Меню

Азат Хаким, Tulpar Group: Летчик на коне

Создатель первой частной авиакомпании в Татарстане Азат Хаким знает, как избежать конкуренции. Даже в сравнительно узком сегменте авиабизнеса он находит незанятые ниши.

Благодаря этой стратегии авиапредприятие, начавшее в 90-е гг. с деловых перевозок, превратилось в мощную группу компаний c годовым оборотом более 2 млрд руб.

Бренд «Тулпар» сегодня знают далеко за пределами России. Начинавший как оператор бизнес-джетов, сегодня холдинг г‑на Хакима насчитывает 7 авиационных предприятий. Последнее достижение — полученный в конце июля сертификат на право обслуживания воздушных судов (ВС) иностранного производства: компании «Тулпар Техник» присвоен статус первого в России и СНГ авторизованного сервисного центра для коммерческих ВС производства Bombardier. Собственный парк группы компаний на сегодня насчитывает свыше 30 воздушных судов. Трудно представить, что история столь крупного игрока авиационного рынка началась с одного единственного самолета Як-40, а у руля компании летчик-испытатель Азат Хаким оказался, оставшись, по сути, без работы.


VIP в песцовой шкуре
В авиабизнес г‑н Хаким пришел с нулевым капиталом. Зато имелся богатый опыт полетов: с 1984 года работал летчиком-испытателем в опытно-конструкторском бюро «Сокол». Когда после развала СССР испытательное подразделение ОКБ осталось без работы, Азат Хаким задумался о создании собственного малого предприятия. Просто для того, чтобы как‑то выжить. Он договорился с главным конструктором, который предоставил в пользование самолет Як‑40 в варианте «салон» и даже освободил «бизнесмена с неба» на 2 года от уплаты аренды, что оказалось весьма кстати.

«Первые три года были самыми тяжелыми, — вспоминает г‑н Хаким. — Нас было всего пятнадцать человек: ведущие инженеры, летчики-испытатели, но ни одного бухгалтера, юриста… И никакого опыта ведения бизнеса!»

Самым первым рейсом частное авиапредприятие доставило из Кызыла (Тыва) в Казань шкурки песца. Затем была партия тогда еще дефицитных видеомагнитофонов из Воронежа и масса других грузов. Постепенно начало развиваться направление пассажирских перевозок — все‑таки VIP-салон обязывал.
«Очень скоро мы пришли к тому, что выбрали деловую авиацию основным профилем нашей деятельности. Первыми потребителями услуг делового перевозчика стали крупные чиновники и… «братки», — вспоминает Азат Хаким. — Сейчас, глядя на результаты двадцатилетнего труда, мне приятно осознавать, сколь символичными оказались для нашего бизнеса те первые «пассажиры»: тогда — шкурки песцов, сейчас — заказчики в песцовых мехах».

В середине 90‑х гг. возможностями татарстанского частного перевозчика заинтересовались структуры «Газпрома».

«Мы начали возить работников северных подразделений компании на юг России на отдых. Правда, расплачивались с нами тогда не живыми деньгами. Вся маржа оседала в транспортирующих газ компаниях, а добытчики на Севере сидели без денег: оплата за газ осуществлялась векселями. Вот этими бумажками они с нами и рассчитывались», — рассказывает предприниматель.
Огромного труда стоило превратить эти векселя в «живые» деньги, но бизнесмен выработал схему. В списке должников «Газпрома» числился ряд нефтеперерабатывающих предприятий, у них казанский перевозчик менял векселя на керосин. Бартерные сделки оказались столь успешными, что позволили «Тулпару», пополнив свой парк ВС, выйти на международный рынок.
Цель — международный рынок

Свое фирменное название компания получила не сразу. Поначалу она называлась совсем не оригинально для авиации — «Полет». Однако когда на российском рынке авиаперевозок стали появляться компании с абсолютно идентичными названиями, Азат Хаким решил: вывеску пора менять. Прародитель нового бренда компании — Миркасым Усманов, профессор Казанского государственного университета.

«Он очень хорошо знал историю татарского народа. Над моим вопросом о наиболее значимом для тюркских народов символе думал недолго. Одним из первых назвал именно Тулпара», — вспоминает судьбоносный момент г‑н Хаким.

В мифологии тюркских народов Тулпар — это летающий быстрее ветра крылатый конь, главный помощник героя Батыра.

