Автомобильный рынок переживал разные времена, и нынешнего кризиса автодилеры не боятся. Проблемы может доставить изменение потребительского поведения, которое снижает прибыльность бизнеса.
29 октября «ДК» провел читательский совет, на который собрал представителей автомобильного рынка Казани.
В обсуждении проблем и перспектив автомобильного рынка в преддверии экономической рецессии принимали участие: заместитель генерального директора компании «Кан Авто» Сергей Чернов, заместитель генерального директора ГК «АКОС» Михаил Котляров, директор дилерского центра «Мазда» группы компании «Айрон Моторс» Антон Бутаков и генеральный директор «Автолига» Сергей Шубин.
Рынок пока стоит…
Несмотря на падение в продажах на автомобильном рынке России, Татарстан пока эта тенденция обходит стороной, считают эксперты.
- Заметно ли падение спроса на автомобильном рынке? Существует ли эта тенденция?
Антон Бутаков (далее А.Б.): Наверное, в отличие от своих коллег, которые могут сравнить текущую обстановку с аналогичным периодом прошлого года, я не смогу дать никаких оценок. Наш центр открылся в июне 2013 г., так что у нас нет наблюдений за тенденциями. Пока у нас пока наблюдается только рост спроса и продаж.
Михаил Котляров (далее М.К.): Такая тенденция существует, но до Татарстана она пока не дошла, и это радует. Может быть, причиной для этого стала долговременная политика нашего правительства по поддержанию уровня зарплат, или же универсиадские инвестиции сыграли свою роль. В целом у нас стабильное по своей платежеспособности население, а именно на это обращают внимание банки, выдавая автокредиты. Все-таки сейчас ведь более 50% покупаемых автомобилей оформляются в кредит. Я считаю, что прошлый кризис был спровоцирован не экономикой, а банками, которые резко стали зажимать людей и перестали выдавать автокредиты. Сейчас происходит нечто похожее: к примеру, если в прошлом году одобрялось 90% заявок на автокредиты, то в этом – 70%. Так что, если кризис будет снова, он опять будет вызван банковской сферой. По крайней мере, в автомобильной сфере.
- То есть население не стало более аккуратным в своем потребительском поведении? Вы это имеете ввиду?
М.К.: Автокредиты – это самый выгодный вид кредита для банка. Он короткий, у него твердый залог. В 2009 г., например, был очень низкий процент автомобилей, которые были отобраны банками.
Сергей Чернов (далее С.Ч.): Банки не просто так выдают кредиты. Перед этим происходит анализ человека и общего состояния рынка. Я бы не согласился с тем, что у нас нет кризиса. Он есть, просто проходит не так остро как в том же 2009 г. Сейчас замечается падение продаж, отчасти из-за отсутствия у покупателей веры в светлое будущее. Ведь основа крупной покупки, которая чаще всего происходит в кредит – это уверенность в завтрашнем дне. Но сейчас гарантии стабильности низки, вот и спрос на крупные покупки и кредиты пошел вниз. Есть тенденция, что при покупке автомобиля люди уходят в более низкий ценовой сегмент. Если раньше они покупали машины стоимостью 1,5 млн руб., то сегодня предпочитают авто до 1 млн руб. Само число покупок таким образом не уменьшается, но уход в другой ценовой сегмент заставляет нас напрячься. Мы ведь продаем либо на обороте, либо на максимальной прибыли. И сейчас приходится смещать акценты с прибыли на оборот.
М.К.: Проблема в том, что у каждой модели есть разные комплектации, разница в цене между ними бывает чуть ли не в полтора раза. И производителю невыгодно продавать базовую комплектацию, поэтому число таких машин завозят ограниченное. Однако спросом сейчас пользуются дешевые комплектации. К тому же, гонка производителей по скидкам так же не добавляет рынку стабильности. Клиент ждет скидок и думает, что они станут больше. Поэтому провалился в плане продаж 2013 год – были новогодние скидки, потом всю весну скидок не было, а именно на них рассчитывал потребитель, решивший обновить автомобиль к лету. В итоге покупатель выжидает, и из-за этого показатели падают.
