Меню

Айдар Исмагилов, «Мойдодыр», «5 колесо»: «В кризис нам даже лучше» //ПРОФИ

Совладелец сети автомоек «Мойдодыр» и шиномонтажей «5 колесо» Айдар Исмагилов вывел бизнес на новый уровень, стоя на краю «пропасти». Как расти в кризис - в интервью DK.ru.

Айдара Исмагилова можно назвать кризисным предпринимателем – оба своих бизнеса он начинал тогда, когда другие прекращали. За 17 лет его компании пережили два кризиса и вплотную подошли к всероссийской экспансии.
 
ДОСЬЕ
Айдар Исмагилов
Родился в 1978 г. в Казани.
 
Окончил юридический факультет Казанского (Приволжского) Федерального университета.
 
Карьера:
С 1999 года – основатель сети автомоек «Мойдодыр»
С 2010 года – сооснователь сети шиномонтажей «5 колесо»
 

Мы просто ушли дальше

 
Клиенты стали меньше пользоваться услугами автомоек и шиномонтажа, но только не наших. В этом году у нас будет работать 185 шиномонтажек «5 колесо» по всей стране. Сейчас идет активное открытие в Воронеже, Перми, Нижнекамске и ряде других городов. Количество автомоек у нас тоже растет, и общее количество точек уже более 200. Сейчас у нас работает больше тысячи сотрудников. Ежемесячно мы обслуживаем сотни тысяч клиентов. Одна наша мойка, в среднем, ежемесячно обслуживает около 2 тыс. автомобилей.
 
Самые большие сложности наша компания пережила в 2009 г.. Тогда мы жили, как и большая часть нашей страны, в розовых очках. Мы считали, что все всегда будет только лучше и лучше, что впереди только развитие. Но реальность оказалась другой. В 2009 г. большая часть бизнеса страны и мы, в том числе, были абсолютно не готовы к нагрянувшему кризису. Мы дошли до края «пропасти», в которую практически свалились. И вот тогда, уцепившись за последнюю соломинку, мы навсегда для себя решили, что больше такого допустить нельзя, и с тех пор для нашей компании продолжается бурный рост. Все эти годы мы видим, что выводы, сделанные тогда, стоили того, чтобы к этой «пропасти» подойти.
 
Нужно сказать, что кризис ко всем одинаково приходит. Нет человека, которому в этой ситуации легко. Тем не менее, мы к нынешнему кризису готовы были. Потому что когда ты работаешь чуть-чуть впереди рынка, то и впереди рынка оказываются все твои результаты. И сегодня для нас состояние в кризис немного даже лучше, чем до него.
 
185 шиномонтажей «5 колесо» работает в России
200 автомоек «Мойдодыр»
2 тыс. клиентов обслуживает одна автомойка за месяц
 
Мы чувствуем, что наши конкуренты теряют, а мы приобретаем. Как и в любом деле, если ты однажды придумал самолет, и он летает, это не значит, что это самый лучший самолет. Где-то придумываются самолеты, которые больше, удобнее, самолеты, которые сами взлетают и приземляются. Такое же сравнение можно сделать и с машиной. Если у нее есть четыре колеса, это еще не значит, что это самый лучший автомобиль. Уровни бизнеса так же отличаются. У кого-то стадия бизнеса, что называется, с лошадью, а у кого-то уже автомобиль, который умеет ездить сам. Наша компания просто ушла дальше, она больше придумала и больше сделала, поэтому мы лидеры в этих направлениях. Наша компания растет и в кризис, и мы этот рост наблюдаем последние шесть с половиной лет. Мы достаточно хорошо работаем, чтобы опережать рынок.
 
У нас есть план, который уже реализовался в этом году, и реализуется в следующем. Он заключается в том, что в течение ближайших пяти лет мы откроемся в 36 городах страны. Это 14 городов-миллионников и 22 города от полумиллиона до миллиона жителей. Мы рассчитываем на то, что наша компания станет сопоставимой с такими компаниями, как «Евросеть», «Связной».
 

Мы рассчитываем на то, что наша компания станет сопоставимой с такими компаниями, как «Евросеть» и «Связной».

