвижущего, оснащено пока не все – основное: например, техника по содержанию аэродрома, по перевозу пассажиров. Техобслуживанием нововведения по совмещению заняты 3 инженера – в постоянном присутствии нет необходимости.

С нововведениями аэропорт начал экономить колоссальные деньги – топливо от 25%  летом и до 35% -  зимой. В год потребляется порядка  900 тысяч тон до 1 300 000 тонн топлива. От 750 000 до 1 200 000 рублей экономии в месяц.

  За счет чего такие цифры? Исключается человеческий фактор учета топлива, определяется фактическое использование, а не нормативное. Сократились пробеги, нецелевое использование транспорта. Это только топливо, есть еще и увеличение межресурсного пробега спецтранспорта за счет его уменьшения: ремонт, выполнение технического обслуживания, снижение затрат тоже значительное. Сам проект еще совершенствуется, развивается, однако, затраты окупилась за 3-4 месяца за некоторый вид техники  и за 7 месяцев - полностью.

Имеются  определенные ожидания от системы – в Казани хотят видеть идентификацию водителей, запрет въезда на территорию спецтранспорта, который не должен тут находиться. Двигатель, к слову, блокируется автоматически.

Систему по рекомендации техдиректора уже с удовольствием внедрила местная автодорожная компания. Отзывы положительные.

на перроне: как все устроено

Существует технология передвижения транспортных средств на перроне. Основная задача – осуществление безопасности движения. Есть специальные пути, где движется только автотранспорт (обозначены белыми линиями), для путей руления  воздушных судов – желтые линии, для их стоянки – красные.

Если вам приходилось самостоятельно добираться в аэропорт после посадки - это решение авиакомпании в качестве клиента, ведь она сама заказывает те или иные услуги аэропорту. Однако это согласовано и не угрожает безопасности.

 - Начинается все с того, что инженер аэродромный службы определяет количество единиц, участвующих в обслуживании взлетно-посадочной полосы, - перечисляет технический директор, -  ставит в известность руководителя полетов и концентрирует технику в специально отведенном для этого месте. После этого он докладывает, что готов к работе.  И только получив разрешение руководителя полетов, занимает взлетно-посадочную полосу.  По окончанию работу или по требования руководителя полетов он немедленно ее освобождает. Впереди идет одна техника и замыкающая, между ними -  рабочая колонна – такой порядок.

 На перроне Коршунов тщательно контролировал, где ходят журналисты, и пару раз их заворачивал, объясняя, что за красную линию заходить запрещено.

Фотографы запечатлели работу спецслужб противообледенительной защиты. При взлете необходимо, чтобы не скапливался иней и снег в механизмах управления.  Пассажиры в этот момент уже на местах, поскольку ограничено время действия жидкости, используемой для обрызгивания.

В пресс-службе признались, что пришлось подписать много документов и осуществлять тщательный контроль, чтобы так далеко пустить поснимать прессу, которую перевозили на специальном автобусе (строго по заданному маршруту).

 

По закону

Своеобразная «библия» для аэропортов – Руководство по организации движения автотранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах РФ. Отдельные ее пункты могут проиллюстрировать, как  строго должно регламентироваться передвижение на перроне, не позволяя технике столкнуться.

«…2.11. Спецмашины, выезжающие на летную полосу и РД, должны быть оборудованы габаритными и проблесковыми огнями, радиостанциями и буксировочными устройствами…

«2.12 Буксировка ВС или выезд спецмашин и аэродромной техники на ЛП и РД с неисправными средствами связи не допускается».

2.13 Водители спецмашин во всех случаях обязаны уступить дорогу рулящим или буксируемым ВС…

2.14. Скорость движения спецмашин при подъезде к обслуживаемому ВС, отъезде от него и маневрирования в зоне обслуживания не должна превышать 5 км/ч. Скорость движения спецмашин по перрону к местам стоянок ВС не должна быть более 20 км/ч, а в остальных зонах аэродрома – не более 40 км/ч…».

 

Не забывая о трагедии

Относительно октябрьской трагедии во «Внуково» технический директор не подтвердил и не опроверг предположение, функционировала ли такая же программа в злополучном аэропорту.

- Я вас убедительно прошу дождаться расследования, официальных результатов случившегося. От себя могу добавить, что в аэропорту «Казань» принята декларация по безопасности полетов – во главе угла мы ее и ставим. Ответственность за ее исполнение  лежит как на генеральном директоре, так и на сотруднике аэропорта.

Кроме того, Валерий Коршунов объяснил, что медосмотр как до, так и после смены, в казанском аэропорту был обязательным еще до московского ЧП. Выборочный контроль осуществляется еще и в течение рабочего дня. Если врач заподозрит, что состояние сотрудника не позволит ему выполнить должностные обязанности, тот отстраняется от смены. И это не обязательно факт употребления спиртных напитков.

Кристина Гизатулина для DK.RU