Прямо при бизнесмене ученый-историк сделал на листе наброски взмывающего в небо коня. Рисунок настолько зацепил г‑на Хакима, что вот уже 20 лет его компании работают под единым крылом Тулпара. Впрочем, сейчас группа компаний все‑таки ведет работы по ребрендингу, готовясь к появлению обновленного Tulpar Group.

«Ребрендинг — это не дань моде, а следствие роста авиапредприятий группы, — объясняет Азат Хаким. — Во многом обновление бренда связано с выходом на международные рынки».
Так, компанию «Тулпар Интерьер Групп» в апреле сертифицировали в соответствии с европейскими стандартами EASA Part-145. Ведутся переговоры о сотрудничестве с фирмами Австрии, Италии, Канады. А «Тулпар Техник» 23 июля получил сертификат EASA Part‑145 ref. EASA 145.0581, дающий право на обслуживание ВС иностранного производства: ему присвоен статус первого в России и СНГ авторизованного сервисного центра для коммерческих воздушных судов производства Bombardier.
Свой первый заказ за рубежом авиакомпания получила в 1995 году. После крушения одного из вертолетов, принадлежавших Asia Pasific, этой австралийской компании запретили летать. А обязательства по контракту необходимо было выполнить. Asia Pasific обратилась за помощью к российским авиационным властям, которые посоветовали им «Тулпар». К тому моменту у Азата Хакима не было ни опыта ведения международных контрактов, ни юриста со знанием языка. Но через две недели вертолет уже залетал.

Последовали и другие международные контракты. «Мы работали в Австралии, в Пакистане, на Кубе, в Папуа‑Новой Гвинее, в Сингапуре, — перечисляет географию полетов авиакомпании ее создатель. — Однажды, прилетев в Папуа‑Новую Гвинею инспектировать работу наших вертолетов, очень удивился, услышав от менеджера американского вертолета: «Тулпар»? Знаю. Планируем с вами сотрудничать в России. А вы и здесь работаете?» После этой встречи я в полной мере осознал, что значит положительная репутация для успешного бизнеса».

Г-н Хаким делится своим кредо: главное в бизнесе — не нарушать договоренностей. Даже если приходится работать себе в убыток. Принцип прост: откажешься от обещанной авиаперевозки — опорочишь имя, и в итоге выйдет себе же дороже.
«Даже когда ломались собственные самолеты, а брать в аренду было абсолютно невыгодно, все равно брали и выполняли контракты, чтобы сохранить репутацию», — уверяет предприниматель.

Благодарен конкурентам
Рентабельность в российской авиации очень низкая — от 3 до 8%. «Есть даже такой анекдот: хочешь превратиться в миллионера из миллиардера — купи себе авиакомпанию», — смеется Азат Хаким. Тем не менее, у ГК «Тулпар» показатели рентабельности выше, чем в целом по отрасли.
В «Тулпар Геликоптерс», по оценкам самого владельца, она составляет 15-18%, в «Тулпар» и «Тулпар Эйр» — 10-12%, в «Тулпар Интерьер Групп» — более 15%, у остальных поменьше. «Чуть выше, конечно, чем 8%, но и это нелегко дается», — сетует г‑н Хаким.

Впрочем, если вспомнить неудачные шаги в авиабизнесе ряда российских миллиардеров, стоит признать: как раз у татарстанского бизнесмена дела обстоят довольно неплохо.

«Да, потому что мы с самого начала развивались не благодаря, а вопреки, — объясняет Азат Хаким. — Тяжелые условия с самого начала нас закалили. Как только возникала очередная проблема, мы находили нестандартные пути ее решения. Например, работая в Пакистане, мы арендовали два самолета авиакомпании «Татарстан», стабильно платили деньги, а однажды в середине лета нам заявили, что забирают технику. А у нас контракт! Как быть? Я бросил все и отправился по городам и весям искать самолеты. Прикинув стоимость аренды и покупки самолета, прикупил парочку «Як-42». Даже в плюсе остался: начали активно летать, пошли заказы, пришла и прибыль».
Другая история. «Тулпар» арендовал лабораторию у авиакомпании «Татарстан». В один прекрасный день г‑ну Хакиму, как частнику, запретили пользоваться данной лабораторией. Тогда бизнесмен сделал ход конем: собрав команду толковых студентов КАИ, создал собственное полноценное АТБ, а ныне — ООО «Тулпар Техник».

