Выбирая стратегию своего бизнеса, он предпочел не размениваться по мелочам и выбрал «продукт» премиум-класса. Промоутер Денис Валеев рассказал «ДК» о своем опыте по доставке в Казань мировых звезд.
«Конкуренция очень высокая!»
- Денис, почему из всех возможных вариантов бизнеса вы выбрали именно шоу-бизнес? Как пришли к своему делу – организации концертов?
- Всю жизнь для меня очень важна была музыка, совершенно разная. Без музыки в принципе невозможно представить человека, она отличает нас от животного мира. Пока жив человек, его душа - будет создаваться новая музыка.
В 2006 году, работая к крупной международной корпорации в Москве, я понял, что, конечно, в моей жизни появилась материальная стабильность, но все меньше становилось творчества, личной свободы. Я стал задумываться о сферах самореализации, которые мне лично интересны. В том числе и о том, что меня в принципе не устраивает структура работы российского шоу-бизнеса - отсутствие конкуренции и застой.
В то время мне довелось принять участие в организации большого танцевального мероприятия своей компании – Marlboro MXTronica и концерта культовой электронной группы Underworld. Работая на этом проекте и видя, какое удовольствие люди получают от свей любимой музыки, как все хотят попасть на этот концерт, я понял, что это – мое. Помню: последней каплей стало то, что я увидел Шуру и Леву из группы Би2, стоящих в толпе на внешнем периметре заграждения. Я их узнал и провел на концерт как своих гостей.
- Существует ли конкуренция в этом сегменте в Казани, насколько она жесткая? Легко ли было зайти на рынок?
- Конкуренция на рынке проведения концертных и гастрольных мероприятий в Казани очень высокая! Мы сталкиваемся с довольно низкой покупательной способностью населения. И в то же время - с большим количеством игроков. В том числе и тех, кто заведомо работает себе в убыток. То есть ночной клуб может недополучить выручку от продажи билетов на того или иного артиста, но постарается вытащить максимум прибыли из еды и напитков, продаваемых во время концерта.
- Наверняка Вам доводилось и за глаза слышать, и в глаза: «Сын Зили Рахимьяновны… Конечно, какие проблемы могут у него быть!» (Зиля Валеева - экс-министр культуры РТ, была заместителем Премьер-министра Татарстана, в настоящее время директор Музея-заповедника «Казанский Кремль» - прим. ред. «ДК») Каким образом Вы ломаете стереотипы обывателей?
- У меня нет задачи - ломать стереотипы обывателей в отношении «золотой молодежи». Правда, не редки прецеденты, когда кто-то уже рождается директором завода, банка, автосервиса, на худой конец.
Я всегда был и останусь сыном своих родителей. Раньше у меня были определенные комплексы на этот счет, так как я вряд ли смогу повторить карьерный путь своей мамы, ее взлет, продолжительность ее нахождения в высшем эшелоне власти Республики Татарстан.
Именно из-за этих комплексов, в 2004 году я выбрал работу в другом городе, в другом регионе, а эта работа выбрала меня. Я смог пройти собеседование на должность представителя компании Philip Morris в центральном регионе России, курировал корпоративные вопросы и отвечал за территорию от Уфы до Воронежа. Это дало мне уникальный опыт, веру в свои силы. Последующий перевод в московский офис компании показал мне, что люди, не знающие о моих родителях, уважают меня за то, что я из себя представляю.
«Выбор города для выступлений мировые звезды делают максимально тщательно»
- Какой концерт Вам запомнился особенно? В эмоциональном плане, в плане сложности организации?
- Самый большой и ответственный проект в нашей истории – это концерт Стинга. Пожалуй, это мой самый любимый музыкант: даже не знаю, сколько десятков тысяч километров я наколесил по России под его музыку. Это самый большой Артист из когда-либо приезжавших в Казань. Я никогда не забуду эмоции переполненной «ТатНефтьАрены» во время и после концерта, когда тысячи людей расходились по домам с совершенно счастливыми, просветленными лицами.
- Мировые знаменитости: насколько велико их желание выступать именно в регионах? Мы называем свой город «третьей столицей». А сами звезды как относятся к Казани? Воспринимают ли они ее как «глубинку»?
- После исторического выступления Стинга в Казани в 2011 году наш город признали во всем мире, и артисты его уровня больше не боятся выступать за пределами Москвы и Петербурга. Тот концерт сыграл большую роль в нашем международном признании. Более того, Казань прославилась и тем, что оркестр нашего Театра оперы и балета отыграл весь концерт со всемирно известным Артистом на высочайшем профессиональном уровне. После этого концерта Стинг сказал, что обязательно вернется в Казань.
Тот факт, что в этом году в нашем городе выступят такие легенды мировой сцены, как Джо Кокер и Элтон Джон, уже говорит о многом. Эти артисты раньше выступали только в Москве и Питере. Выбор еще одного города они делали максимально тщательно.
- Достаточен ли технический уровень казанских площадок для проведения концертов мирового уровня?
- Конечно, достаточен. Все дело в дополнительном уникальном световом, звуковом и видео оборудовании, которое приходится находить по всей России, а иногда даже за рубежом для таких уникальных артистов, как Стинг, Джо Кокер, Элтон Джон.
