21 октября татарстанские авиакомпании «Ак Барс Аэро» и «Татарстан» завершили программу завоза паломников в Медину (Саудовская Аравия) и Акабу (Ирдания). Они перевезли туда 4,5 тыс. пассажиров.
В начале 2000-х специальных авиапрограмм для хаджа не было. «Раз вывозили застрявшую в ОАЭ группу паломников – другие компании не смогли разрешение получить, а мы получили. В другой раз возили муфтия Дагестана из Махачкалы. А подписываться на большую программу не было смысла, поскольку наши самолеты были полностью загружены», - рассказал «Бизнес-Online» бывший генеральный директор АКТ Магомед Закаржаев.
По словам заместителя руководителя службы продаж «Ак Барс Аэро» Ришата Ситдикова, до этого года авиакомпания попыток выйти на этот рынок не предпринимала: «Это объясняется парком: самолеты небольшие (CRJ200), и чтобы на них из Казани или Москвы долететь до Медины, надо делать дополнительную посадку, что не очень удобно».
На сегодня из Казани, Москвы, Махачкалы, Уфы и Екатеринбурга выполнено 33 завозных рейса, перевезено 4,5 тыс. человек. «При этом у заказчиков (дагестанских турагентств «Восток» и «Караван Травел» и татарстанских «Татарского делового мира» и благотворительного фонда содействия развитию паломничества «Хадж фонд России») есть желание продолжить отправку, - отметил Ситдиков. - Но наши технические возможности не позволяют – все борта задействованы». В обратном направлении паломники будут вывезены аналогичным количеством рейсов 30 октября - 7 ноября. Отметим, что больше всего паломников на татарстанских бортах – из Махачкалы.
Чартеры выполняются на самолетах Airbus 319, Boeing 737-400 и Ту-154. Памятуя о «гонениях», которые развернулись примерно год назад на туполевскую технику советской разработки, корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался, не пугает ли паломников перспектива полета на этом воздушном судне. «Наоборот, у заказчиков очень хорошее отношение к этому самолету, - рассказал Ситдиков, - нас заранее спрашивали, можно ли именно на этом типе летать. Такое пожелание было высказано, в частности, заказчиками из Махачкалы. Объясняется это прежде всего тем, что они долгое время выполняли рейсы на хадж именно на Ту-154 «Авиалиний Дагестана».
По словам Ситдикова, конкурса на предоставление паломникам авиауслуг не было: «Каждый туроператор выбирает перевозчика самостоятельно – так же, как и в традиционном туристическом бизнесе. В этой сфере просто достаточно ограниченный круг туроператоров – порядка 15 по России, и вся хадж-отрасль распределяется между ними».
Помимо татарстанских авиакомпаний, паломников в этом году перевозит «ЮТэйр» (базируется во Внуково). При этом третий (после «Аэрофлота» и «Трансаэро») по пассажиропотоку российский авиаперевозчик также впервые вышел на рынок услуг для паломников. Как сообщили газете «БИЗНЕС Online» в пресс-службе авиакомпании, 9 - 18 октября компания «ЮТэйр» выполнила 10 чартерных рейсов по маршруту Магас - Медина (столько же будет в обратном направлении 1 - 10 ноября) на Boeing-737-800 (всего в парке компании 200 самолетов). Перевезено 1700 пассажиров. Договоренность о выполнении рейсов была достигнута с муфтиятом и правительством Ингушетии, которое и оплатило перевозку. «Мы специализируемся на нестандартных перевозках, к тому же выполняем регулярный рейс в Ингушетию из Внуково. К нам обратились с просьбой организовать перевозку паломников. Мы выполнили огромное количество требований принимающей стороны – Саудовской Аравии», - сообщили газете «БИЗНЕС Online» в авиакомпании.
А основную долю рынка хадж-авиаперевозок из России занимает специализирующаяся на чартерных перевозках «ВИМ-Авиа» (базируется в Домодедово, флот состоит из 11 Boeing-757-200). Большую часть рейсов она выполняет из Москвы и Махачкалы. В прошлом году «ВИМ-Авиа» 130 рейсами перевезла из Грозного и Махачкалы 14 тыс. 281 пассажира.
Для сравнения: «ЮТэйр» в прошлом году перевезла 6 млн. 750 тыс. пассажиров, «ВИМ-Авиа» - 1 млн. 632 тыс., АКТ - 592,9 тыс., «Ак Барс Аэро» - 250 тыс. пассажиров, пишет издание.