УФАС по РТ считается службой жестких решений. Под ее штрафы попадали естественные монополии и операторы связи. Но больше всего достается рекламщикам и сфере ЖКХ.
Крупные дела о монополиях и злоупотреблениях власти занимают внимание УФАС не меньше, говорит ее глава Александр Груничев.
Критику в свой адрес УФАС принимает, но и к бизнесу у антимонопольщиков есть претензии: если бы компании не пытались использовать службу для защиты конкретно своих интересов, а в целом рынка, дело двигалось бы быстрее, считает г-н Груничев. Он говорит, что жалобщики становятся все более профессиональными, но охотников писать заявления на газовщиков и энергетиков среди них немного.
Физлиц волнует спам, бизнес - госзаказ
УФАС по РТ – одно из самых крупных территориальных управлений антимонопольной службы. В нем 56 человек, для сравнения в соседней Марий Эл – 19 сотрудников. Все они завалены обращениями о нарушениях в сфере госзаказа и рекламной спам-рассылки.
- Если судить по жалобам, которые физлица и бизнес направляет вам, что волнует заявителей?
- Если судить по обращениям, то это сфера ЖКХ. Каждое третье-четвертое обращение касается доступа до услуг естественных монополий, тарифов и деятельности управляющих компаний. Это обращения и от компаний, и от физлиц. В последнее время увеличилось число обращений об СМС-спаме. В 50% случаев заявитель давал разрешение на рассылку рекламы, но забыл об этом, во второй половине случаев мы должны разобраться. Рассматривая дела, мы иной раз в поисках источника рассылки проходим три-четыре компании и заказчика часто невозможно найти. С таким потоком обращений мы едва справляемся и очевидно, что пока не будет принято консолидированное решение, и операторы связи под давлением закона или админресурса не прекратят практику рассылки, вал рекламы будет продолжаться.
- Вы считаете СМС-спам такой большой проблемой, что такое большое и профессиональное ведомство как ваше должно тратить львиную долю времени на ее решение?
- Я не считаю, что это большая проблема. Но в месяц мы получаем 40-50 обращений, и для нас это большая часть работы. Какая логика у людей? – Достала реклама, ею занимается ФАС – напишу туда! Другое дело, что эта работа может быть решена гораздо меньшими ресурсами: УФАС долгое время просит о разработке приложения для автоматического мониторинга рекламных сообщений, давно мы говорим, что уровень звука не должен быть повышен во время рекламы, но техрегламента по этому вопросу так и нет. Почему такие элементарные решения не принимаются – отдельный вопрос и не к нашей службе.
- Какие жалобы от бизнеса вы в основном получаете?
- Госзаказ – это главная жалоба, конечно. Понятно, что если компании по какой-то причине не допускают до конкурса, то бизнес для восстановления своих прав ведет себя очень активно. И я благодарен, что так происходит. Второй поток заявлений – это жалобы на подключение, отключение услуг естественных монополий. И третий поток – жалобы на органы власти. Как правило, конфликтные ситуации связаны с выделением земли.
- В Казани такого рода жалоб больше, чем в других городах?
- Да, в Казани и Набережных Челнах, но это связано главным образом с масштабом городов. Кроме того, это более развитые образования с более активным населением и юридически грамотными компаниями. Да и сотрудники исполкомов в этих городах юридически подкованнее, поэтому их активность более заметна. Не знаю, стоит ли говорить, но в районах, как мне кажется, будто нет надежды на изменения. Третий или четвертый год я или мои заместители ездим по Татарстану с выездными приемными, за месяц делаем объявление, но почти никто не приходит. Я не допускаю мысли, что есть такие районы, где нет проблем. Просто, видимо, в возможность что-то изменить люди в этих районах либо не верят, либо не знают, как работают механизмы их защиты.
- То есть исполкомы крупных городов создают не больше проблем бизнесу, чем в других муниципальных образованиях?
