В Татарстане в 50 учебных заведениях работают школьные бизнес-компании, обучая детей предпринимательству. DK.ru попросил реального бизнесмена оценить один из проектов и дать советы школьникам.
DK.ru предложил действующему предпринимателю оценить, насколько интересными и потенциально успешными могут быть проекты, которые создаются в рамках школьных бизнес-компаний. В Татарстане движение бизнес-образования в школах развивает некоммерческая организация "Достижения молодых".
Герои первой публикации - школьная компания "Kind School" ("Добрая школа", англ. - DK.ru) гимназии №3 города Зеленодольск. Эксперт - директор фермы "Лукоз-Саба" Тарас Кожанов.
Бизнес-идея
Универсальный ежедневник «Every Day» придуман школьной компанией «Kind School» в 2016 г. Основная идея – помочь человеку планировать дела с максимальной пользой для личностного развития с учетом идей Стивена Кови, отраженных в книге «Семь навыков высокоэффективных людей».
В блокнот можно записывать ежедневные планы, цели для личного развития, интересные идеи и даже отмечать - сколько стаканов воды ты выпил за день.
Продукцию школьная компания печатает в местной типографии Зеленодольска. Своей целью они ставят продавать по 100 ежедневников в год. С декабря 2016 г. по январь 2017 г. продано уже 20 ежедневников. Стоимость составляет от 200 – 220 руб.. Основной канал продаж на нынешний момент – социальные сети и школьные ярмарки.
«В наше время у детей очень мало времени. Они могут зациклиться на чем-то одном, например, на учебе в школе, но не развиваться в других направлениях, например, не находить время на изучение языков. Они даже могут забывать про такие вещи, как познавательная прогулка с друзьями в музей.
Для этого мы создали свой блокнот – чтобы дети могли грамотно расписать свое время, тратив его не только на учебу, но и на другие полезные дела», - пояснила президент компании Анастасия Пекшеева.
Всего в команде сейчас восемь человек – президент Анастасия Пекшеева, Анастасия Пионтковская, Вероника Огиренко, Камила Фазульзянова, Арина Шитухина, Никита Чернов, Мария Алимова и Анастасия Насыхова. Компания была создана в 2013 г. Первым президентом ее была Анита Хангараева.
Сейчас ребята готовят новую весеннюю коллекцию ежедневников – в новом дизайне, предназначенном для мальчиков и девочек. Часть заработанных средств отдают на благотворительность. Основы предпринимательской деятельности компания изучает на семинарах молодежного центра «Достижения молодых».
Оценка предпринимателя
Глава фермы «Лукоз саба» Тарас Кожанов:
«Идея ежедневника очень интересная. Мне приятно, что молодые люди, во-первых, читают книги Стивена Кови - в моем представлении, не все взрослые знакомы с ним, во-вторых, довести что-то до состояния готового продукта – тоже не так уж просто.
Я восхищаюсь, что в таком юном возрасте люди могут вести какие-то проекты, пусть и под руководством взрослых.
Тема ежедневников для меня всегда была интересной. Мне всегда нравилось их покупать. Поэтому могу предположить, что среди числа учащихся в школе будет большое число тех, кто захочет им воспользоваться.
Но нужно понять, насколько дизайн интересен для школьников. Мне он кажется неплохим, он достаточно и строгий, но и детский одновременно. Сложно сказать, как его оценят школьники. Я думаю, что ребята не очень хорошо раскрыли тему со стаканчиками - не совсем понятно, что это значит.
Верстка в целом неплоха. Мне кажется, что есть проблемы с расстояниями между блоками. Обводка каждого блока – может быть стоит что-то подвинуть. На мой взгляд, стаканчикам тесно в том месте, которое для них отведено.
Не уверен, что нужно ориентировать товар сразу на большее число покупателей. Я бы воспринимал это как пилотный проект. Нужно собрать отзывы потребителей и доработать товар в соответствии с их пожеланиями. У меня есть ощущение, что внутреннюю часть ежедневника можно сделать лучше, снабдив комментариями о том, как это использовать.
Я думаю, что без больших бюджетов это может быть сделано, и для учеников это будет хорошим опытом.
Если бы я не читал Стивена Кови, то не понял бы в чем его идеи. Мне бы хотелось, чтобы создатели ежедневника мне больше рассказали о его теории, и почему это круто. И как этот ежедневник помогает следовать его идеям. На мой взгляд, это то, что можно было бы доработать.
Я думаю, что в качестве каналов продаж лучше всего использовать популярные сейчас видеоблоги, соцсети - просить покупателей, чтобы они писали обзоры того, как они используют ежедневники, как поменялась их жизнь благодаря использованию ежедневника, какие они испытывают от этого эмоции. Возможно, нужно пользоваться и механизмом реферальной рекламы.
Если ребята планируют заниматься этим и дальше, то идея использования на главной странице названия «Kind School» правильная, я считаю, то это может стать региональным брендом».
Оценка эксперта
Руководитель центра "Достижения молодых" Ляля Бикчентаева
"Команду компании "Kind School" я помню еще с прошлого учебного года. Они успешно реализовали проект по производству именных косметичек, и я была совершенно уверена, что и в этом году они продолжат заниматься тем же. Но ребят увлекла книга «7 навыков высокоэффективных людей», и, пожалуй, это не худшее из увлечений для подростков.
Их ежедневник вызывает восторг у большинства людей, кому выпадает удача с ним понакомиться – действительно, ежедневник помогает помнить о целях и следить за здоровьем, это постукивающий в голове "молоточек».
Мне кажется, этой школьной компании было бы полезно попробовать реализовать его не только на своих ярмарках и в социальных сетях, но и попробовать выйти на рынок B2B – это был бы отличный корпоративный инструмент.
Но нужно подумать над новыми дизайнами и даже формами подачи такого продукта на рынок. Ведь продают ребята не просто блокноты, а целую идеологию ответственного отношения ко времени, эффективной жизни. Плюс в характеристики блокноту можно добавить то, что делается он руками молодежи".
Оценка маркетинга
Руководитель пресс-службы Сернурского сырзавода Радина Самойленко:
«Я бы предложила ребятам использовать позиционирование - «пользоваться таким ежедневником – модно». Молодежь любит быть в тренде новинок. А моду нужно сформировать: снимать качественные видео-презентации своего проекта. Уверена, в школе куча ребят, которые умеют делать крутое видео.
А потом нужно выбрать несколько известных людей в Зеленодольске (и не только), которые бы поделились в соцсетях или в видеоблоге тем, как они используют ежедневник и как он помогает им с планированием. К примеру, это может быть девушка-визажист, спортсмен, артист-шоумен.
Можно двигать идею о том, что ежедневник – это хороший подарок другу. Нужно распечатать промо-ежедневники и раздавать их бесплатно - как стильный подарок.
Можно найти рекламного партнера, для которого это будет хорошее продвижение - найдутся желающие разместиться на задней обложке за деньги. Это могут быть магазины школьной одежды, канцтовары, спортивный клуб, кто угодно.
Обязательно нужно создать аккаунт ежедневника в инстаграм, если есть аккаунт школы - можно размещать информацию и в нем.
Я думаю, что нужно больше рассказывать о ребятах - создателях ежедневника - необходимо продвинуть лидеров проекта. Сходить на радио, ТВ, рассказывать, куда идут вырученные деньги".