Из 6,78 млн га земель Татарстана только 44% находятся в частной, в том числе общедолевой собственности. По словам министра земельных и имущественных отношений Азата Хамаева, сегодня бизнес не испыт
Вопрос обеспеченности землей еще недавно был актуален в первую очередь в крупных городах республики. Однако проблема дефицита решается включением в их границы земель соседних районов. На последнем заседании Казгордумы мэр Казани Ильсур Метшин сообщил, что рассматривается вопрос дополнительного присоединения части территорий Зеленодольского и Верхнеуслонского районов в недалеком будущем к Казани. Город в «новых» границах г-н Метшин назвал «Большой Казанью», которая не будет нуждаться в земле.
Сельхозземель в республике около 70%
Азат Хамаев
Министр земельных и имущественных отношений Республики Татарстан
Родился: 1 января 1956 г.
Образование:
Казанский авиационный институт по специальности инженер-механик (1978 г.), Казанский государственный университет, юридический факультет (2000 г.)
Карьера:
1978-1980 гг. — мастер автосборочного завода ПО «КАМАЗ»;
1980-1995 гг. — главный механик, директор Набережночелнинского опытно-экспериментального ремонтно-механического завода;
1995-1999 гг. — депутат Государственной думы Федерального Собрания РФ;
1999-2004 гг. — депутат Государственного Совета РТ второго созыва, Председатель постоянной Комиссии Государственного Совета РТ по вопросам экологической безопасности, земельной реформе, природным ресурсам и природопользованию;
2004-2008 гг. — генеральный директор ОАО «Татхимфармпрепараты»;
2008-2009 гг. — первый заместитель министра земельных и имущественных отношений РТ;
С марта 2009 г. — министр земельных и имущественных отношений РТ.
Азат Хамаев полагает, что сегодня в крупных административных центрах, особенно в Казани и Набережных Челнах, нехватки в свободных земельных участках нет. Во многом благодаря принятому в 2007 г. закону, по которому в границы Казани включены дополнительные земли общей площадью более 18,2 тыс. га. В границы же населенных пунктов республики в течение последних 4-х лет включены порядка 750 земельных участков — это более 14 тыс. га. Из них более 8 тыс. га приходится на Зеленодольский, Высокогорский, Верхнеуслонский, Лаишевский и Пестречинский районы. Еще почти 2 тыс. га — на пригородные районы Набережных Челнов (Тукаевский, Елабужский, Менделеевский).
Все российские земли делятся на семь категорий. А как распределяется земля по ее назначению в Татарстане?
— Около 70% территории республики — сельскохозяйственные земли. Это более 4,63 млн из 6,78 млн га всех земель республики. Ведение строительства каких-либо объектов на таких землях за некоторым исключением законодательством не предусмотрено. Конечно, привлечение инвестиций в развитие агропромышленного комплекса республики является одной из важнейших задач. Но она не единственная. Поэтому наше министерство готовит проекты решений Правительства республики о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий, чтобы на них можно было строить. За последние 4 года мы уже перевели 21 тыс. га из сельхозземель в другие категории. В основном это земельные участки, включаемые в границы населенных пунктов для жилищного строительства. Это составляет 66% от общей площади переведенных земель.
Большая часть земель республики сельскохозяйственного назначения. В связи с этим испытывает ли бизнес дефицит земель под свои нужды?
— Думаю, что нет. Из общей площади земельных участков, переведенных с 2006 г. из одной категории в другую, около 34% предусмотрено для строительства промышленных объектов. В частности, около 100 земельных участков общей площадью более 133 га — для объектов дорожного сервиса: под автозаправочные станции, стоянки, кафе, магазины, гостиницы и т. п. Все эти участки находятся вдоль автомобильных дорог федерального, республиканского и местного значения. Под объекты связи, в том числе базовые станции сотовой связи, мы перевели 220 участков; под разработку карьеров по добыче полезных ископаемых — 74 участка; под объекты нефтедобычи — порядка 3,5 тыс. участков площадью более 1,8 тыс. га. Под иные промышленные цели, такие, как строительство дорог, полигонов ТБО, производственных баз, цехов и т. д., отведено более 1 тыс. участков.
А что происходит со свободными сельскохозяйственными землями республики сегодня. Как их можно приобрести в собственность?
— В соответствии с земельным законодательством сельхозземли предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах. Обычно покупателями бывают крупные инвесторы, с деньгами и менеджерским потенциалом, без чего невозможно оздоровить экономику сельхозпредприятий.
Кроме этого, по заявкам заинтересованных лиц для строительства и ведения бизнеса возможно предоставление участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с предварительным согласованием места размещения объектов и дальнейшим переводом земельных участков из одной категории в другую.
Прием в «одно окно»
В предпринимательской среде бытует мнение о том, что перевод земли из одной категории в другую — хлопотное дело. Бизнес старается этого избежать. А в случае необходимости — прибегнуть к помощи посредников.
Какова процедура перевода земли из одной категории в другую? Длительный ли это процесс?
— Процедура длится в среднем от 3 до 8 месяцев. Сначала заявитель решает вопрос выделения земли на районном уровне. Потом он предоставляет в Минземимущество ходатайство и необходимый комплект документов. Перечень прилагаемых документов зависит от цели перевода. Полный список размещен на сайте нашего министерства. После экспертизы документов мы готовим проект решения Кабинета министров РТ. Мы активно стараемся упростить процедуру, например, с октября прошлого года организовали прием заявителей по принципу «одного окна». Только с начала текущего года через него прошло более 265 дел на перевод земель из одной категории в другую.
Когда заявителю может быть отказано
в переводе категории земель?
В настоящее время в республике не используется более 9 тыс. га сельхозземель
— В земельном законодательстве предусмотрены случаи для такого отказа. В том числе из-за несоответствия предполагаемого использования земель.
Процедура изъятия
до сих пор не определена
В конце 2009 г. Госсовет Татарстана предложил Госдуме России внести изменения в Земельный закон, а именно изымать у собственников неиспользуемые более трех лет земли. Предлагалось выносить собственнику предупреждение и предоставлять месяц на добровольную сдачу участка местным властям. А по истечению срока — отбирать земли принудительно по решению суда с выплатой денежной компенсации бывшему владельцу.
Какова судьба законопроекта, определяющего механизм изъятия земель?
— С января этого года у нашего министерства уже есть полномочия принудительно изымать у собственников сельхозземели, неиспользуемые надлежащим образом в течение трех и более лет. Однако законодательством не определен четкий механизм принудительного прекращения права собственности на земельный участок. Эти уточнения как раз и не приняты. 17 июня текущего года депутаты Госдумы перенесли его рассмотрение на более поздний срок.
Насколько, по вашему мнению, остро стоит проблема неиспользуемых земель на территории республики?
— Такая проблема действительно существует. В целом по республике, по сведениям Управления Росреестра по РТ, в настоящее время не используется более 9 тыс. га сельхозземель. В основном они находятся в собственности частных и юридических лиц.
Айгуль Чуприна
Фото: Сергей Туганов