Меню

Альфия Валиева, директор фонда «АК БАРС СОЗИДАНИЕ» о том, как сломать менталитет

Альфия Валиева, директор фонда «АК БАРС СОЗИДАНИЕ», рассказала «ДК», что в благотворительности админресурсом хорошего результата не добиться: Топ-менеджеры видят результат и продолжают помогать.

Фонд «АК БАРС СОЗИДАНИЕ» Альфия Валиева возглавляет с 2008 г. Всего в организации работает семь штатных сотрудников и 350 волонтеров. При этом фонд не привлекает дополнительных специалистов. Всю работу ведут сотрудники: пишут сценарии, разрабатывают мероприятия, проводят экскурсии, готовят отчет на трех языках и планируют переводить его еще и на немецкий. Сама же Альфия Валиева легко находит общий язык с профильными министерствами и руководит фондом, который является исполнительной организацией всех благотворительных акций региона.

Как сломать татарстанский менталитет

Закончив химический факультет КГУ, а в последующем получив второе высшее образование по специальности «психология», Альфия Валиева много лет работала в школе на должности замдиректора по воспитательной работе. Неоднократно становилась победителем республиканских конкурсов, была автором программы по педподдержке и социальной адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Потом ее пригласили в администрацию Вахитовского района Казани, а затем и в Министерство образования и науки РТ, где в функциональные обязанности добавились вопросы по выявлению и поддержке талантливых детей, в том числе и с ограниченными возможностями.

Работу в благотворительном фонде г-жа Валиева начала с разработки комплексной целевой программы, систематизировав основные направления деятельности  организации: поддержка тяжелобольных детей, юных талантов,  социализация детей-сирот, помощь малообеспеченным многодетным семьям, одиноким пожилым гражданам, популяризация здорового образа жизни. Средства на уставную деятельность выделяет «АК БАРС» Банк. На реализацию социально-значимых проектов средства поступают как от юридических лиц, так и от физических лиц. В прошлом году фонд направил на благотворительные проекты 37 млн руб.

Как отмечает г-жа Валиева, раньше доброй традицией среди бизнесменов считалось посещение детских домов на Новый год или 1 июня: туда машинами свозились игрушки и сладости. А дети на самом деле нуждались в совершенно иных вещах, например в средствах реабилитации. Сейчас  ситуация меняется. Все больше организаций хотят оказывать помощь системно, обращаясь в благотворительные фонды. «Когда компании, вместо того, чтобы покупать ненужные подарки, объединяют ресурсы и покупают, скажем, оборудование для реабилитации, эффект благотворительности становится долгоиграющим, - считает г-жа Валиева. Роль фонда при этом – координирующая. Он собирает информацию о наиболее нуждающихся и направляет бизнесменов по нужным адресам.

Другим важным трендом Альфия Валиева считает смену менталитета руководства крупных компаний. Например, исторически считалось, что на праздники партнерам и клиентам обязательно нужно делать подарки, и большинство предприятий закладывали эти средства в годовой бюджет. «В марте этого года компания «АК БАРС Капитал» первой в регионе решила вместо покупки сувениров перечислить деньги на лечение тяжелобольного малыша, которому требовалось свыше 700 тыс. руб.», - приводит пример г-жа Валиева.

Самое главное для фонда – это полная прозрачность и открытость, поэтому «АК БАРС СОЗИДАНИЕ» не просто выкладывает отчеты на своем сайте, но и принимает участие во всероссийском конкурсе годовых отчетов. Это хорошо работает на авторитет и репутацию – многие компании из других регионов, желающие провести в Татарстане благотворительную акцию, делают это через «АК БАРС СОЗИДАНИЕ». Фонд свои наработки не скрывает: «Руководители многих вновь созданных организаций приходят к нам за советом с чего начать, как организовать делопроизводство, разработать внутреннюю нормативную базу. Мы предоставляем свои образцы документов: пользуйтесь, помогайте другим».

Фонд имеет налаженную связь с профильными министерствами, что помогает проверять информацию о нуждающихся и искать альтернативные способы оказания помощи. «К сожалению, многие организации не имеют возможности проверять сведения о просителях, поскольку нет единой базы благополучателей, - говорит г-жа Валиева. – Мы, к примеру, сначала запрашиваем информацию в компетентных органах, и иногда выясняется, что больному можно помочь в рамках федеральных или республиканских программ.  Так, в прошлом году мы нескольких детей смогли отправить на лечение по квоте».

Другой способ сэкономить – это получить скидки при закупках оборудования. Г-жа Валиева утверждает, что многие производители идут навстречу. Таким образом, вместо помощи одному ребенку помочь удается двоим-троим.

Жертвователи на работе

Альфия Валиева не согласна с тем, что доноры фонда - крупные татарстанские компании - находятся в ситуации «добровольно-принудительной». «Если бизнес готов выйти на мировой рынок, то он заявляет себя как социально ответственный. Фонд сотрудничает с организациями, которые ведут благотворительную деятельность системно, знают своих благополучателей в лицо и по имени. Руководители компаний видят результат и продолжают помогать. Административным ресурсом такого добиться было бы невозможно», - комментирует г-жа Валиева. 

В иллюстрацию добровольности помощи она вспоминает историю открытия соляной комнаты в дошкольном учреждении для детей с аллергическим уклоном. В 2009 г., в разгар экономического кризиса, директор компании «Аудэкс» принял решение не выплачивать дивиденды, а потратить эти деньги на строительство соляной комнаты, а директор строительной фирмы «Санлайт», которая не понаслышке знала проблемы таких детей, сделала большую скидку: таким образом, комната стоимостью в миллион обошлась фонду в 250 тыс. руб.

«Мы рады, что вместе с партнерами, единомышленниками имеем возможность помогать. Только в 1 квартале 2013 г. фонд оказал помощь 55 детям, в то время как  за весь 2012 г. – 120-ти, - говорит Альфия Валиева. - Каждая удачная операция, сделанная ребенку, большая радость для каждого нашего сотрудника, т.к. никто не остается в стороне и чужую боль принимает как свою».