Всплески продаж бывают, когда появляются новые модели и открываться новые дилерские центры. Хотя в 2012 г. был последствием взрывного роста после кризиса – рынок тогда вырос на 40%. Это было феноменально, но так продолжаться долго не могло. Поэтому сейчас снижение тех показателей – норма. Если смотреть по Казани, то за 9 месяцев 2013 г. по отечественным машинам рост рынка был нулевой, по иномаркам – 9%.
С.Ч.: Общее падение продаж на сентябрь 2013 г. составило всего 5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, в числах разница составила 13 тысяч машин. Чтобы говорить о кризисе, этих показателей недостаточно.
М.К.: Кризисом это назвать невозможно. Если в ноябре 2008 г. все просто встало, то сейчас спрос растет немного, падения посещаемости мы не видим.
…но прибыльность бизнеса может упасть
Эксперты считают, что уход покупателей в дешевый ценовой сегмент может стать для рынка критическим, приведя к падению прибыльности ведения бизнеса. Однако эта тенденция совсем не затрагивает рынок премиальных автомобилей – на нем, наоборот, в Казани в скором времени активизируется несправедливо забытый конкурент.
- Если говорить о потенциальных угрозах рынка…
С.Ч.: Есть определенные опасения. Если до конца этого года продержится ситуация с высоким процентом по автокредитам и навязыванием опасений кризиса, то это напрямую повлияет на наш бизнес. Анализ сегмента покупки настораживает, он серьезно смещается в сторону дешевых автомобилей, для нас это плохо.
М.К.: Покупатель может даже перейти в более высокий класс, меняя машину, но при этом брать базовую комплектацию. А ведь у производителей все планируется на год вперед, и они не будут менять соотношение числа комплектаций одной и той же модели. Получается, что мы продаем только базовые комплектации, а все остальные у нас застаиваются.
С.Ч.: Сбыт дешевых комплектаций приводит к вымыванию наших оборотных средств, которые стоят в виде дорогих комплектаций на складах. Чтобы их продавать, надо делать скидки, иногда себе в убыток. Из-за этого прибыльность бизнеса падает катастрофически.
- Почему тогда в Татарстане открываются все новые дилерские центры и появляются новые игроки?
С.Ч.: Автомобильный рынок пережил очень многое, но мы всегда верим в светлое будущее. Сейчас есть отрицательные симптомы, но на сегодня это не критично.
А.Б.: Пока автомобили как продавались, так и будут продаваться.
М.К.: К тому же по России сейчас 50% парка – это автомобили старше 10 лет, в 2014-2015 гг. они выйдут из строя, и это приведет к взрывному росту покупок. Но это скорее затронет Сибирь, рынок Поволжья и юга России в этом плане более стабильны. С другой стороны, мы зависим от решения производителей. Если они решили открыть новый центр, значит, они просчитали, что здесь есть покупательский спрос.
- Появление каких новых игроков или моделей может повлиять на рынок?
М.К.: Сейчас воту «Кан Авто» откроется два новых центра, и весь рынок Татарстана опять перемешается.
С.Ч.: Мы скорее перешли от борьбы за число проданных автомобилей к борьбе за покупателя. Человек не придет просто так в салон, его надо привлечь и ублажить.
- А что касается центра «Mercedes-Benz», как его появление скажется на рынке?
С.Ч.: Знаете, есть рынок автомобилей, а есть – премиальных авто. Это совсем другая планета.
М.К.: Будет идти борьба между Audi, Mercedes и BMW, которое у нас зажилось на десятилетие несправедливо. А ведь по России продажи Mercedes выше.
