Алексей Семин — один из крупнейших лендлордов и рантье Казани — фигура неординарная. Свое состояние, оцениваемое в $1 млрд, он сколотил на заре рыночной экономики.
Алексей Семин начал заниматься бизнесом в 24 года, еще учась в университете, и стал одним из первых предпринимателей Татарстана — его предприятие «Образование» было зарегистрировано под номером 2. «Мы сдали документы сразу, как только появилась возможность регистрации акционерных обществ. И мне очень долго не давали свидетельство, — вспоминает он. — В конце концов зарегистрировали. Я тогда вообще не задумывался, какой номер будет. А под №1 — «КАМАЗ». Оказывается, была дана команда, что именно автозавод должен быть зарегистрирован под первым номером в Татарстане. А у него не хватало каких-то документов. И поэтому меня два месяца мурыжили».
Стиральный порошок вместо «Волги»
Предприятие Алексея Семина — чековый фонд «Образование» — было создано с целью обучения основам предпринимательской деятельности и компьютерной грамотности. Постепенно расширяющаяся деятельность привела к появлению целой группы компаний «Образование», в которую вошли более десятка предприятий, работающих в сферах инвестиционной деятельности и ценных бумаг, недвижимости и строительства, консалтинга и брокериджа. В начале 90-х появился чековый фонд «Образование», который занимался ваучерами.
На заре приватизации каждому россиянину пообещали, что в будущем он в обмен на свой ваучер сможет получить две «Волги». «Поскольку обменять на нее ваучеры на самом деле было проблематично, люди с удовольствием оплачивали своими ваучерами стиральный порошок, который я получал в обмен на акции химкомбината, купленные за приобретенные ранее именные приватизационные чеки», — рассказывает Семин. По его словам, комбинат с удовольствием сбывал порошок, которым склады были забиты сверху донизу. При этом простые татарстанцы тоже с радостью покупали стиральный порошок в магазине «Образование», поскольку там он стоил дешевле, чем на складе предприятия. На вырученные ваучеры Семин покупал новые акции предприятий на аукционах. «Уже раскрутившись, стал формировать крупные пакеты и обменивать их на недвижимость», — вспоминает он.
Крупнейший лендлорд Казани
Семин утверждает, что учеба на кафедре научного коммунизма и социологии КГУ помогла ему в бизнесе. «Это была очень хорошая школа управления. У нас не было Гарварда или Оксфорда, и не было возможности туда поехать, но основа управленческих подходов давалась как раз на отделении научного коммунизма, — отмечает он. — Полученные знания я использовал в жизни последующие 20 лет. Например, доказывал красным директорам, в чем их интерес, когда они отдают ненужную продукцию в обмен на акции своего предприятия».
Семин объяснял «красным директорам», что если они станут совладельцами завода, то уже «не придет варяг и не выкупит контроль». Затем доказывал, что акции им нужнее, чем недвижимость в Казани, которая зачастую не использовалась. «Красные директора смотрели на меня как на идиота, когда я предлагал им обменять недвижимость на акции. И особенно, когда я пытался доказать, что мне за это надо дать деньги. В итоге соглашались дать продукцию. Потому что, как сейчас в Белоруссии, так у нас было в начале 1990-х. Предприятия работали на склад, продать свою продукцию не могли из-за ее высокой себестоимости. А уж когда корпуса, за которые они налоги платили и которые надо было обслуживать, вдруг я у них брал, они долго-долго смеялись», — вспоминает Семин.
Тем временем за счет сдачи полученной недвижимости в аренду функционировала эффективная система. Позже на ее основе возникла компания — «Единая арендная система», объединившая десятки тысяч метров бывших промышленных площадей по всей Казани и сдававшая их в аренду предпринимателям под офисы. «Инфляция была довольно высокой, и пакет акций удавалось не только обменять на недвижимость, но еще и получить в довесок либо денежные средства, но это было редкостью, либо по бартеру строительные материалы, услуги по ремонту зданий и так далее, — рассказывает бизнесмен. — Зато малые предприниматели платили уже весьма дефицитными тогда живыми деньгами. Их можно было очень выгодно вкладывать в покупку новых акций, формировать крупные пакеты. А затем вести диалоги с директорами по их обмену на неиспользуемые в основном производстве здания».
Алексей Семин
Основатель и председатель совета директоров управляющей компании «АС Менеджмент»
Родился: 14 октября 1967 г.
Образование: Казанский государственный университет (кафедра научного коммунизма и социологии). Кандидат социологических наук.
