Бизнесмены Казани рассказали «ДК» о том, что нужно для улучшения инвестиционного климата в республике.
Азат Хаким, председатель Совета директоров ГК «Тулпар»
Инвестор обычно идет туда, где его ждут, и где для него создаются все условия. Прежде всего, должен быть минимум бюрократии и коррупции — полностью эти явления, понятно, не истребить. Но туда, где они процветают, западные инвесторы даже не сунутся. Третий фактор – готовые подъездные пути, инженерные сооружения, удобная транспортная логистика, затраты начто должна взять на себя республика, город. Кроме того, в республике должны окупаться инвестиции: должна существовать потребность в услуге, высокая покупательская способность населения, ну и общий экономический рост должен соответствовать вложениям. В Татарстане, в принципе, всё это есть. Но первые два момента — коррупция и бюрократия — имеют место быть.
Рафаэль Зайнутдинов, руководитель представительства Агентства стратегических инициатив РФ
В Татарстане многое делается: и правительство, и организации – все стараются улучшить инвестклимат. Мешает разве что плохая обратная связь от предпринимателей. Причем нужна не только разовые опросы, а постоянный мониторинг проблем. Недавно на сайте минэкономики Татарстана запустили такую систему — там любой предприниматель может описать свою проблему. Считаю, что в целом по республике ведется очень большая работа, особенно на высоком уровне. Однако Татарстан должен быть открыт к инвесторам не только на уровне президента и Минэкономики, но и на местах. Проблема есть в муниципалитетах. Предприниматели порой не могут достучаться до главы района. Например, если ты захотел попасть к главе, то должен в определенный день прийти и записаться, а потом, уже через неделю, в этот же день он тебя примет, возможно. То есть инвестор, который стучится к главе администрации с желанием открыть какое-то дело, не может к нему попасть неделями. Как можно говорить о привлечении инвестиций в районы, когда там такая неповоротливая структура?
Рамиль Исмагилов, гендиректор ЗАО «Казанский экологический комплекс»
Нужно, чтобы все структуры власти, начиная с президента и кончая муниципалитетами, придерживались единых правил игры. У нас сейчас нет таких правил ни для инвесторов, ни для предпринимателей. На словах, конечно, они существуют, и когда к нам приезжают инвесторы, мы себя позиционируем очень хорошими. Но когда дело спускается ниже, на уровень исполнителей, оно затухает. Грубо говоря, речка впадает в море и пропадает. Особенно это касается муниципалитетов. Если аппарат президента сопровождает некий проект, то он точно будет доведен до конца. Но таких проектов немного А для всех остальных у нас нет выработанных правил игры. Из-за этого я часто слышу от инвесторов, с которыми работаю, что не все структуры власти у нас работают хорошо. Но другой структуры у нас, к сожалению, пока ещё не придумали. Вот на Западе совсем другая система, там только крикни, что ты инвестор и хочешь деньги вложить, вас просто на руках донесут и все условия создадут. А у нас инвестор получает очень много проблем — то с арендой, то с энергоносителями. Естественно, инвестор разворачивается и уходит.
Камияр Байтемиров, председатель Ассоциация фермеров и крестьянских подворий РТ
У нас огромная проблема с присоединением к сетям, с дорогами — особенно к сельским поселениям. То есть необходимо развивать лучше инфраструктуру. Люди, которые инвестируют, не могут ждать 2-3 года, пока дорогу проведут, пока электричество проведут. Эта инфраструктура должна быть создана государством и безукоризненно работать, чтобы быть привлекательной для инвесторов. Отсутствие условий является сдерживающим фактором. Конечно, в последние годы в Татарстане строят разные площадки, технопарки то там, то тут, к ним подводят коммуникации, чтобы бизнес начал работать. Но этого пока ещё недостаточно.
Наталья Таркаева, помощник министра экономики РТ, заместитель председателя координационного совета по развитию МСБ при правительстве РТ, член правления ТПП РТ
У нас делается довольно много. Я бы не сказала, что есть какие-то серьезные проблемы в этой сфере. Больше всего вопросов вызывает сфера энергетики, есть трудности с быстрым подключением к сетям, высокими тарифами. Я бы сказала, что вообще большинство претензий инвесторов не связано с республикой как таковой. Эти проблемы основаны на более фундаментальных особенностях российской экономики. Например, налоговая система, стабильность условий ведения бизнеса, понятность и прозрачность при принятии решений, которые влияют на бизнес – это общестрановой вопрос. Регионы, которые активно занимаются улучшением инвестиционного климата, стараются издержки такого рода нивелировать какими-то своими усилиями, насколько это возможно. Но всё равно полностью они могут быть решены только на федеральном уровне.
Юдов Андрей Валерьевич, директор Казанского филиала ОАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн")
Инвестиционная привлекательность региона величина не статичная и конкурентоспособность Татарстана будет оставаться на высоком уровне только в том случае, если сохранится тенденция ежегодного увеличения инвестиционных потоков в республику. Осуществить это возможно лишь непрерывно настраивая процесс повышения инвестиционной привлекательности под динамичные рыночные условия. Но в этом процессе есть административная константа. Речь идет о создании прозрачной нормативной базы, объективным распределением ресурсов, формировании структурных механизмов, функционирование которых позволит говорить о надежности системы государственного управления. Целенаправленное воздействие властей на условия, повышающие надежность и эффективность инвестиций, и будет самым важным компонентом стратегического управления инвестиционным климатом.