Планы на 2014г. радужные
Несмотря на кризисные веяния, планы у игроков авторынка Татарстана более чем радужные, при этом на ситуацию пока не влияет ни вступление в ВТО, ни изменения в законодательстве.
- Вступление России в ВТО по идее должно было сильно повлиять на ваш рынок. В итоге стало формальностью?
Сергей Шубин (далее С.Ш.): Мы занимаемся вторичным рынком - ввозим автомобили разного класса с пробегом. При вступлении в ВТО должны были снизиться ставки, но введение утилизационного сбора компенсировало это. Сейчас говорят о снижении пошлины на те марки, у которых есть производство в России.
М.К.: Все эти сборы и стоящие цены – это временно. Сейчас идет массовое открытие заводов по производству комплектующих, так что к 2019 г. все обещанные снижения стоимости и условия открытого рынка будут возможны.
- Заметили ли вы увеличение спроса на рынке авто с пробегом?
С.Ш.: Поскольку есть падение на рынке новых авто, то часть клиентов уходит на рынок вторичного авто – чтобы за ту же сумму купить авто выше классом. У нас падений я не вижу, существует стабильный спрос. Более 70% продажи – покупки в кредит, причем часть клиентов покупают кредит без первоначального взноса. Это особо интересно наблюдать в сегменте машин премиум класса.
С.Ч.: Государство подпортило ситуацию на вторичном рынке – была отменена временная регистрация. Последствия этого нововведения ощутили мы в том числе. В первый же день введения закона в работу автоматически прекратили работу постулаты, защищающие права потребителей – оказалось невозможным реализовать право покупателя на возврат автомобиля в течение 10 дней после покупки. Пришлось перевешивать автомобиль на свою организацию, но такой подход невозможно адаптировать в массовом порядке. Так что сейчас мы запросили информацию о том, что делать, у властей, но ответа пока нет.
- Расскажите о своих планах развития на ближайший год?
А.Б.: Мы планируем развиваться дальше. Бытует мнение, что скоро будет кризис, что автобизнес становится убыточен. Но, несмотря на эти слухи, крупные игроки по-прежнему развивают свою дилерскую сеть, они видят в этом смысл и потенциал. В целом бизнес прибылен. В нашем портфеле пока один бренд, еще один – Skoda - находится в работе, остальные тоже будут озвучены в ближайшее время.
С.Ш.: Мы не дилеры, нам в этом плане проще. Мы не развиваем бренды, а просто ищем постоянно новые модели на рынке, которые пользуются спросом здесь. Ввозим их из Европы, продаем и обслуживаем. Никаких опасений на будущее нет – может, увеличат ставки на кредиты, а в остальном у нас все отлажено. Есть неудобства в плане перерегистрации автомобилей, но мы решили и эту проблему.
М.К.: На ближайший год основные планы связаны с двумя марками – Ford и Nissan. Ожидаем прорыв в этой сфере. Возможно, так же хорошо себя покажет Mitsubishi - это практически единственная иностранная марка, продажи которой в этом году выросли 24%. Сейчас самый востребованный рынок – сегмент кроссоверов В и С класса. И все производители будут развиваться в этом направлении.
С.Ч.: Нас ожидает реорганизация салона General Motors – Opel и Chevrolet изменили свои брендбуки. Сейчас это вообще тренд, почти все производители сейчас обновляются. Мы построим первый в РФ центр Renault, который так же будет соответствовать новой концепции построения шоу-рума. Мы доведем до ума кузовной центр, выведем его на ту логистику, которая закладывалась – 1000 кузовов в месяц. И начнем строительство автоцентра Mercedes. Что касается прорыва, то будет наконец обновлена линия моделей Cadillac, Opel так же представит новый модельный ряд. И больших изменений мы ждем от Lada, смена заведующего качеством у которого благоприятно повлияло на конечный продукт. Люди стали меньше заезжать на гарантию и все чаще дают положительные отзывы о моделях. Так что Lada за счет вступления в альянс освобождается от наследия советских времен.