Детские туристические группы стали проблемой для перевозчиков. С каждым годом перевозить их становится все сложнее, а ведомства предлагают только одно решение - очередную "бумажку".
Анвар Мингазов, директор туристической компании "Другое Измерение"
"Снова гайки закрутят – предположила мой добрый и надежный партнер по туристическим перевозкам. Видимо, не зря я переживал, что страшная авария в Ханты-Мансийском автономном округе аукнется на детских перевозках. Аукнулась.
Уже говорят о новых требованиях, о штрафах с юридических лиц по 100 тыс. руб. за некомплект документов и тому подобное.
Гром еще не грянул, но уже ясно, что грянет, и снова не туда.
Ведь если собрать воедино все последствия случаев, подобных трагедии в ХМАО, выходит, что автобусы у нас врезаются исключительно из-за отсутствия в них нужных бумажек из ГИБДД. Уж не знаю, где как, но в нашей стране правильная бумажка охраняет и от плохих дорог, и от плохой погоды, и от горе-водителей – видимо, так думают наши власти, реагируя каждый раз на случаи вроде аварии в ХМАО.
Так уже было. В 2015 г., когда в Татарстане разбился автобус с юными спортсменами-каратистами, запретили возить детей по ночам, ужесточили правила прохождения техосмотра для автобусов, возящих детские экскурсии. С тех пор некоторые транспортные компании стали брать оплату с туроператоров за прохождение дополнительного техосмотра на обслуживание детских групп. Хотя сам осмотр вроде бы бесплатный. Хуже всего то, что детские группы для некоторых перевозчиков стали проблемой. Посудите сами – дополнительный техосмотр невозможен при мелкой трещине на лобовом стекле. Какие камешки летают у нас на трассах – рассказывать не нужно. И сколько стоит новое лобовое на автобус – тоже понятно.
Автобус с детской группой должен быть оборудован знаками «Осторожно, дети!» Эти знаки являются «красной тряпкой» для любого наряда ГИБДД – они с большим удовольствием проверяют такие автобусы вдоль и поперек, задерживая экскурсии.
Куда веселее требования к скорости на загородных экскурсиях – не выше 50 км/ч. Я вез однажды группу школьников из Казани в Болгар с такой скоростью, и к середине пути попросил водителя под мою ответственность знаки «Осторожно, дети!» убрать. Иначе бы экскурсия не состоялась – приехали бы в наиважнейший туристический центр Татарстана к закрытию музея.
Ну, а оформление разрешений на выезд детских групп – это вообще все круги ада сразу. И для учителей, и для транспортников, и для туроператоров. В нашей, безусловно, очень продвинутой и высокотехнологичной республике система приема заявок на выезд детских групп устроена в лучшем ностальгическом стиле. Приходишь на Оренбургский тракт в центральный офис ГИБДД и кидаешь письмо в ящик, "на деревню дедушке". Не ставят даже входящий номер! А потом, через пару месяцев после сезона тебе что-нибудь да ответят, когда уже группа съездила, куда хотела, или передумала ехать.
Что же будет теперь, после трагедии в ХМАО? Ясно, что возить детей станет еще сложнее и дороже, бумаг нужно будет собирать больше, будем ездить с мигалками и со скоростью 50 км/ч в Елабугу, Болгар, Свияжск. Да и будем ли вовсе?
С каждым сезоном каникул перевозчики со все большим скрипом берут на обслуживание детские группы.
Главным образом - из-за волокиты и обостренного отношения ГИБДД. Те, кто закручивает гайки с перевозкой детских групп, не могут предложить ничего, кроме дополнительной бумажной волокиты и новых штрафов. Ничего конструктивного. Хотя бы четкую и прозрачную разрешительную систему с применением электронного документооборота, адекватный техосмотр, в котором обращали бы внимание на действительно важные моменты, а не на трещинки. Ведь принимать постановление Управления образования г. Казани для выезда детской группы на страусиную ферму – это, простите, смешно. Но иного пути не придумано.
Реакция «запретить и ужесточить» после громких аварий вполне понятна. Но ведь аварии, провоцирующие такие решения, случились не из-за отсутствия бумаг, а из-за человеческого фактора.
А все жесткие решения не обернулись ничем большим, кроме дополнительной бумажной волокиты для всех участников туристического процесса. И, конечно, расходами.
Мы забываем, что львиную долю внутреннего туризма составляют именно детские школьные группы. Вспоминаем только когда подводим итоги «высоких» сезонов. А крупная системная проблема организации детских перевозок закручивается в гордиев узел, и этот узел никто не желает разрубить. Потому, что у ГИБДД и школ своя правда и волокита, у перевозчиков своя, а у нас - туроператоров - своя. Не пора ли уже этой проблемой заняться всем и выработать адекватное для всех решение?"
Анвар Мингазов
Колонка написана специально для ДК