В конце декабря в Казани прошел Jadidfest – фестиваль современной татарской культуры. DK.ru разбирался, какой бизнес работает в этой нише и сколько приносит денег.
На фестивале «новой татарской культуры» Jadidfest, прошедшем 25 декабря в центре «Смена» параллельно работали лекторий, площадка с мастер-классами, детская площадка, фудкорт и дизайнерская выставка. «И все это – татарское!» – писали в соцсетях организаторы.
Фото: Sobaka.ru
Продавцы, товары и музыка, действительно, ярко представляли национальную идентичность, но это были не стандартные «музейные» экспонаты, больше востребованные у туристов, а продукты для современных горожан. Кардиганы с татарским орнаментом, термокружки с надписями на татарском языке, значки с Габдуллой Тукаем, татарские открытки и даже настольные игры, основанные на истории Волжской Булгарии – бизнес старается освоить нишу.
Как говорит председатель Всемирного форума татарской молодежи Табрис Яруллин, спросом такие товары пользуются не только у татар.
«Мы считаем, что это своего рода инвестиции в татарский бизнес, но малый. Дизайнеры нам очень близки, и мы специально проводим такие мероприятия, чтобы люди начали их узнавать, рекламируем их в интернете, что для небольших компаний очень важно.
Для большинства участников ярмарка – хорошая возможность реализовать свой товар. Мне рассказывают, что выручка у них растет. Хотя, возможно, кто-то и не может продать свой продукт, потому что аудитория ярмарки может быть для него не целевой», - пояснил Табрис Яруллин.
Цели заработать у организаторов, по словам председателя Всемирного форума татарской молодежи, нет. Каждый участник заплатил за свой стол по 500 руб., которые были рассчитаны из стоимости аренды и входного билета (100 руб. – DK.ru). По оценке устроителей дизайн-маркета, это примерно в десять раз меньше, чем в среднем по рынку.
Девушки и их брошки
Дизайнер Резеда Аглиуллова аксессуарами с татарским колоритом – брошками с тюльпанами, подвесками, серьгами на основе национальных узоров – занимается около трех лет, и, как рассказывает мастер, все это время спрос на ее изделия только растет. Емкость рынка большая, но сколько он еще сможет принять подобных мастерских – оценить трудно.
«Брошки сейчас очень популярны – в соцсетях девушки постят фотографии, все смотрят, и сразу же хотят себе такие же. Сейчас рынок пока растет, что будет дальше, угадать невозможно. Спрос на аксессуары несколько лет очень высокий. Преподаватели татарского языка из КФУ ко мне целые группы приводили за какими брошками», - поделилась Резеда Аглиуллова.
Татарская «Мафия»
Айнур Ахметов приехав в Казань с другом из Санкт-Петербурга. Они придумали настольные игры с татарскими персонажами. Игры основаны на историческом контексте и рассчитаны на массового потребителя, однако найти инвестора на производство пока не удалось. Без этого делать татарские настольные игры будет просто убыточно, говорит энтузиаст.
«Мы часто играли в настольные игры в городских антикафе. Однажды просто захотели поиграть в татарские игры, начали искать что-то подобное, но ничего не нашли. Тогда нам пришла идея – почему бы не создать татарские настольные игры? На разработку у нас ушел примерно год.
Нужны инвесторы, потому что сейчас образцы дорогие. На производство нужно 300-400 тыс. руб. Себестоимость одной игры в этом случае составляет около 1,5 тыс. руб.. Хотим сделать партию в 1000 экз. Тогда игра будет стоить около 200 руб.», - говорит Айнур Ахметов.
На игры уже есть предзаказы из регионов России, но Татарстан пока заказывает мало. Главная задача – окупиться, говорит участник Jadidfest. На данный момент команда создала уже три игры, в том числе, и знаменитую «Мафию».
Деньги из слов
Энже и Фанис Садыковы создали свой бренд «Хатлар йорты» порядка года назад, и продают открытки с татарскими надписями и дизайном на каждый день. По их словам, они зашли на рынок «смело» и незапланированно. В квартал они продают порядка 15-20 тыс. открыток.
«Мне всегда была интересна полиграфия и слово. Мы попробовали, увидели, что есть интерес. Покупатели сами выходили с нами на связь, советовали, что улучшить. В этом сегменте мы в Казани одни – мы делаем открытки с дизайном, но есть и художники, которые рисуют их отдельно. Мы делаем современный продукт, но на татарском языке. Сейчас, в основном, мы покупаем рисунки, так как не успеваем делать это сами», - рассказала Энже Садыкова.
Невозможно обанкротиться
Как говорят создатели компании Selet Store, сделать бизнес на национальной идентичности сейчас даже проще, чем в любом другом сегменте. Идеологическая поддержка и продвижение национальной культуры и товаров – залог успеха, даже если стартовый капитал не такой большой, уверен Аскар Камалов.
«Мы начинали с того, что делали товар, ориентированный на сообщество молодежи из «Сэлэт». Потом поняли, что можем развиваться дальше, продавать на другую аудиторию. Если делать что-то, только с татарской символикой, можно добиться даже большего, чем если заниматься другим», - говорит Аскар Камалов.
По данным председателя Всемирного форума татарской молодежи Табриса Яруллина, рынок товаров с татарской символикой растет непрерывно и, хотя и кажется узко сегментированным, востребован у широкой аудитории. «Интересные и модные» вещи покупают самые разные люди, не взирая на национальность, говорит он:
«Четыре года назад среди молодых дизайнеров, работающих в этом сегменте, было пять-шесть человек. На «Печэн базары», который мы проводили, участвовало около 80 дизайнеров. Рост колоссальный. Это аксессуары для дома, одежда, блокноты, национальные открытки, керамика, полноценная коллекция одежды. Насколько я знаю, никто из них не обанкротился.
Возможно, рынок еще не насытился, и потенциал для роста есть. Например, на данный момент нет мебели, элементов интерьера с татарскими элементами. Если человек это сделает, он будет востребован».
Карина Каримова