Кризис – реальность, в наступлении которой уже мало кто сомневается. Разница во мнении касается лишь сроков: кто-то считает, что в запасе еще полгода, некоторые уверены: кризис вовсю шагает по стране.
Симптомы, что называется, налицо: здесь вам и рекордное падение рубля, и рекордное же замедление экономического роста. Впрочем, кризис – это хоть и надолго, но все же не навсегда. В соответствии с мудростью «кому война, а кому и мать родна», будут и такие, кому кризис сыграет на руку. «Деловой квартал» выдвинул несколько гипотез о том, какие виды бизнеса и почему будут чувствовать себя вполне уверенно, а эксперты издания, обладающие опытом выживания в лихие времена, либо соглашаются с ними, либо их опровергают.
Гипотеза №1. Юристы преуспеют
Кризис - это возросшее число банкротств, неплатежей между контрагентами, неисполнений обязательств и хозяйственных споров. Следовательно, юристы, специализирующиеся на решении подобного рода вопросов, могут чувствовать себя вполне уверенно.
Эдуард Зяббаров, управляющий партнер юридического агентства ЮНЭКС
- На рынке юридических услуг России сильного спада не наблюдается, но нет и роста. Да, период 2008 г. показал, что количество банкротств и хозяйственных споров в кризис действительно увеличивается. Но об обогащении юристов, специализирующихся на подобных спорах, я бы говорить не стал по ряду причин. Во-первых, в силу высокой конкуренции среди цивилистов. Во-вторых, крупные компании имеют собственные службы, которые, как правило, имеют опыт хозяйственных споров. И, в третьих, в условиях кризиса предприятия будут стремиться к снижению издержек, в том числе по привлечению юристов на аутсорсинг. Вместе с тем, эффективные и профессиональные юристы все равно будут востребованы, т.к. потери по серьезному спору не сопоставимы с расходами на гонорар в случае успеха.
Джаудат Латыпов, «Казанский юридический центр»
- В ситуации кризиса выигрывают только крупные юридические фирмы, имеющие хорошую репутацию. Меньше возможностей заработать у малоизвестных или новых юридических компаний, поскольку клиенты, несмотря на снижение финансовых возможностей, не захотят рисковать. Примером может служить ситуация 2008-2010 гг. В 2009 г. на волне ожиданий количество новых юридических фирм резко выросло, а затем - к 2012-13 – гг. столь же резко сократилось. Другое дело, крупный и средний юридический бизнес. Если посмотреть на динамику роста выручки основных игроков, мы увидим ежегодный прирост на уровне 30% (некоторым игроками удалось увеличить выручку по сравнению с предкризисным годом и на все 60%). Важно: в кризис большим спросом пользуются дорогие услуги, такие как сопровождение процедуры банкротства, представительство в суде и т.п. Но одновременно растет и их себестоимость - за счет ужесточения конкуренции за кадры и, как следствие, увеличение зарплат.
Гипотеза №2. Вырастет очередь к аудиторам
В своем стремлении снизить издержки на всех этапах бизнес-процесса, компании все чаще будут обращаться к аудиторам и консалтинговым компаниям. Следовательно, выручка и прибыль последних в кризис могут значительно возрасти.
Айрат Гимадудтдинов, генеральный директор компании «Аудэкс»
- Самый распространенный вид оптимизации оптимизация бизнес-процессов во время кризиса – это сокращение расходов, штата сотрудников или уменьшении рабочих дней в неделе. И далеко не многие руководители и собственники компаний решаются на сотрудничество с консалтинговыми фирмами, даже если они полностью осознают необходимость в консультации приглашенного эксперта. Причины могут быть разными - финансовая неустойчивость предприятия в момент кризиса, большое количество бюрократических проволочек для согласования начала проекта. Либо это чисто психологический аспект: очень трудно решиться потратиться на профессионального эксперта в сложные для организации времена, ведь услуги консультантов, как правило, - удовольствие весьма недешевое.
Денис Деревянкин, руководитель офиса PwC в Казани
- Представители консалтинговых компаний оценивают модель существования своего бизнеса в кризисные времена довольно неоднозначно. С одной стороны, спрос, действительно, может вырасти (на некоторые услуги – например, на консультации по оптимизации расходов на предприятии, поиску внешнего финансирования и связанным с ним переходом на МСФО - довольно резко). С другой - возникает ценовое давление со стороны клиентов, которые стремятся сэкономить на всем. В том числе, и на услугах аудиторов и консультантов. Иными словами, рынок рос в физическом выражении, и падал в финансовом. Подобная картина наблюдалась в 2009 г. В наиболее выигрышном положении окажутся аудиторские и консалтинговые компании, которые к настоящему моменту смогли построить эффективную с точки зрения себестоимости структуру: развили присутствие в регионах, используют общие центры обслуживания, автоматизировали процесс предоставления услуг.
