Меню

БКК готовит к строительству новую шоколадную фабрику стоимостью в 2,5 млрд рублей

Амбициозный проект планируется окупить за 5 - 7 лет. Мощность фабрики, которая станет дочерним предприятием БКК, — 1,5 т продукции на каждую из трех «шоколадных» линий в сутки.

По информации генерального директора ОАО «БКК» Булата Кутдусова, булочный комбинат начинает реализацию проекта шоколадной фабрики, которую планирует построить компания БКК , сообщает газета «БИЗНЕС Online».

Напомним, в конце прошлого года БКК уже заявляло о своих планах запуска новой шоколадной фабрики. Анонс был оглашен параллельно с запуском аналогичного производства кондитерки на «Эссен продакшн», но в отличие от конкурента, до сих пор не находил своего воплощения в дело.

Подготовка к строительству фабрики находится на стадии решения земельных вопросов — 30 января сборник документов казанского исполкома опубликовал извещение о предстоящих публичных слушаниях. По просьбе ОАО «БКК» мэр Казани Ильсур Метшин назначил слушания по предоставлению условно разрешенных видов использования земельных участков на улице Адоратского — два участка общей площадью около 2,3 га под шоколадную фабрику в зоне незначительного отрицательного воздействия на среду (V класса опасности). Слушания пройдут 17 февраля.

По словам руководителя «Булочно-кондитерского комбината», новая шоколадная фабрика будет отдельным предприятием.

«Мы смотрели разные проекты по развитию земельного участка, имеющегося в нашей собственности, и остановились на конфетной фабрике, — рассказал бизнес-газете Булат Кутдусов. — После закрытия фабрики «Заря» крупных производителей конфет в Казани не осталось, несмотря на то что объем потребления конфет в Татарстане, согласно статданным, около 16 тысяч тонн в год. Большая часть продукции завозится».

На фоне развитой промышленности республики и высокого уровня потребления сладкой продукции отсутствие собственного конфетного бренда — пробел, который намеревается восполнить БКК. В Ульяновске, Мордовии, Чувашии есть крупные фабрики, отметил г-н Кутдусов.

В настоящее время объем локального рынка кондитерских изделий РТ оценивается в диапазоне 15 - 20 млрд рублей. Рынок шоколадных конфет сложный и насыщенный, вход на него затрудняют высокая конкуренция и дороговизна оборудования, тем не менее, данный рынок постоянно растет, отмечает Булат Кутдусов.

«К концу года мы завершим строительство и к новому году начнем отработку технологий. Это может занять от трех месяцев до полугода — и фабрика выйдет на проектную мощность», — отметил он.

Ранее уже было известно, что объем инвестиций может составить 1,5 млрд рублей. Однако в ходе проработки проекта его параметры существенно изменились. Теперь это 2,5 млрд рублей, соотношение собственного и заемного капитала типично для проектного финансирования: 30% на 70%. Срок окупаемости — 5 - 7 лет.

Мощность фабрики, которая станет дочерним предприятием БКК, сохранится на ранее заявленном уровне — 1,5 т продукции на каждую из трех «шоколадных» линий в сутки. Две из них будут смонтированы сразу, третья будет установлена после запуска производства.

Ожидается, что годовой оборот «шоколадной дочки» в 5 раз превысит выручку материнской компании, который по итогам 2013 года составил свыше 1 млрд рублей. К финансированию проекта привлекаются крупные федеральные банки, однако г-н Кутдусов не сообщил, какие именно, и не озвучил условия, на которых будет идти финансирование проекта.

Конфетная фабрика потребует создания дополнительных 500 - 600 рабочих мест. Сейчас на БКК работают 850 человек. Плюсы БКК — не только собственная земля по соседству с действующим производством, но и подготовленный персонал. А технологический персонал в этой сфере нарабатывает опыт в течение 10 - 15 лет, утверждают в БКК.

«Мы планируем позиционировать бренды в зависимости от регионов: Поволжье, Северо-Запад, Центральный федеральный округ, — приоткрыл некоторые детали руководитель БКК. — Изучено восприятие жителей центральной России и республики, какие ожидания люди связывают с новой продукцией, которая может выйти из Татарстана. Мы использовали нашу уникальность, будет присутствовать и тонкость Востока. В дизайне будет отражена и принадлежность к мусульманскому миру, и современность».

БКК планирует реализовывать шоколадную продукцию через уже существующую сбытовую сеть — 1,8 тыс. магазинов в РФ. Через сети ЗАО «Тандер» (магазины «Магнит») продукция БКК продается в Екатеринбурге, Уфе, Самаре, еще около 10 крупных городах Поволжья и Урала. Кроме того, есть выход и на зарубежный рынок — в частности, продукция востребована в ОАЭ.

«В Арабских Эмиратах пользуются спросом сушки и чак-чак, — добавил подробностей Кутдусов. — Мы завезли туда и вафельную продукцию, но особенно активно пошли именно они».

Интересно, что проект БКК реализуется параллельно с недавно запущенным конфетным проектом «Эссен Продакшн» Леонида Барышева.