 
Мы видим также и сезонный рост. В несезон у нас нет спада, количество клиентов такое же, как и до кризиса. Скорее всего, клиенты стали меньше пользоваться услугами, но не нашими. Приспособляемость бизнеса к ситуации на рынке можно сравнить с подготовкой людей к изменениям погоды – наступила зима, кто-то уже переодел зимние ботинки, а кто-то еще не купил их. Мы всегда «телегу» и «сани» готовили заранее, поэтому для нас не было неожиданностей с наступлением кризиса. А у большей части рынка – есть. Люди, которые ждали, что завтра все будет цвести, пахнуть и радовать, в сложной ситуации.
Конкуренция заставляет меняться в лучшую сторону
 
Вообще, мне нравится учиться у людей, которые достигли большего, чем я. И один из богатейших людей в нашей стране, владелец компании «Лукойл» (Вагит Алекперов – «ДК») сказал: «я не могу надеть два костюма, не могу съесть два завтрака, не могу поехать на работу на двух машинах». И для меня так же – деньги это не то, что ты можешь съесть или просто положить в карман.
 
 
Исходя из этого, ты начинаешь понимать, что можешь что-то изменить, изменить будущее. Например, мы меняем культуру сервиса в нашей стране в шиномонтаже и на мойках. Для меня это не просто рассуждения – это факты. Я вижу, как другие шиномонтажи в российских городах со страшным внешним видом, иногда не полностью адекватными сотрудниками, превращаются во что-то стоящее. Мы приезжаем в этот город через год и видим, что они, например, покрасили стену, поменяли окно, одели сотрудников в форму. А раньше такого не было.
 
С уважением относясь ко всем, кто есть на рынке, могу сказать, что сейчас у нас нет конкурентов. Есть конкуренты, которые стараются, у них хорошо получается, но конкурентов, которые бы как Pepsi и Coca Cola боролись бы за рынок вместе с нами – таких я не вижу ни в одном городе.
 

Мы меняем культуру сервиса в нашей стране в шиномонтаже и на мойках

 
Конкуренция с нами заставляет людей меняться в лучшую сторону, и это приятно. Мы не видим, что вокруг нас стало что-то разрушаться, мы видим, что только созидается. Наверное, вклад предпринимателя в том, чтобы что-то создать. Если вы рождены что-то создавать, вы можете это создать и будучи предпринимателем.
 

Деньги – олимпийский результат

 
Когда спортсмен готовится к Олимпиаде, он хочет выиграть, и это нормально, это значит быть сильнее остальных. Такой же спортивный принцип и в бизнесе. Если ты зарабатываешь меньше всех, то выиграть не получится. Деньги для предпринимателя являются олимпийским результатом – как для спортсмена медаль. 
 
Чтобы создать автомобиль в Германии, ведущие мировые бренды тратят примерно 2 млрд евро на его предварительную разработку. И это всегда суперновые технологии, суперновые решения, которые не просто удивят мир, но и завоюют его. Я думаю, что точно также каждую деталь своего бизнеса ты заранее продумываешь на стадии идеи.
 
Мы с моим партнером Ильдаром Бикмуллиным сидели и думали, как придумать что-то особенное. Нужно было и внешний вид создать, и слоган, и всю философию, для чего мы вообще собрались. Мы изначально хотели создать глобальную компанию. Достижение цели – это как рыбалка. Когда человек идет рыбу ловить, он думает «смогу ли я поймать рыбу большего размера»? Наверное, могу. Но для этого нужно больше рыбачить, больше изучать как себя ведет рыба, где какая водится. В бизнесе вы все время рыбачите на рыбу побольше, потому что это интереснее. Наверное, то, что заставляет рыбака в четыре утра ехать на рыбалку, заставляет и предпринимателя вставать пораньше и ехать на работу.
 

Мы хотим быть компанией, на которую ориентируется весь мир

 
У нас есть большие цели, и самая главная из них – создать компанию мирового уровня. Мы не хотим быть просто большой компанией, теми на кого все ориентируются, в том числе, и в Европе – мы хотим быть компанией, на которую ориентируется весь мир. Это амбициозная цель, долгосрочная, я думаю, что на нее уйдет лет десять.
 

Каждый имеет право и на успех, и на неудачу

 
В нашей стране принято уважать тех, кто стоит выше, и тех, кто зарабатывает больше. Мы учим людей обратному принципу – мы умеем уважать не только тех, кто выше, но и тех, кто добился меньшего, тех, кто находится в нашем подчинении. Это главный принцип – уважение к людям, независимо от должности. Один в поле не воин. Один ты можешь принести идею, желание, настроение, но не можешь сделать работу сотен людей. Каждый, выполняя свою роль, делает нашу компанию уникальной.
 