Гипотеза №3. Все уйдут торговать
Рынок акций скачет, а значит, у частных игроков есть шансы заработать целое состояние за считанные дни.
Максим Петров, директор филиала в Казани концерна «ДЖЕНЕРАЛ-ИНВЕСТ»
- Шанс, как говорится, есть всегда. Но чем на больший размер резкого обогащения человек рассчитывает, тем меньше вероятность того, что это произойдет. Она примерно такая же, как при покупке лотерейного билета с расчетом на крупный выигрыш. Вероятнее всего, инвестор просто потеряет свои деньги. Если же вы все-таки в погоне за максимальной прибылью готовы рискнуть, можно попробовать торговать, используя инструменты с финансовым плечом, деривативами и маржинальным кредитованием. Впрочем, при таком подходе и любви к рису даже в случае успеха легко пришедшие деньги столь же легко и уйдут. Я бы советовал в кризисные времена инвестировать в активы, потерявшие неоправданно много и обладающие большим потенциалом для восстановления своей стоимости. Защитой могут послужить инструменты с фиксированной доходностью. Если есть возможность, диверсифицируйте активы, в т.ч. по валютам.
Николай Лаптев, директор филиала «Брокерского дома «Открытие» в Казани
- Эта гипотеза из области фантастики или волшебства! Ведь ожидаемая доходность прямо пропорциональная риску при сделках. Обратное тоже в силе: большой доходности без риска не достичь. Это две стороны одной медали. Не уверен, что это продиктовано приближающимся кризисом, но самый популярный сейчас - и у нас, и за рубежом - инструмент пассивного инвестирования - структурный продукт. Он, с одной стороны обеспечивает стопроцентную защиту капитала, а с другой позволяет получить прибыль от роста таких ресурсов как золото, нефть, пшеница, недвижимость, акции различных компаний.
Гипотеза №4 Скупят недвижимость и антиквариат
Во время кризиса многие нетрадиционные инструменты сбережения оказываются неэффективными, а порой даже опасными. Поэтому в тяжелые времена люди все чаще будут обращаться к традиционным их видам – например, покупке антиквариата и недвижимости.
Андрей Савельев, генеральный директор компании «НЛБ-Недвижимость»
- Недвижимость – как бы это банально ни прозвучало – самый надежный способ сохранения и приумножения капитала. В любые времена. Достаточно трудно прогнозировать будущее время, но как ни банально бы это не звучало, я все-таки считаю, самым надежным способом приумножения и сохранения капитала – недвижимость. Инвестировать в коммерческую недвижимость не стоит. А вот жилая недвижимость эконом-класса – отличный вариант. Можно предположить, что в кризис цены начнут падать, следовательно, предложение будет значительно превышать спрос, значит, можно получить хороший дисконт. Да, есть вероятность, что и после покупки цены будут падать, однако, как показал предыдущий кризис, цены сначала упали на 30%, однако в следующем году рост цен составил все 40%. Кроме того, не надо забывать про доходность от сдачи этих кварта внаем – рынок жилой аренды в период кризиса находится в тренде, так как часть потенциальных покупателей из-за нехватки денег на покупку переходят в разряд арендаторов. В целом же, рост рынка жилой недвижимости будет наблюдаться до тех пор, пока большинство не будет обеспечено достойным жильем. А произойдет это еще очень нескоро. Так что, как говорил Марк Твен – «вкладывайте в землю, ее больше не производят».
Ирина Ватанина, вице-президент Банка Казани»
- Антиквариат – это только для тех, кто понимает. Основная же масса инвесторов будет вкладываться в валюту (доллары плюс евро) и недвижимость. Валюту выберут люди помоложе, движимые надеждами на то, что впоследствии они смогут вложиться в какой-то доходный бизнес или открыть собственный, «недвижку» же выберут люди постарше, которым свойственен оправданный пессимизм: «Не преумножим, так, по крайней мере, сохрани заработанное за активный период жизни».
Гипотеза №5. Есть будут всегда!
Война войной, то есть кризис кризисом, а обед по распорядку. Потребление основных продуктов питания сохраниться на докризисном уровне, некоторые же недорогие продукты, в особенности, местного происхождения, будут пользоваться повышенным спросом. Поэтому сейчас самое время инвестировать в сельское хозяйство и пищевую промышленность.
