Рынок торговой недвижимости Казани в 2014 году показал неплохие результаты развития. Это говорит об интересе торговых операторов в отношении столицы РТ как перспективного выхода на потребителя.
Рынок торговой недвижимости Казани в 2014 году показал довольно неплохие результаты развития. Это свидетельствует о неугасающем интересе торговых операторов в отношении столицы республики как перспективного выхода на потребителя. О том, с какими успехами и неудачами заканчивает год рынок торговой недвижимости, DK.RU рассказал эксперт из компании Cushman&Wakefield.
«В течение года в Казани открывается не более трех небольших торговых объектов»
В настоящее время в Казани функционирует 21 торговый и торгово-развлекательный центр общей площадью зданий около 672 тыс. м2 и торговой площадью 452 тыс. м2. Стоит отметить, что за последние пять лет в столице республики в течение года открывалось не более трех небольших объектов. Приведу примеры. В 2011 году после реконструкции открылись ТРЦ «Южный» и ТЦ «Республика» (ранее он носил название «Бульвар»), а также один новый объект – ТЦ «Миллениум Мебель». В 2012 году вторую жизнь получил ГУМ. В 2013 после реконцепции открылся ТЦ «Свита Холл» и заработал новый торговый объект ТЦ «Олимп». Нынешний год ознаменовался открытием трех новых объектов: «Золотое яблоко», «Галерея Тандем» и торгово-административный центр без названия на ул. Чистопольская, 11. Общая площадь введенных в эксплуатацию торговых объектов в 2014 году составляет 26 000 м2, торговая – 18 400 м2. В ближайшие 1,5-2 года будет построено 7 новых торговых объектов арендуемой площадью более 150 тыс.м2.
Вообще, 2014 год для рынка торговой недвижимости был богат на события: новые магазины открывались, нерентабельные закрывались, а торговые сети выразили намерение зайти на казанский рынок. Так, интерес к рынку проявляют продуктовые операторы. Стабильно высокие доходы и покупательская способность населения Казани и республики Татарстан в целом (в сравнении с другими регионами России) делает весьма привлекательным этот регион для деятельности продуктовых сетей. К примеру, французская группа «Ашан» откроет в Казани еще один свой формат — сеть из 6 супермаркетов «Атак». Первые два магазина открылись этой осенью. Также Казань примет нового мощного игрока - федеральную сеть продуктовых дискаунтеров «Верный», которая насчитывает 200 магазинов в городах России. В столице Татарстана сетью уже арендованы четыре площадки.
«Уровень вакантных помещений остается невысоким»
Анализ ключевых событий рынка торговой недвижимости говорит о наличии интереса торговых операторов к рынку Казани: об этом свидетельствует появление новых марок и новых магазинов, а также низкий уровень вакантных помещений. Однако, наряду с этим, наблюдается высокий уровень ротации торговых операторов и снижение потребительской активности покупателей.
Уровень вакантных помещений в качественных торговых центрах Казани остается невысоким (7%), однако по сравнению с 2013 годом (составлял 2%) он увеличился. С одной стороны торговые операторы видят перспективу работы на казанском рынке, но с другой ожидания многих, даже опытных сетевых арендаторов, относительно уровня продаж не оправдываются.
Новые объекты и объекты, проходящие ре-концепцию, заполняются арендаторами медленнее обычного – торговые операторы осторожничают, у многих сетей программы развития сокращены или приостановлены.
Текущий 2014 год был непростым для арендодателей и арендаторов с точки зрения ведения бизнеса. Макроэкономическая и политическая ситуация, нестабильный курс рубля по отношению к валюте, снижение покупательской способности не позволили большинству игроков рынка недвижимости достигнуть планируемых показателей бизнеса. Несмотря на то, что в начале года большинство арендодателей проиндексировали ставки аренды в соответствие с условиями договоров аренды, уже ближе к лету многие вынуждены были пойти на предоставление скидок и льготных условий для привлечения новых арендаторов и сохранения текущих. В каких-то случаях арендодатели ограничивались предоставлением на безвозмездной или льготной основе рекламных возможностей. Чаще, собственники соглашались зафиксировать курс валюты в определенном коридоре, чтобы «заморозить» арендную ставку. Но также нам известно о большом количестве соглашений между арендодателем и арендаторами о предоставлении скидок на базовую часть арендной платы в размере до 50% на срок от трех месяцев до полугода.
Основные тенденции казанского торгового рынка недвижимости
Подводя итоги 2014 года, можно говорить о следующих основных тенденциях казанского рынка. Во-первых, торговые операторы сохраняют интерес к рынку Казани. Об этом свидетельствует появление в 2014 году новых торговых марок и увеличение количества магазинов действующих на рынке операторов. Во-вторых, казанские девелоперы строят торговые центры среднего размера (районные) общей площадью 20-30 тыс. м2. Однако такой формат все меньше востребован сетевыми торговыми операторами. В списке требований к арендуемым помещениям значатся торговые объекты площадью не менее 50 тыс. м2. В-третьих, по уровню обеспеченности торговыми площадями Казань находится на 6-ом месте среди городов-миллиоников (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга). На момент исследования в городе приходится 380 м2 на 1 000 жителей. На рынке есть свободная ниша для строительства новых объектов. В-четвертых, по сравнению с 2013 годом произошло смещение спроса в сторону уменьшения арендуемых площадей, как новыми арендаторами, так и текущими. В-пятых, уровень вакантных помещений в качественных торговых центрах Казани составляет 7%. Это в 3,5 раза больше, чем в прошлом году. В-шестых, ротация арендаторов в действующих торговых центрах Казани высокая. В 2,5 раза выше, чем в прошлом году, а также самая высокая за последние 7 лет. В-седьмых, чаще стали заключаться рублевые договоры аренды и договоры с фиксированным курсом валюты.
Собственники новых торговых объектов склонны предоставлять арендаторам льготы в виде арендных каникул дополнительно к периоду, что отводится на отделку помещения. Такие они составляют срок от 1 до 6 месяцев аренды и распространяются на базовую часть арендной платы.