Все люди, приходя в компанию, имеют одинаковые возможности. Эта правда подтверждается результатами, которые мы видим. У нас открытая компания, у нас нет секретов. И все перегородки, и стены в нашей компании стеклянные – все видят, чем занимается директор. Такие условия всем нравятся и вызывают уважение.
 
И это создает нашу особенную атмосферу, которая распространяется на остальные города. У нас каждый человек имеет равные права и на успех, и на неудачу. Вопрос лишь в том, куда он эти усилия приложил. 
 

Работа меня наполняет

 
Ваша работа наполняет ваш день или опустошает вас? У кого-то забирает, кто-то живет просто до зарплаты, и ему неинтересно. У меня работа не забирает восемь часов. Она наполняет мою жизнь особенными ощущениями. И как все на работе знают, у меня две семьи – одна дома, а другая на работе.
 
Я работаю и с теми людьми, которых, может быть, не нужно было бы называть своей семьей, потому что они могут мне не нравиться. Но все равно, я буду их любить, потому что мы делаем общее дело. В любой семье и в любой работе бывают и конфликты, и счастливые моменты, и ради этого и стоит быть вместе.
 
Я не расставляю людей по местам, но, наверное, надо сказать, что, в целом, все люди одинаковые. Все хотят быть успешными, здоровыми, счастливыми. И в этом смысле мне для счастья нужна и семья, и друзья. 
 

Интересно наблюдать за лучшими

 
У нас в компании очень развито спортивное направление – есть своя минифутбольная команда, но сейчас мы не выступаем на соревнованиях. Мы катаемся на велосипедах. Мой брат занимается триатлоном, это наша семейная гордость, он участвует в соревнованиях Ironman.
 

Я всегда учусь, поэтому мне всегда интересно наблюдать за лучшими.

 
Я всегда учусь, поэтому мне всегда интересно наблюдать за лучшими. Меня всегда привлекал успех, это касается любой сферы – и в искусстве, и в спорте, и в бизнесе, и в политике. Всегда есть более успешные люди, поэтому мне всегда интересно – как это у них получилось. Мне нравится наблюдать за теми, кто выигрывал много раз.
 
Я всегда рад за чемпионов. Даже одна олимпийская медаль – это сверхдостижение. На Олимпиаде в августе будет выступать Майкл Фелпс (пловец в составе сборной США – «ДК»), 18-тикратный олимпийский чемпион. За историю человечества никто не выигрывал Олимпиаду столько раз, и говорят, что он выиграет еще пять медалей. Это уже 23 олимпийские медали, что сравнимо с достижениями таких людей, как Билл Гейтс или Моцарт. Как создать что-то, что до тебя никогда не создавали, и войти в историю на сотни лет? Вот этот пример очень интересен. Ведь Фелпса вообще два года назад выгнали из команды, потому что он вел себя неправильно, не тренировался.
 
Сам я люблю бегать и бегаю быстро. Стометровка – самый любимый вид спорта для просмотра. Я люблю посмотреть на самого быстрого человека в мире (ямайский легкоатлет Усейн Болт – «ДК»), который бегает так, как никто не смог за всю историю человечества. Это достойно внимания. Наверное, это то, что я точно хочу посмотреть.
 

2% населения верят в предпринимательство

 
Я являюсь наставником на «Фабрике предпринимательства», где преподаю не просто основы бизнеса, я там передаю опыт, который привел к сегодняшним результатам. И у меня получается, потому что «Фабрика» - это уникальный проект, где собрались талантливые люди, которые с удовольствием делятся своими достижениями. 
 
Мы не делаем секретов ни из каких наших достижений. Все, что мы знаем, мы передаем дальше. И, наверное, самым большим признанием нашего вклада стало то, что за восемь месяцев президент республики дважды к нам приходил и подчеркнул важность такого дела. 
 
 
Сегодня результат «Фабрики» таков, что к нам приходят сотни людей, значит, мы это делаем здорово. Такого проекта в России нет. И мне приятно, что Айдару Булатову, основателю «Фабрики предпринимательства» пришла такая идея. Этот опыт с нынешнего года будет распространяться на всю страну.
 
Я уверен, что предпринимательство в нашей стране на данный момент находится на уровне 2%. 2% населения верят в это и готовы попробовать свои силы. Когда этот показатель будет 15%-20%, тогда наша работа будет выполнена. Я думаю, что у нас есть лет десять, чтобы ребята в России и Татарстане все больше хотели заниматься предпринимательством. 
 
Беседовала Карина Каримова
Фото: "Фабрика предпринимательства"