Шоколадный бизнес Андрей Коркунов продал американцам в 2006 г. на пике успеха, когда оборот компании составлял $100 млн., а ежегодная прибыль была на уровне 18%. Он решил, что для дальнейшего ра
занялся банками
Шоколадный бизнес Андрей Коркунов продал американцам в 2006 г. на пике успеха, когда оборот компании составлял $100 млн., а ежегодная прибыль была на уровне 18%. Он решил, что для дальнейшего развития пришло время либо самому поглощать конкурентов, либо продавать фабрику. Рассмотрел оба варианта, на тот момент продажа оказалась более выгодной, и сделка состоялась: 80% кондитерского бизнеса ушли компании Wrigley за $300 млн. Остальные 20% та же компания выкупила спустя 2 года.
С того момента Андрей Коркунов стал искать новые интересные проекты. Сначала в родной сфере производства продуктов питания— начал выпускать сухарики «Воронцовские», а годом позже купил татарстанский банк, удивив российское бизнес-сообщество.
Почему вы решили вложить средства в непрофильный для вас бизнес?
— Несмотря на то что мое имя прочно ассоциируется с шоколадными конфетами, я вел и другие дела. В частности, у меня есть свой логистический бизнес, микрофинансовая организация. Поэтому покупка банка не стала для меня каким-то принципиально новым видом деятельности. Кроме того, за годы работы я накопил не только опыт, но и наработал прочные связи в сфере малого и среднего бизнеса. Идея создать свой банк для малого бизнеса родилась сама собой. Конечно, «АНКОР Банк» работает со всеми группами клиентов, но обслуживание предпринимателей— стратегическое направление.
Вспоминаются две похожие ситуации, когда успешные бизнесмены продавали свои именные бренды с целью покупки банковских бизнесов: вы и Олег Тиньков*. Это совпадение или новый тренд?
— Совпадение, наверное. Человек так устроен, что когда он долго и упорно занимается одним делом, тем более таким емким, как производство, рано или поздно ему хочется попробовать себя в принципиально новом бизнесе. Знаете, когда мы ходим за грибами, стараемся уехать за 200 км, нам кажется, что там грибов больше, а тот, кто живет за 200 км, едет в наши края, считая, что грибы тут. Финансовая сфера многих привлекает, хотя причина прихода в этот бизнес у каждого своя.
Выбирая банк, Андрей Коркунов рассматривал все поступающие предложения. Но московские банки стояли неоправданно дорого, а те, что предлагались по доступным ценам, по его словам, имели такие скелеты в шкафу, что страшно было иметь с ними дело. С «Татэкобанком» его познакомил Павел Сигал, соратник по ОПОРЕ России, который также имел небольшую долю в капитале банка. Акционеры к тому моменту уже решили банк продать, и Коркунова устроило их предложение: и цена, и история банка.
Регион был важен?
— Конечно. Татарстан— успешная республика и очень привлекательная для развития банковского бизнеса. В Татарстане 26 местных банков, а в Москве 600. Чувствуете разницу? Кроме того, несмотря на то что меня здесь считают «московским» товарищем, все мои бизнесы всегда располагались в регионах. Когда мы купили банк в Татарстане, все ждали, что мы быстро разочаруемся и уйдем, испугавшись сложностей. Однако региональное построение бизнеса для меня проще и понятнее.
В чем же преимущества развития бизнеса в регионах?
— Это общемировой опыт. Возьмите ту же компанию Mars, нынешнего владельца «Одинцовской кондитерской фабрики» (Mars купил Wrigley со всеми ее активами). Их штаб-квартира находится в Чикаго, а не в Вашингтоне, и никто не считает, что это в провинции. А в России принято, что все крупные серьезные компании должны располагаться в Москве. На мой взгляд, это заблуждение. В регионах гораздо ниже затраты на развитие и содержание компании, например, аренда помещений существенно дешевле, чем в Москве. Также важно, что в регионах есть очень хорошие специалисты, практически нет кадровых проблем.
После кризиса ситуация будет меняться. Посмотрите, Москва уже давно переполнена, бизнесу в ней развиваться сложно. Пусть там останутся биржи, мировые консалтинговые бренды— некие атрибуты любой столицы. Бизнес же может и должен расти в регионах.