- Это провокационный вопрос и вот почему. На мой взгляд, в некоторых районах Татарстана бизнес не развит. Там есть сформированная за несколько лет группа лиц-предпринимателей, а остальные, видимо, даже не пытаются проявлять какой-то предпринимательской активности. Ну и взяться бизнесу извне в этих районах неоткуда – переезжать туда никто не хочет. Вряд ли кто-то захочет переехать, например, в Черемшанский район, чтобы организовать там свое дело, в том числе из-за того, что там нет условий для развития бизнеса.
- Бизнес в Казани действительно довольно часто предъявляет претензии власти. У вашего ведомства какие основные вопросы к чиновникам?
- Как выяснилось, для Казани самый большой вопрос земельный. Вот и Ильсур Метшин сказал, что казанцам нужно искать неиспользуемые земли под пустующей недвижимостью. Как раз сейчас мы заняты решением этого больного вопроса совместно с уполномоченным по правам бизнеса Тимуром Нагумановым, с которым мы одними из первых подписали соглашение о сотрудничестве. В Казани сейчас широко применяется практика предварительного согласования места размещения объекта на земельном участке. По существующему порядку информация о выделении земельного участка не доводится до потенциальных покупателей в доступной форме. Мы хотим, чтобы органами местного самоуправления был разработан такой порядок предварительного согласования, в котором будет расписано: каким образом можно подать заявку, кто и в какие сроки эти заявки принимает. Этот порядок должен быть доступным для всех желающих и не должен допускать разночтений. На наш взгляд, это позволит сделать механизм выдачи земельных участков прозрачным. Не знаю, решим ли мы эту проблему в рамках дела или исполком пойдет нам навстречу.
Золотые кровати не пройдут
Поток жалоб на нарушения в сфере госзаказа не иссякает – ежегодно УФАС по РТ принимает 300-400 заявлений, 60% из которых признаются обоснованными. При этом появились и профессиональные жалобщики, под их пристальным вниманием и за счет мер, принимаемых УФАС, госзакупка золотых кроватей сегодня невозможна, утверждает Александр Груничев.
- Наверное, больше, чем сфере ЖКХ, от УФАС достается только рекламному рынку…
В рекламе самый частый штраф – 100 тыс. руб. Компания скорее перерегистрируется, чем его заплатит. С другой стороны я считаю, что такой штраф порой несоизмерим с виной компании, которая во многих случаях бывает случайной. Возможно, необходимо дифференцировать штраф в зависимости от степени вины. Одно дело предупреждающая надпись не 7%, а 6% от площади рекламы, а другое дело реклама финансовых пирамид, которая, на мой взгляд, должна быть запрещена совсем. Я не склонен в каждом нарушении, в том числе закона о рекламе, видеть злой умысел. Где-то это невнимательность корректора, где-то ошибка неопытного специалиста. Такие же ошибки не по злому умыслу мы выявляем и по другим делам, например, в неправильном оформлении конкурсной документации по госзаказу.
- Но, согласитесь, если сотрудник меняет ноль на букву «о» в конкурсной документации, то это вряд ли невнимательность или ошибка.
- Конечно. Кстати, сегодня такое нарушение стало невозможным благодаря введению технических средств. А еще была лазейка, когда капремонт объявляли изменением технических условий помещений – совершенно другой код в документации. Такое бывает.
- И как меняется ситуация по госзакупкам?
- Как я говорил, нарушение в сфере госзакупок – это наиболее популярная жалоба от бизнеса. В год мы рассматриваем примерно 300-400 жалоб. Процент обоснованности жалоб – около 60-65%. С прошлого года при поступлении жалобы на нарушение в процедуре конкурса блокируется процесс проведения дальнейших процедур. И эта мера показала себя эффективной. Есть затруднение по работе по новому 223-ФЗ. Он заработал, а наказание за его нарушение в КоАП еще не прописаны. И пока он не действует, отдельные должностные лица делают что хотят.
- Как вы оцениваете качество жалоб?
- Качество серьезно улучшилось. Кроме того увеличилось количество жалоб от профессиональных жалобщиков. Это люди, которые занимаются этим как бизнесом.
