Ралли на российском фондовом рынке, развернувшееся в прошлом году, привлекло многих инвесторов из числа обывателей, которые не учитывают возможностей обратного движения рынка.
Азат Муртазин, руководитель «КАСКО-Сервис»:
"В сентябре в Казань приезжал один из видных российских ученых-экономистов, Валентин Катасонов. Ключевой темой, которую он затрагивал, стала учетная ставка в мировых экономиках и в России. Эта же тема сегодня одна из самых обсуждаемых в деловых СМИ. Основным тезисом и проблемой в лекции ученого стал диссонанс политики монетарных властей России и крупнейших развитых стран.
Уже несколько лет в мире наблюдается гонка девальваций, ставки в некоторых странах имеют нулевое и отрицательное значение. В США уже два года обещают оторвать ставку от нуля и не могут. Ставки по депозитам в Европе также иногда имеют отрицательное значение. В России учетная ставка Центробанка с середины сентября равно 10%, при этом инфляция стремится к нулю. Некоторые горячие головы прогнозировали даже дефляцию в России к концу года и, возможно, они будут правы — данные Росстата по инфляции носят лукавый характер. Так, в 2014 г. нам говорили об инфляции в 15%, при этом невооруженным глазом было видно, что основные пункты потребительской корзины выросли значительно больше.
Сегодня ситуация обратная — нам заявляют официальную инфляцию к концу года 5–6%, при том, что основной набор товаров и услуг в цене не вырос, а местами даже упал. Однако фактически низкую инфляцию ловко подменяют термином, который все оправдывает — инфляционные ожидания.
В сентябре ЦБ РФ понизил ставку до 10%. И хотя председатель Центробанка Эльвира Набиуллина заверила, что в этом году повторных изменений ставки не ожидается, аналитики прогнозируют снижение еще на 0,5–1% до 9,5–9%. Выходит, что сегодня есть разрыв между инфляцией, размер которой 5% (пишем 0% в уме), и учетной ставкой в 10% (в уме — 9%).
Разница в диапазоне 5–10% временно делает наш рынок суперпривлекательным для глобальных спекулянтов и инвесторов на фоне нулевой доходности в мире.
Они начинают парковать капитал, что порождает спрос на рубль и российские активы. Наши обыватели тоже с готовностью присоединились к армии глобальных и внутренних профессиональных инвесторов и спекулянтов, тем самым повысив частично спрос на рубль и рублевые активы.
Отправной точкой кризиса в российской экономике стал 2014 г.: геополитическая напряженность, санкции, падение цен на нефть, снижение ВВП. Самым ярким и понятным результатом случившегося для населения стало то, что цена доллара и евро по отношению к рублю в моменте вырастала втрое. Это привело к росту финансово-экономической грамотности и активности значительной части городского населения. Люди стали в ежедневном режиме интересоваться котировками валют и ценой нефти. Движения на валютном рынке привели к значительному приросту клиентов у брокерских компаний. 2015 и 2016 гг. ознаменовались также ростом цен в рублях большинства российских акций, причем зачастую в разы. Причиной такого ралли вначале стал перерасчет их рублевой оценки, далее фактор, описанный выше, — спрос глобального капитала.
Обыватели не обошли вниманием и этот инструмент. Большинство при этом остались довольны, так как покупали акции в условиях сильного «бычьего» тренда. Зачастую для покупки акций обыватель продавал подросшую ранее валюту.
Вряд ли такие инвесторы будут рассматривать продажу актива в ближайшем будущем, так как психология финансистов из числа обывателей предполагает лишь покупку с целью сохранения капитала.
При этом не важно, что является инструментом — хрущевки, валюта или акции. Как правило, такие инвесторы просто не учитывают, что рынок может развернуться.
Когда это случится — раньше или позже — предугадать невозможно. Какие сценарии возможны дальше? Вариант первый: нефть растет, инфляционные ожидания снижаются, бизнес удушать дальше нельзя, а рубль властям приходится девальвировать вручную, следовательно, учетная ставка снижается значительно, и разрыв между инфляцией и учетной ставкой схлопывается.
Или вариант номер два: нефть падает, рубль девальвируется сам, инфляция растет естественно, учетная ставка не снижается, но результат тот же, что и в первом случае — «доходный» разрыв между инфляцией и учетной ставкой схлопывается.
В обоих сценариях локальный спрос со стороны глобального капитала на фоне временной привлекательности российского рынка автоматически закончится. А локальным обывателям вновь придется пережить период финансовой турбулентности и стать еще более грамотными".
Колонка написана специально для DK.ru