Что касается «АНКОР Банка», то мы не будем замыкаться только на внутреннем татарстанском рынке, однако, головной офис будет здесь, в Казани. Летом мы открыли филиал в Москве, он уже стал зарабатывать деньги. Следующий шаг— филиал в Санкт-Петербурге. Татарстан хорош простой логистикой и близостью к Москве. Откровенно говоря, я из дома до офиса в центре Москвы без пробок добираюсь за такое же время, что и до офиса в Казани.
Ставит на малый бизнес
Андрей Коркунов уже год погружен в банковский бизнес, праллельно продолжая работать и в других бизнес-отраслях. Используя свой разнообразный опыт, он строит собственные прогнозы развития банковского рынка.
Какие перспективы банковского бизнеса можете отметить?
Полное название вашего банка «АНКОР Банк Сбережений». Выходит, работа с физлицами тоже в приоритете?
— Конечно, мы работаем с населением. Вклады физических и юридических лиц, а также остатки по счетам— это основные пассивы каждого банка. А вот как разместить активы— это дело индивидуальное. И по кредитным продуктам мы решили в первую очередь работать со стабильным малым и средним бизнесом. Он— основа устойчивой экономики европейских стран. Именно благодаря сильному малому бизнесу в кризисе меньше других пострадала Франция.
Мы также перенимаем этот опыт диверсификации рисков. Ведь если у банка один-два крупных клиента, банк рискует всем, потеряв этого клиента. А когда обслуживаешь сразу большое количество клиентов— риски уменьшаются. Кроме того, моя команда и я сам— одной крови с предпринимателями. Нам проще найти с ними общий язык. И выгоды от такого сотрудничества не меньше. Ведь что такое средний бизнес? Это компании с оборотом в полмиллиарда долларов и выше. Они создают рабочие места, а для банка это возможность, например, предложить их сотрудникам зарплатные программы.
Увидели ли вы какую-то специфику татарстанского малого бизнеса?
— Никакой. С татарстанскими предпринимателями я работал, еще занимаясь кондитерским и логистическим бизнесом. В республике находились наши дистрибьюторы, которые были такими же, как и в других регионах.
Смена названия для банка с большой историей довольно рискованный шаг. Что вас побудило к этому решению?
— Особых рисков я тут не увидел. «Татэкобанк» расшифровывался как татарский экологический банк. Во-первых, к экологии он вообще отношения не имеет, нам нужно было уйти от этого слова. Во-вторых, «татарский»— ненужная привязка к местонахождению. Открыв филиал «Татэкобанка» в Москве, мы увидели, что менять название просто необходимо. И когда решили дать банку новое имя, стали искать слово на букву «А». Не потому, что меня зовут Андрей, просто буква «А» первая в алфавите. Значит, в любом списке компания будет одной из первых. Этот эффект мы прочувствовали еще на бренде «А. Коркунов». Но если вы когда-нибудь пробовали давать чему-то название, представляете, сколько хороших слов уже занято другими брендами. Было непросто! Наконец, пришли к слову «анкор». Это название родилось лет 10 назад, так мы планировали назвать консалтинговую фирму. И под анкором подразумевали тип якоря. А уже потом коллеги стали читать в этом названии мое имя— Андрей Коркунов. Окончательно сделали выбор, увидев логотип банка с якорем, буквой «А», стилизованный под монетку. Понравилась и морская тема, ничего не захотели менять.
Я не против того, чтобы в названии банка клиенты и партнеры читали мое имя. Это же замечательно, когда люди видят, что за банком стоит реальный человек.
Андрей Коркунов
Совладелец «АНКОР Банка».
Родился 4 сентября 1962 г. в городе Алексин Тульской области.
Образование: в 1984 г. окончил Московский энергетический институт.
Карьера: 1987-1991гг.— служил в Вооруженных силах; После увольнения пробовал себя в различных сферах бизнеса — от продажи оргтехники до организации фирмы по пошиву джинсовой и спортивной одежды; 1993 г.— основывает компанию по импорту кондитерской продукции; 1997 г.— начинает строительство кондитерской фабрики; 1999 г.— ООО «Одинцовская кондитерская фабрика» выпускает первую продукцию под торговой маркой «А.Коркунов»; 2006 г.— продает 80% кондитерского бизнеса американской компании Wrigley; 2007 г.— начал выпуск сухариков «Воронцовские»; 2008 г.— вместе с партнерами приобрел в Казани «Татэкобанк» и возглавил совет директоров этого банка; 2009 г.— переименовал «Татэкобанк» в «АНКОР Банк Сбережений».
Семья: женат, есть дочь. * - выполняет функции иностранного агента