- Ведь это, должно быть, помощь для вас?
- Я думаю, что помощь – это когда заявитель не сразу с жалобой обращается к нам, а сначала пишет письмо заказчику с требованием дать объяснения по нарушениям и только если ответ не будет дан, обращаться к нам. Под конец года количество жалоб резко увеличится в связи с освоением не потраченных за год средств. Если это профессиональные жалобщики, то они явно выполняют чей-то заказ.
- Тем не менее, вы говорили, что служба буквально завалена жалобами, и вы едва успеваете отрабатывать серьезные дела. Так, возможно, такие профессиональные жалобы и помощь специализированных общественных организаций окажется не лишней?
- Я думаю, что здесь играет роль открытость ведомства. В этом году мы разработали мобильное приложение для Apple и готовим для Android. Используя его, каждый может сообщить о нарушении, в том числе и в упрощенной форме. У нас есть и свой общественно-консультационный совет с видными и уважаемыми людьми в нем. Я и сам состою в нескольких советах, но мне видится, что часто бизнес хочет использовать участие в таких консультативных органах как приближение к власти ради защиты не интересов своих рынков, а конкретных компаний. Когда эта тенденция будет переломлена, тогда эффекта будет больше.
Монополии напуганы оборотными штрафами
Сложные отношения бизнеса и естественных монополий не оставляют УФАС по РТ равнодушным, говорит г-н Груничев. Но разрешить дело в суде стоит службе двух-трех лет тяжбы. Но результат такой работы есть – оборотные штрафы, которых один только «Водоканал» получил несколько раз, делают монополистов более сговорчивыми.
- Недавно ФАС подверглось жесткой критике, согласно которой внимание службы фокусируется на малом и среднем бизнесе. Так, например, два ларька могли быть приравнены к сети и иметь штрафы по закону о торговле как крупный ритейлер. В то же время реальные монополисты, в том числе естественные, реально влияющие на развитие свободной конкуренции, работают, не зная проблем с ФАС. Каково ваше отношение к такой критике?
- Действительно, практика в случаях подобных вашему примеру, складывалась неправильная. Но, хорошо относясь к критике, я не соглашусь, что крупных дел мы не заводим, их много. Например, казанский «Водоканал» уже несколько раз получал оборотные штрафы, в этом году мы выиграли большое дело с газовщиками об обязательной установке счетчиков. Хочу заметить, что такие дела – всегда сложные, они требуют сбора огромной доказательной базы, к тому же порой возникают проблемы со сбором информации. Поэтому срок рассмотрения таких дел доходит до полугода и более.
- Но взаимоотношения с естественными монополиями бизнес все время называет одной из главных своих проблем.
- Хорошо, но где обращения и жалобы? По закону мы не имеем право возбуждать дела без заявления потерпевшего по собственной инициативе. Нужно показать, чьи права ущемлены. Все говорят, что все плохо, но где жалобщики? Таких нет. Пишите обращения, мы всегда готовы по ним работать. Мы хотели бы по собственной инициативе обращаться в суды, доказывать, что деятельность некоторых компаний-монополистов приводит к снижению конкурентоспособности на том или ином рынке, но суды непреклонны: нужны те, чьи права были нарушены.
- Почему не обращаются?
- Возможно, предпочитают решать проблемы другими способами. Как я уже говорил, сроки рассмотрения дел достигают 9 месяцев, потом столько же – разбирательства в судах. И это в лучшем случае. Если вы хотите открыть новое производство, а вас отказываются подключать к сетям, готовы ли вы ждать два-три года, пока решится вопрос?
- Не хочется, но вы говорите, что и вам не хочется рассматривать дело два-три года.
- Именно поэтому должно измениться законодательство, чтобы мы могли такие дела рассматривать в ускоренном порядке.
- Но вы отмечаете какие-то изменения в этой проблеме?
- Было хуже, становится лучше.
- Что повлияло на появление этой тенденции?