Так сформировалась основа инвестиционной группы ASG, а затем компании «АС Менеджмент». В официальный перечень земельных участков и другой недвижимости двух фондов Семина входит около 500 объектов. Участок площадью 700 га, включенный в черту Казани, в этом перечне оценен в 5 млрд руб. Закрытый паевой инвестиционный фонд (ЗПИФ) «Казанский земельный инвестиционный фонд», который находится в управлении «АС Менеджмент», объединяет в общей сложности более 25 тыс. га земли. Из них участки в черте города Казани — 2,15 тыс. га, а участки в прилегающих к городам районах — 23,3 тыс. га. Речь идет о земельных участках общей стоимостью около 25 млрд руб. Кроме того, в империю Семина входит 300 тыс. кв. метров различной, в основном торгово-офисной, недвижимости.
Главный по оздоровлению
Злые языки говорят, что Алексей Семин по-настоящему разбогател, будучи председателем Комитета Республики Татарстан по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению с 1999 по 2005 год. «Если в биографии чиновника нет в начале предпринимательской деятельности, естественно, его вхождение в рейтинги богатейших людей более чем сомнительно, — отмечает Семин. — Но у меня совершенно другая история. Сначала было 8 лет предпринимательской деятельности, затем 6 лет государственной службы, и вот опять 6 лет предпринимательской деятельности. То есть из 20 лет две трети времени я занимался бизнесом».
За время работы председателем Комитета Семин разработал и воплощал в жизнь систему финансового возрождения предприятий Татарстана. После детальной проработки института банкротства с учетом мировой практики следовал курсу постепенного построения системы под жестким контролем со стороны государства. Особое внимание будущий крупнейший лендлорд Казани уделял решению многочисленных практических вопросов в сфере банкротства, ответы на которые в российском законодательстве отсутствовали.
В результате в Татарстане был принят целый ряд нормативных актов, которые, не нарушая Федерального закона о банкротстве, регулировали данные вопросы и создали условия для эффективного проведения процедур банкротства.
Комитет Семина работал над тем, чтобы не допустить вхождения в процедуру банкротства тех предприятий, которые были социально значимыми. «Нынешний министр энергетики РТ Ильшат Фардиев (ранее занимал должность гендиректора ОАО «Татэнерго» — прим. ред.) вспоминал недавно, как мы приезжали вместе с ним в Москву и на бюджетной комиссии при Федеральной службе по финансовому оздоровлению доказывали, что нельзя вводить процедуры на «Татэнерго». Хотя по всем показателям предприятие соответствовало признакам банкротства, — говорит Семин. — И разными путями удавалось все это дело оттягивать. В результате предприятие прошло оздоровление, не входя в процедуру банкротства, с применением мер государственной поддержки. И таких предприятий было много, тот же «КАМАЗ», например».
В результате, около 200 крупных предприятий Татарстана рассчитались хотя бы частично с долгами, распродав часть своих активов. По словам Семина, действительно произошло разукрупнение предприятий, но ни одна крупная компания Татарстана до процедуры банкротства доведена не была.
Международный антиквар
В последнее время Алексей Семин активно занимается коллекционированием предметов искусства. Как отмечает сам бизнесмен, для него это скорее страсть, чем бизнес. «Рассчитывать на определенную доходность можно, если постоянно что-то покупать и продавать. Это уже другое, надо плотно заниматься, — отмечает Семин. — Гарантия одна: антиквариата, в любом случае, больше не станет». В Большом собрании изящных искусств ASG в настоящее время насчитывается более 1700 единиц хранения. Предприниматель владеет более 500 полотнами западноевропейских художников XVII–XVIII веков, более 700 предметами западноевропейской мебели XVIII века, собирает русскую живопись XIX–начала ХХ века.
В прошлом году Семин создал Международный институт антиквариата и реставрационную мастерскую, входящие в состав инвестиционной группы компаний ASG. А в конце мая 2011 г. на площадях «Единой арендной системы» открылся выставочный центр Международного института антиквариата, общая площадь которого составляет 250 кв. метров. На выставочных площадях института экспонировано порядка 200 единиц хранения. Реализуется и проект виртуального музея: любой человек, интересующийся искусством, может свободно изучать экспозицию Выставочного центра Международного института антиквариата и большого собрания изящных искусств ASG в реальном или виртуальном виде в сети Интернет.
В июне этого года Алексей Семин впервые показал часть своей коллекции в Казани и передал порядка 20 предметов мебели и живописи XIX века в дар фонду «Возрождение» первого президента РТ, госсоветника РТ Минтимера Шаймиева для размещения на территории возрождаемого острова-града Свияжска. При этом передавать всю свою коллекцию кому-то в дар Семин при жизни не собирается. «Рассчитывать на это, по крайней мере, наивно, — не стесняется он. — В основе своей коллекционеры еще жаднее и скупее, чем предприниматели. Еще Екатерина II в письме к Вольтеру, открывая истинную сущность своей страсти, не стесняясь, писала: «Я получаю удовольствие не от искусства, а от жажды обладания искусством. Мне очень стыдно, я говорю об этом только вам. Но в первую очередь мною движет жадность, а не любовь к искусству».