- Раскройте секрет: к нам приезжают «лайт-версии» концертов знаменитостей (в плане именно технической организации – звук, свет, спецэффекты)? Или казанский зритель получает именно тот продукт, ту версию шоу, которую видит, скажем, житель Европы, США?
- В тех проектах, которые делаем мы, мы никогда не экономим зрелищных аспектах шоу. Наша задача, чтобы и на следующий концерт нашего артиста в Казани снова пришли зрители. Необходимо удивить избалованного казанского зрителя высочайшим уровнем шоу. Кроме того, работать приходится с исполнителями такого высокого уровня, что их менеджмент просто не позволит нам сделать «лайт» версию. Я в курсе, что до нашего прихода на рынок, ситуация была несколько иная. Хорошо, что мы повлияли на уход этой «моды».
- Поговорим о клубных концертах. На Ваш взгляд, остались ли в Казани клубы достойного уровня, которые в состоянии регулярно принимать значимых исполнителей? Например, мы видим: в Москве довольно часто крупные артисты выступают именно в ночных клубах. При этом постоянные зрители имеют скидки по клубным картам, какие-то льготы и т. д. Собираетесь ли Вы включать в свой бизнес-план подобный подход к организации концертов?
- Конечно, в Казани немало клубов различной стилистической направленности, и с каждым годом их общий уровень профессионализма растет. Этому очень помогает конкуренция. Единственное, я не знаю, какой из казанских клубов является действительно экономически эффективным - очень много постоянно меняющихся переменных в их уравнении рентабельности. Часто клубы выживают благодаря финансовой мощи своих учредителей. Это тяжелый бизнес.
Шоу и бизнес
- Насколько велик риск в Вашем сегменте бизнеса? Ведь всегда есть вероятность срыва концерта…
- Как я уже говорил, коммерческие риски действительно очень высоки. Борьба идет за каждый билет, каждый раз приходится максимально угождать зрителям, чтобы в следующий раз они тоже пришли на концерт. Работая в этом бизнесе, можно быть уверенным только в одном: вряд ли какая-нибудь великая финансово-промышленная группа тобой заинтересуется и попробует твой бизнес отобрать. Никто не хочет работать с такими высокими рисками, ведь все билеты ты можешь и не продать, но проводить концерт и нести все расходы все равно придется.
- По вашим наблюдениям, по какой причине чаще всего отменяются либо становятся убыточными для организаторов концерты? Что это - не просчитанный интерес публики к исполнителю, завышенные требования самой звезды, отсутствие надлежащих технических возможностей?
Это системный вопрос, касающийся управления всеми аспектами мероприятия, как коммерческого продукта, когда-нибудь я напишу об этом учебник.
- Ситуация с концертом Мэнсона…
- Концерт Мэнсона перенесен на конец 2013 года. Слава богу, так бывает очень редко. И мы очень благодарны казанской публике за понимание.
- Насколько рентабельно для самого организатора концерта привозить звезд мирового уровня в Казань? Какая статья расходов при организации съедает львиную долю денег, вложенных в концерт?
- Самая большая статья расходов всегда – это гонорар артиста. Все остальное – коммерческая тайна и варьируется от проекта к проекту, каждый из которых уникален.
- Если говорить об «экономике» бизнеса: не выгоднее ли для промоутера брать не качеством, а количеством? Организовать концерт «попсы», шансона и т. д., а не элитарных звезд? Почему Вы как бизнесмен остановили свой выбор все-таки на «продукции» высшего класса?
- Есть разные стратегии для потребительских рынков: можно работать в премиальном сегменте, можно работать на «дне рынка» - и то, и другое приносит прибыль. Но учитывая, что мы все-таки продаем не хлеб, не воду, не лекарства и не молоко, мы выбираем качество – уникальность и признанность высочайшего уровня исполнителей. При этом тщательно работаем над своими расходами и нормой прибыли, чтобы делать цены максимально доступными для зрителей в Казани. И нет ничего лучше, чем искренне любить то, что ты делаешь, получать искренне удовольствие от причастности к истории мировой музыки, к ее важнейшим фигурам.
- Каких исполнителей Казань увидит с Вашей помощью в наступившем году?
- Особой гордостью для нас является то, что в партнерстве с компанией ТатКонцерт в этом году мы организуем в Казани выступления таких легенд мировой музыки, как Джо Кокер (5 июня, «Татнефть Арена») и Элтон Джон (7 декабря, «Татнефть Арена»). Мы также готовим еще один супер-сюрприз - выступление одного всемирно известного исполнителя, о концерте которого скоро сообщим отдельно...
А уже совсем скоро, 16 апреля, Казань сможет увидеть в «Татнефть Арене» целое созвездие мирового значения: в юбилейном выступлении Евгения Плющенко примут участие Филипп Киркоров, Николай Басков, Дима Билан, а также звезды фигурного катания - Ирина Слуцкая, Бриан Жубер и другие. Но что особенно важно - в этом шоу выступят и наши землячки, победительницы телепроекта "Голос" Дина Гарипова и Эльмира Калимуллина.