- Очень сильно повлияло отношение президента Татарстана, потому что инвесторов нужно привлекать в первую очередь инфраструктурой. Это один из основных вопросов, одна из составляющих бизнес-проектов. Повлияли также действия по реорганизации рынка, создание Генерирующих компаний. Положительное влияние оказали и наши действия, поскольку мы стараемся не пропускать крупные нарушения.
- Какими делами вы это можете проиллюстрировать?
- Любое дело против генерирующих компаний, газовиков, водоканалов. В принципе в любой сфере у нас есть интересные, выигранные в судах дела и наложены крупные штрафы. Это не разовая, а системная работа. Это помогло изменить ситуацию так, что сейчас представители естественных монополий уже сами к нам обращаются с просьбой прокомментировать, будет ли то или иное действие расценено как нарушение антимонопольного законодательства. Я считаю, что это правильное взаимодействие.
- То есть это именно ваши штрафы возымели такое действие?
- Я думаю, что и рынок становится более цивилизованным. Мы переходим на более высокий уровень. Понятно, что у монополистов есть проблемы, сети устаревают и нужны непопулярные меры, но нужно искать компромисс.
Ничего личного, только бизнес
Несмотря на то, что миссия ФАС защищать свободную конкуренцию, служба не снискала безграничного доверия со стороны бизнеса. Александр Груничев говорит, что сложилась практика, когда компании оспаривают любое решение УФАС по РТ. Но глава службы логику бизнеса понимает.
- Почему УФАС не высказывает свою позицию по определенным событиям, которые бизнес-сообщество называло ущемлением своих прав или создание лучших условий для определенных игроков. Пара громких примеров – это передел рынка наружной рекламы и выход на казанский рынок компании «Леруа Мерлен»…
- Часто бизнес воспринимает нашу службу как инструмент в споре с конкурентами. Поэтому даже по крупным спорам мы часто не высказываемся, потому что компании не идут в споре до конца – решают свою бизнес-задачу, а после забирают заявление из УФАС. Нам это не нравится, и чтобы доводить дела до конца, нам нужна законодательная возможность не возбуждать дела по любому заявлению, а давать предписания, обязательные к исполнению. Я также считаю, что мы должны иметь право делать предупреждения чиновникам для ускоренного решения вопроса. Оно должно быть обязательным к исполнению в три дня. Сейчас пока мы возбуждаем дело, пока рассматриваем его, пока он его обжалует – может пройти до двух лет.
- Есть какие-то местные законы, к которым у вас есть претензии?
- Местных нет. У нас сложилась такая практика с законодателями, что по нашим жалобам нарушения устраняются очень быстро. Кроме того, к нам за заключением обращаются еще на этапе законопроекта. В отличие от других регионов у нас это взаимодействие очень хорошо налажено, что было сделано еще тогда, когда президент был премьером. Два-три года назад у нас был большой вопрос по процессу перевода подвесных линий под землю. Тогда ФАС выступал с четкой позицией, что закон о связи не налагает обязательств на телекоммуникационные компании, чьи линии были проведены по воздуху до принятия регламента, закапывать их под землю за свой счет.
- Как вы считаете, в целом бизнес воспринимает вас как защитника своих интересов?
- Трудно сказать. Но могу отметить, что практически все наши решения обжалуются. Раньше такого не было, бизнес часто сразу признавал свою вину. Но мне понятна логика компаний. Будь я бизнесменом, я бы сам пошел обжаловать решение УФАС. Во-первых, даже если я окажусь неправ, штраф обесценится хотя бы на процент инфляции. Во-вторых, в процессе рассмотрения дела может быть принят закон, который снимет ответственность. Такое не раз бывало. Можно добавить и третью причину, руководство коммерческой организации говорит исполнителю: если нарушение подтвердится, будешь платить из своего кармана. Так что есть, как минимум, три причины идти против решений, вынесенных Комиссией УФАС, и говорить, что мы друзья, не приходится. Но, несмотря на это, мы стараемся выстраивать с бизнесом партнерские отношения, ведь у нас общая задача – развивать конкуренцию.
Интервью опубликовано в №22 от 11.11.2013