«Мы заключили договор с Казанским авиационным институтом и ежегодно принимаем студентов старших курсов на практику. Зарекомендовавшие себя ребята остаются у нас работать. За счет этого мы сохранили преемственность: средний возраст работников нашего АТБ — 36 лет, тогда как везде по России — за 50, — говорит бизнесмен. — Горжусь, что наши компании дают хороший старт для развития авиационным специалистам. Например, наш воспитанник Камиль Гайнутдинов сейчас представитель компании Boeing в России».

Азат Хаким уверяет, что не любит конкурентной борьбы. Но решает проблемы своеобразно — не изводя конкурентов, а находя незанятую нишу. Поэтому, например, авиакомпания «Тулпар» сейчас не занимается самостоятельно пассажирскими перевозками. Но при этом охотно работает на этом рынке по заказу других авиакомпаний. В настоящее время — совместно с ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в аэропорту Внуково.

«Сегодня я благодарен всем нашим коллегам, которые видели в нас конкурентов и создавали проблемы. Так мы с годами становились только сильнее», — уверяет предприниматель.
Закалку компании, похоже, оценили и в крупном республиканском холдинге «ТАИФ», который весной прошлого года стал совладельцем авиакомпании «Тулпар Эйр» и ООО «Тулпар Техник», выкупив 40% и 51% акций, соответственно. По мнению экспертов, особого внимания заслуживает именно вторая сделка. Они уверены: рынку техобслуживания и ремонта ВС в России есть куда расти. Причем в 2010 г. отечественным компаниям принадлежала лишь четверть рынка емкостью в $2 млрд.

Перспективность рынка подтверждает и г‑н Хаким: «Сейчас наиболее приоритетными из всех наших направлений считаю техническое обслуживание и интерьерный бизнес. Сертификация двух наших компаний по европейским стандартам EASA PART 145 открывает для всей группы компаний большие перспективы развития».

Для ГК «Тулпар» сделка с «ТАИФ» означала привлечение в проект инвестиций. В том числе и льготных кредитов. В создание центра техобслуживания и ремонта «Тулпар» вложил свыше $10 млн. Часть средств составил кредит «ТАИФ».

Группе компаний, между тем, предстоят новые масштабные инвестиции. В планах бизнесмена — поэтапный переход на более современные самолеты. Авиакомпания «Тулпар Эйр» собирается приобрести новые воздушные суда семейства Bombardier, только-только получившие сертификаты соответствия российским стандартам. Новая канадская техника экономит расход топлива, способна приземляться даже на грунт и выдерживать морозы до минус 50. Словом, как и «Тулпар», не ищет тепличных условий.

 

Азат Хаким
Родился в 1955 г. в Заинском районе ТАССР
Образование
1978 г. — Бугурусланское летное училище.
1985 г. — Казанский государственный университет, историко-филологический факультет.
1987 г. — Школа летчиков-испытателей г. Жуковский
Карьера
1978-1984 г. — Казанский объединенный авиа­отряд: второй пилот, командир экипажа Як-40.
1984-1994 гг. — летчик-испытатель в ОКБ «Сокол».
1991 г. — создал ООО «Авиакомпания «Тулпар».
1997-2001 гг. — ОАО «Международный аэропорт «Казань», генеральный директор.
2004-2005 гг. — ЗАО «Авиакомпания «Карат», генеральный директор.
2005-2006 гг. — ОАО «Страховая компания «Итиль», советник генерального директора.
С 1997 г. — председатель совета директоров группы «Тулпар».

 

Структура ГК «Тулпар»
(Tulpar Group)
Авиакомпания «Тулпар Эйр»
(эксплуатация ВС, деловая авиация: Challenger 300, Challenger 850, Global 5000, Як-42, Як-40)
Авиакомпания «Тулпар» (пассажирские чартерные перевозки на ВС Як-42)
«Тулпар Техник» (центр технического обслуживания ВС отечественного и зарубежного производства)
«Тулпар Интерьер Групп» (центр по созданию и переоборудованию интерьеров ВС)
«Тулпар Геликоптерс» (эксплуатация и техническое обслуживание вертолетов Eurocopter EC-135, Robinson R-44, Ми-2, Ми-8Т и Ми8-МТВ-1)
«Тулпар Тренинг» (авиационный учебный центр)
«Тулпар Сервис» (спецавтотранспорт).