Розлив напитков, посадка цветов и измерение кабинетов – одни из самых нестандартных задач пиар-специалистов Казани. Как использовать навыки пиарщика эффективней?
Дарья Долгова, руководитель проекта по взаимодействию с выпускниками КФУ, редактор онлайн-путеводителя по городам России Localway.ru
"Если открыть объявления о вакансиях в разделе PR на “Хэдхантере”, то можно долго удивляться разнообразию требований. Где-то пиарщик должен освещать деятельность компании в СМИ, писать и публиковать новости, вести сайт и соцсети. В других компаниях от него требуется владение навыками интернет-маркетинга, умение настраивать таргетированную рекламу, определять популярные поисковые запросы. Кто-то попросит пиарщика вести презентации для партнеров, искать клиентов или развивать корпоративную культуру.
Встречаются и такие требования, как умение рисовать в Photoshop, хорошо фотографировать и даже знание основ программирования.
Тут уместны картинки из серии “Что о моей профессии думают другие, моя мама, мой работодатель, и что я делаю на самом деле”. Границы профессии пока размыты, нет регламентов, коммуникации все время меняются благодаря появлению новых технологий. Начинающие специалисты теряются, какие умения им развивать в первую очередь, а владельцы бизнеса часто сами не понимают, что же за сотрудник им нужен.
Вот несколько примеров из реальной жизни казанских пиарщиков.
Даша Куракова, PR-менеджер портала “Инде”:
“На презентации журнала заказчик решил сэкономить на дорогих напитках и закупил алкоголь для ягодных наливок в 5-литровых канистрах. Напитки нужно было красиво и качественно подать. Я два дня собирала стеклотару по барам своих друзей, ночами отмывала и отдирала наклейки, а затем добавляла в них ягоды от бабули и сама разливала по бутылкам”.
Ирина Садыкова, независимый специалист по связям с общественностью:
“Мой бывший работодатель решил сделать цветочную клумбу в форме названия компании в подарок городу. Денег на ландшафтного дизайнера не было, поэтому мне пришлось самой оформлять заготовку. Я ездила в магазин, замеряла диаметр цветка, рассчитывала, сколько их нужно, чтобы сложилось пять букв и точка, раскладывала по цветам с учетом посадки и даже сама насыпала землю”.
Алина Хабибуллина, зам. руководителя PR-службы КНИТУ-КАИ им. А.Н.Туполева:
“Недавно разрабатывала макет фотостены для корпоративного зала. Сталкивалась с такой задачей впервые, поэтому потратила уйму времени, просчитывая размеры, определяя центр комнаты, долго носилась с рулеткой по кабинету, ползала по полу, вырезая черновые варианты и примеряя их к стене...”
Классическое определение гласит, что главная цель деятельности специалиста по связям с общественностью - это продвижение компании, ее товаров или услуг с помощью формирования ее имиджа в обществе, благодаря выстраиванию коммуникаций в СМИ и с ключевыми целевыми аудиториями. Отсюда “растет” основной функционал пиарщика:
- Коммуникации с прессой - добиваться публикаций новостей компании без пометки “Реклама”, самостоятельно инициировать новостные поводы, организовывать интервью и пресс-мероприятия, давать комментарии и реагировать на общий информационный фон;
- Подготовка информационных материалов о компании - пресс-релизы, презентации, корпоративную литературу, тексты выступлений и т.д.;
- Ведение корпоративных интернет-каналов - сайты, социальные сети, блоги и пр.;
- Разработка сувенирной и презентационной продукции - всего, что отражает имидж компании;
- Проведение корпоративных мероприятий - открытия и презентации, встречи с партнерами, праздники и пр.
Эти пункты можно продолжать в зависимости от специфики компании. Главный вывод: основной функционал специалиста по связям с общественностью - это коммуникации.
При определении обязанностей пиарщика часто допускаются ошибки. Вот самые распространенные:
- Привязывать деятельность пиарщика к продажам. Формирование имиджа компании влияет на продажи, но косвенно. Также, как на это влияют дистрибуция, клиентский сервис и пр.;
- Сочетать в лице пиарщика дизайнера, переводчика, фотографа и пр. Невозможно делать все и сразу, при этом хорошо. Такое размытие снижает результативность. А нанять узких специалистов на аутсорс зачастую выходит качественнее и дешевле;
- Давать пиарщику мнимую свободу и право голоса. Практикуется в больших компаниях, где специалист по связям с общественностью по факту отрезан от топ-менеджмента, не может оперативно получать комментарии и не в курсе действительного положения дел в компании;
- Нулевой бюджет. Да, пиарщик не платит за публикации в СМИ, но организация пресс-мероприятий требует денег, а экономия на базовых вещах испортит отношения с журналистами в долгосрочной перспективе.
Самое грамотное распределение задач на моей практике было в PR-агентстве “Априори”, где я начинала карьеру, и на посту пресс-секретаря технополиса “Химград”. В первом случае вся работа была проектная, четко привязанная к срокам, бюджету и целям клиента, поэтому бизнес-процессы в проектной команде расписывались оптимально. В технополисе же был организован PR-отдел с четко прописанными инструкциями каждого сотрудника, потому что ежедневных текущих задач было очень много.
Должность пиарщика в компании не самая дешевая и не всегда жизненно необходимая, но его деятельность способна сэкономить бизнесу миллионы на рекламе или антикризисных мероприятиях. Поэтому нанимать узких специалистов на аутсорс для выполнения разовых работ не по профилю выходит дешевле и быстрее, чем тратить на это ресурсы “человека-оркестра”.