«Мы работаем на растущем рынке, и у нас с кондитерской фабрикой «Эссен Продакшн» абсолютно не пересекающиеся позиции по ассортименту. Поэтому мы партнеры и можем дополнять друг друга. Нам хватило мудрости еще на стадии планирования обсудить технологии и ассортиментную политику, чтобы не конкурировать».

В свою очередь у аналитиков рынка свое видение сложившейся ситуации по запуску новых кондитерских мощностей в республике.

«Если учесть, что в Татарстане действительно недостаточно собственных качественных кондитерских производств, в то время как спрос на продукцию сохраняется стабильно высоким, строительство кондитерской фабрики выглядит вполне логичным решением, - рассуждает старший аналитик Альпари Анна Бодрова. - Тем более, что БКК может себе это позволить (30% средств в проекте - собственные) и прекрасно представляет тонкости этого рынка. Помимо этого, у БКК есть свои отлаженные каналы сбыта продукции, что заметно упростит выход на рынок новых марок продуктов.

Что касается отношений с «Эссет продакшн», то здесь общих линий затронуто не должно быть: у БКК есть свое видение производства, есть наработки продуктовых предложений, и пока оно никак не пересекается с тем, что делает «Эссет продакшн».

«Стратегически такое решение вполне оправдано для БКК. Экспансия в новый сегмент выглядит логично – шоколадные изделия отличаются устойчивым спросом и высокой маржинальностью, поэтому укрепление позиций здесь будет позитивно влиять на показатели продаж и рентабельность группы в целом, - рассуждает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. - Кроме того, более сбалансированный портфель продуктов, дополненный шоколадной продукцией, может способствовать более быстрому расширению доли БКК на локальном рынке и укреплению позиций в других регионах, так как оптимальный ассортимент позволит эффективнее конкурировать с другими игроками, оперирующими широкой линейкой брендов в разных сегментах».

По мнению специалиста, можно предположить, что профильное предприятие располагает значительными ресурсами и компетенциями для развития нового направления. Помимо собственно капитальных затрат на ввод новых производственных мощностей запуск нового направления, вероятно, потребует в дальнейшем значительных дополнительных инвестиций в маркетинг и дистрибуцию.      

«В контексте широкого рынка, компании БКК и Эссен, конечно, будут конкурировать. Тем не менее, учитывая, что рынок остается растущим и сохраняет потенциал дальнейшего расширения, а ассортимент компаний значительно различается, - продолжает Максим Клягин. - Полагаю, конкуренция непосредственно этих двух игроков будет носить умеренный характер».

 
По данным специалистов, объем российского рынка кондитерских изделий по итогам 2013 г. составляет около 700 млрд руб. Объем локального рынка кондитерских изделий РТ можно примерно оценить в диапазоне 15-20 млрд руб.

Средние темпы роста рынка в номинальном денежном выражении в последние годы варьируются в большинстве регионов в диапазоне 10-15%. В значительной степени высокая динамика роста была обусловлена сильной инфляцией в секторе, связанной с опережающим ростом цен на основное сырье. В товарной массе рынок в среднем рос на 5-6%.

«В среднесрочной перспективе темпы роста сохранятся на сопоставимом уровне, так как в секторе, несомненно, сохраняется значительный потенциал роста, который будет реализован по мере увеличения доходов и расширения потребления, особенно продукции высоких ценовых сегментов, продолжает аналитик. - Сегодня среднедушевое потребление кондитерских изделий составляет около 12 кг/г, в том числе шоколадных изделий – около 5 кг/г. Ожидается, что в среднесрочной перспективе следующих 3-5 лет в товарной массе рынок продолжит расти умеренными темпами на уровне около 5%».

Справка:

Открытое акционерное общество «Булочно-кондитерский комбинат»

Создано в 1986 году.

Директор: Булат Фатихович Кутдусов

На сегодняшний день БКК имеет автоматические линии по производству вафельной и хлебной продукции, оборудование по контролю за температурой хлеба и линию «Рондо», способную производить одновременно более 60 видов продукции.

Новая торговая марка «Мастер Сластер» — это самая широкая ассортиментная линейка в России, которая выпускается под единым брендом. Более 100 наименований продукции «Мастер Сластер» уже представлены в пяти городах России (Москва, Казань, Набережные Челны, Самара, Нижний Новгород) и двенадцати торговых сетях.

По данным выписки из ЕГРЮЛ ФНС России по состоянию на 31.01.2014 учредителями БКК являются:
— Центральный депозитарий Республики Татарстан — 54%;
— Объединенная депозитная компания 46%.
В свою очередь учредителями Центрального депозитария РТ является минземимущество РТ (99,99), ООО «Учебно-консалтинговый центр АСС» (0,00081) и физлица.

Ранее БКК контролировался ОАО «ХК «Золотой колос».

По итогам 2012 года БКК получил чистую прибыль в 1,3 млн. рублей. Валовая прибыль составила 204,5 млн. рублей.

Фото: Inkazan, Егор Алеев.