Леонид Барышев, генеральный директор ЗАО «Эссен Продакшн АГ»
- Действительно, рынок продуктов питания всегда обеспечен стабильным спросом на внутренних и внешних рынках. Тем более это касается основных продуктов повседневного потребления – хлеба, молочных продуктов, овощей и пр. Это нельзя на 100% отнести к соусной продукции – кетчуп и майонезы остаются сопутствующим продуктом в потребительской корзине покупателя. Зато рынок кондитерских изделий, на котором мы сейчас также активно работаем, намного больше рынка соусной продукции по объему, и конфеты переходят в сегмент повседневного потребления. Возможно, совокупный спрос на продукты питания замедлит рост, но это не скажется негативно на состоянии отрасли в целом. Гораздо важнее, что кризисные явления ведут к заметным колебаниям на мировых рынках сырья. Пищевая промышленность значительно зависит от импортного сырья и цен на него. Здесь перспектива неоднозначна: это влечет за собой как риски, так и возможности получить выгоды. Так или иначе, важнейшими остаются перспективы развития. Даже в годы кризиса нельзя останавливаться. Важен инвестиционный климат в стране и в мире, равно как и готовность банков кредитовать крупные инвестпроекты. В этом плане у крупных участников рынка гораздо больше шансов выйти из кризиса с выгодой.
Гипотеза №6. Выстроится очередь к бизнес-тренерам
Руководители и собственники компаний в стремлении снизить расходы будут сокращать свои штаты и урезать зарплаты сотрудникам. Единственное, что им останется, чтобы сохранить коллектив – всеми силами стараться поддержать корпоративный дух, поэтому большим спросом будут пользоваться услуги бизнес-тренеров и фирм, специализирующихся на корпоративном обучении. Рынок же традиционных образовательных услуг кризиса почти не почувствует: во все времена инвестиции в собственное образование - самые надежные.
Галина Маштакова, директор GMC Consulting
- Мы пережили уже не один кризис. И стратегии поведения компаний в кризис повторяются. Большинство компаний при первых признаках нестабильности на рынке начинают оптимизировать расходы. Затраты уменьшаются на HR-сферу: подбор, тренинги, корпоративные мероприятия. Спрос на развитие персонала и подержание корпоративного духа будет сохраняться, но сократятся расходы. Переживут кризис те тренинговые компании, которые своевременно представят антикризисные программы, сохранят высокое качество предоставляемых услуг и поддержат своих партнеров из разных отраслей экономики.
Сергей Попов, заместитель директора программы MBA Казанского федерального университета
- Это может выглядеть несколько странным, но самый большой набор студентов у нас был в кризисном 2008-м г. Так что вполне вероятно, что тенденция повторится. Кроме того, определенный оптимизм внушают нам московские тренды: столичные бизнес-школы испытывают ощутимый всплеск интереса к бизнес-образованию. Здесь, однако, стоит отметить, что наибольшей популярностью пользуются школы, сочетающие в своих учебных программах теорию с практикой: первую ведут приглашенные профессора из крупных вузов, вторую же дают топ-менеджеры и собственники компаний, многие из которых сами заканчивали эти учебные заведения. Что касается ближайшего будущего компаний, которые занимаются отправкой российских студентов и школьников на учебу за границу, а также организацией обменных программ, тут все не так радужно. И дело не только в кризисе: все больше крупных зарубежных вузов открывают свои представительства в России, что значительно упрощает организационный процесс и делает услуги наших компаний-посредников абсолютно невостребованными. Будущее же компаний, специализирующихся на проведении корпоративных тренингов тоже далеко не безоблачно. Да, корпоративный дух, сплоченность компании в трудные времена – это, конечно, очень важно. Однако крупные компании могут себе позволить и в кризис содержать штатных коучей, те же, кому это не по карману, будут стараться найти индивидуального тренера, а не тратиться на услуги целой фирмы.
Гипотеза №7. Выиграют нетрадиционные турагентства
Рынок традиционных туристических услуг, безусловно, почувствует значительное падение. Однако совсем от развлечений и поездок люди не откажется, поэтому возросшей популярностью будут пользоваться нетрадиционные виды туризма: экопоселения, походы, сплавы и экстремальный туризм.
Нияз Гараев, учредитель компании «Северная стена»
- Люди, которым надоедает одно и то же, будут всегда. Ну, сходил в ресторан, ну покатался на горных лыжах. Хочется чего-то нового. Уровень стресса будет расти. Бизнесменам как-то надо будет приходить в себя, развеяться. Водка не помогает, боулинг не помогает. А побыть в первобытном состоянии, сходить в поход, где голова отдыхает, тело работает - еще как. Тем более это доступно.
Рамиль Мифтахов, руководитель туристического агентства «Persona Grata»:
- Я не разделяю эту точку зрения. Когда наступает кризис, люди думают о хлебе насущном. И если уж они отказываются от туризма, то отказываются совсем, и отдыхают либо на турбазах и в недорогих домах отдыха, либо у родственников в деревне. Роста спроса на экстремальный, сельскохозяйственный, экологический и промышленный туризм все ожидали и в предыдущий кризис, однако этого не случилось. Кроме того, ведущие туроператоры не сокращают свое предложение по массовым направлениям на 2014 г., а, наоборот, собираются увеличить его (в физическом выражении) на 5-10%. Возможно, ближе к сезону их планы претерпят изменения, однако сейчас операторы полны сдержанного оптимизма.
Подготовила Татьяна Колчина