Психологи говорят, что волейбол - это один из самых полезных видов спорта с точки зрения командообразования. Это подтверждает Екатерина Гамова, одна из самых титулованных волейболисток России.
Если ты неверно разыгрываешь свою роль или пытаешься встать на позицию другого - проиграет вся команда, говорит Екатерина Гамова, российская волейболистка, игрок национальной сборной, двукратная чемпионка мира, факелоносец церемонии открытия Универсиады 2013 года в Казани.
1. Когда я начинала заниматься спортом, никогда не думала, что стану спортсменом того уровня, каким сегодня являюсь. Не думала, что будут те победы, которые есть в моей копилке. Для меня целью волейбола никогда не было достижение какой-то отдаленной цели, это было делом "для души". Все мои мечты и цели (даже победы на чемпионатах мира и Олимпиадах) приходили "по мере поступления". И сейчас я не загадываю дальше, чем на тот сезон, который играю. Мой рецепт - делать максимум сейчас.
2. Однажды в детстве передо мной встал вопрос: остаться на сборах или уехать домой. Мне было лет 12, я пришла в новый коллектив, и мне было в нем сложно - незнакомые люди, новый тренер. Мама убедила подождать недельку: возможно, что-то изменится. Не мне одной было нелегко. Мою подругу мама забрала, а меня оставили. В итоге моя подруга еще позанималась гандболом, но профессиональный спорт после того, как она сдалась, для нее закрылся. Мне же преодоление дало многое - все игроки уехали на другую базу, а меня взяли в старшую группу. Это было большим достижением.
3. Спорт это большие нагрузки, но не знаю, что значит уговаривать себя в очередной раз сделать над собой усилие. Ты просто живешь волейболом. У взрослого разумного человека нет необходимости убеждать себя «заниматься жизнью». Передо мной не вставал вопрос, почему я не иду на прогулку, а иду заниматься. Меня ждет команда, тренер, я должна там быть. Это тот образ жизни, который определился еще в детстве, и с ним я живу.
4. Нет большей мотивации, чем победа. Ты выходишь, чтобы победить, и более ничего тебя убедить в необходимости действовать не может.
5. Перед спортсменом никогда не стоит вопрос: удастся ли поехать на Олимпиаду. Установка всегда одна: "Я поеду", и ты все делаешь для того, чтобы этого достичь. Конечно, результат может быть любым, но изначально у всех задача одна: поехать и добиться!
6. Роль тренера - самая большая. Для ребенка это человек, который прививает любовь к спорту, заманивает в новый мир, который делает так, чтобы не оттолкнуть ребенка нагрузками. При достижении определенного уровня появляется человек, который учит тебя технике, тактике. И на протяжении всей карьеры каждый тренер важен по-своему как для спортсмена, так и для команды. Сейчас для моего тренера самая важная задача - объединять в команду шесть разных игроков с разным опытом, которые повидали многое и поиграли везде. Сделать из нас одно целое и выделять из каждого какую-то выгоду в составе команды - это большой труд.
7. В детстве спортсмены могут выйти на поле в любом качестве и играть на любых ролях. Во взрослых командах все не так: у каждого игрока свое амплуа, на чужое место человек не встанет. И не претендует на него. Только так, когда каждый игрок на своем месте, можно претендовать на победу.
8. Среди успешных спортсменов есть совершенно разные люди. Есть трудяги, которые готовы работать больше остальных, и их путь такой. Есть люди талантливые, и им не приходится работать так много как трудягам. А кому-то работа не помогает. И это в целом не трагедия для спортсмена, это понимание своих границ, и в такой момент нужно принять важное решение: продолжать или остаться.
9. Я не тот игрок, который пашет круглыми сутками, скорее я из категории талантливых: хорошие физические данные и хорошо работает голова, что немаловажно. Да, талант определяет многое. Есть физические данные, которые заложены во мне. Плюс тренеры, которые их развивали. Но даже в этой идеальной ситуации "выворачиваться" приходится все время.