Меню

Что тебе надо, бизнес? Молчит, не дает ответа

Фото: shaimiev.tatar.ru Ильсур Метшин, мэр Казани Смешно сказать: приезжает турист, гуляет по улице Баумана, а там сувениры а ля рюс и а ля тартар, но — китайского и притом самого низкого

Смешно сказать: приезжает турист, гуляет по улице Баумана, а там сувениры а ля рюс и а ля тартар, но — китайского и притом самого низкого качества! Это же нонсенс!

Фото: shaimiev.tatar.ru

Ильсур Метшин,
мэр Казани

Смешно сказать: приезжает турист, гуляет по улице Баумана, а там сувениры а ля рюс и а ля тартар, но — китайского и притом самого низкого качества! Это же нонсенс!

Городская инфраструктура совершенствуется у нас на глазах, возводится огромное количество новых объектов. Сейчас же, когда город ждет обещанных и весьма серьезных бюджетных вложений, мы совершаем маневр, перенацеливаясь на транспортную инфраструктуру, строительство дорог и транспортных развязок.

Интересно ли это бизнесу — вопрос риторический. Ведь у нас уже нет государственных строительных компаний, вымерли, как мамонты. На смену им пришли АО, ОАО, ЗАО, ООО — сплошь частный бизнес. А в строительстве узкая специализация, это значит сотни и сотни подрядчиков и субподрядчиков, тысячи и тысячи рабочих мест.

Что дают бизнесу такие подряды, как, например, транспортная развязка? Это не только объемы и экстенсивный рост: больше денег, больше техники, больше рабочих рук. Это качественный рост, интенсификация. Мы наблюдаем, как возводятся развязки на Ленской, на Ямашева-Амирхана, и с удовлетворением отмечаем, как трансформируется, если можно так выразиться, качество самого подрядчика. Он покупает новую, более совершенную оснастку, вкладывается в мини-заводы по изготовлению тех или иных составляющих строительного процесса. То есть его бизнес становится качественно иным. Он уже шагнул в XXI век и в XX-й уже никогда не вернется.

Характерная деталь, которая в суете будней не всегда заметна: все меньше и меньше таких видов работ, которые мы не способны делать сами, без привлечения специалистов со стороны. Тут нет желания продемонстрировать, что мы сами с усами. Нет, это естественное следствие того диалектического процесса, о котором я говорю. Город меняется, и люди меняются вместе с ним.

Что ждет бизнес после Универсиады? Вы знаете, мне нравится этот вопрос. Он означает, что люди живут уже не днем и даже не годом, а заглядывают на три-четыре года вперед, думают о среднесрочной перспективе. Помимо прочего, это свидетельствует о стабильности как привычном состоянии нашего города и нашей республики.

Не хотел бы впадать в маниловщину, но, на мой взгляд, у бизнеса в нашем городе самые радужные перспективы. Конечно, таких масштабных бюджетных вливаний уже не будет, но, несомненно, экономический рост, признаки которого очевидны, поведет к росту зарплат и созданию устойчивого спроса. А это — самый надежный источник для возрастания бизнеса. Во всех возрастающих объемах будем строить жилье, парковки, да и те же дороги. Капремонт еще очень далек от завершения. Открывается такая огромная сфера для бизнеса, как энергосбережение. Да что говорить — даже «бытовка», общепит, гостиничный бизнес отстают от городских потребностей. А ведь никто не сомневается, что после Универсиады поток туристов, по сравнению с нынешним, возрастет кратно.

Вот «горячий» или, как говорят журналисты, «жареный» пример. Гастролирует у нас Cirque du Soleil, а мы не можем разместить всех приезжих зрителей в гостиницах. Кстати, хозяева кафе и ресторанов, «Амбар», «Сытый папа», других заведений сообщают, что количество посетителей резко увеличилось, особенно в выходные. Понятно, что приезд такого цирка привлекает в город огромное количество туристов, люди едут из республики и из-за ее пределов. А сфера услуг — гостиницы, отели, мотели небольшие, фастфуды, рестораны как быстрого питания, так и класса «люкс», — ну все, что в сферу услуг у нас входит, это пока еще отстает.

Или взять такой бизнес, как такси. С одной стороны, вроде бы эта ниша занята, такси достаточно: позвонил — через десять минут уже едешь. С другой — ясно, что и здесь количественным ростом не обойтись — он непременно должен перейти в качественный. Ясно, что к Универсиаде они должны быть, как в Европе, одного цвета и строгого стандарта. С кондиционированием и, разумеется, со счетчиком. Полагаю, мы до этого уровня цивилизации уже доросли.

Наконец, сувенирная продукция… Смешно сказать: приезжает турист, гуляет по улице Баумана, а там сувениры а ля рюс и а ля тартар, но — китайского и притом самого низкого качества! Это же нонсенс! Я спрашиваю бизнес, и уже не в первый раз: что вам нужно? Помочь с помещением — мы готовы. Компенсировать кредитный процент по городской программе поддержки малого бизнеса — тоже. Что еще — скажите. Прямо по Гоголю: молчит бизнес, не дает ответа.

Ильсур Метшин

Колонка написана специально для «Делового квартала»