Меню

Эксперты: Трендом 2014 г. станет объединение крупных игроков для повышения рыночной власти

ДК составил рейтинг интернет-магазинов Казани за 2013 г. Результаты исследования как и мнения экспертов показали неоднозначную картину местного виртуального рынка, где крупный - не значит сильнейший.

В конце 2013 г. в России было введено официальное определение понятия «интернет-магазин». Технический комитет Всероссийского научно-исследовательского института сертификации согласовал окончательную редакцию ГОСТ "Торговля. Термины и определения". Планируется, что стандарт вступит в силу в июле 2014 г. Формулировка была разработана Ассоциацией компаний розничной электронной торговли (АКРЭТ). Раньше определения интернет-магазина не было. По мнению участников рынка, попадание в ГОСТЫ - это показатель признания государством важности  темы электронной коммерции.



Наиболее крупные игроки на рынке Казани – представительства федеральных компаний. Рынок дисперсный: многие местные магазины открываются и вскоре закрываются, не будучи способны выйти на самоокупаемость. Одной из самых развитых областей в оnline-торговле Казани, как и РФ в целом, является продажа электроники и бытовой техники. Крупнейшие компании-представители этой сферы имеют интернет-магазины в Казани. Наряду с этим развитыми сегментами являются продажа компьютеров, гаджетов и комплектующих, одежды и аксессуаров, мобильных телефонов, автозапчастей, книг и подарков.


Алексей Авдей, руководитель сервиса Яндекс Маркет

Сейчас ландшафт российской интернет-торговли сильно меняется – на рынок всё активнее приходят зарубежные игроки. Это и западные компании, которые хотят развиваться на активно растущих рынках (eBay, Amazon), и восточные (Alibaba через дочернее подразделение Aliexpress). Все это приводит к тому, что конкуренция за потребителя увеличивается, местным игрокам приходится серьезно думать об улучшении качества сервиса и собственной эффективности, в том числе эффективности рекламных кампаний. Сейчас рынок онлайн-торговли в России растет в основном за счет регионов. При этом значимая доля покупок в регионах – междугородние: 58% покупок совершаются в местных магазинах, а 70% - в магазинах других городов (данные совместного исследования Яндекс.Маркета и GFK).

Развитие интернет-торговли в регионах замедляет ряд факторов. Во-первых, сложная логистика, длинные сроки доставок и высокая стоимость. В России нет единого оператора, который мог бы быстро и недорого доставлять товары во все регионы, поэтому магазины часто вынуждены строить свои службы доставки или заключать договоры с несколькими перевозчиками. Во-вторых, большое количество оплат наличными и низкое число предоплат. Пользователи не хотят платить вперед, а магазины не хотят отправлять товары без предоплаты. Также в регионах низкое доверие к электронной торговле. Пользователи боятся, что их обманут, пришлют не тот товар, что срок будет слишком велик и нет информации о том, как вернуть товар, если он будет некачественным или не подойдет. С этим могут бороться только крупные бренды.

По данным InSales, Казань входит в ТОП-18 городов покупательской активности (кроме Москвы) и занимает 11-место по количеству совершаемых покупок (1,5% по РФ), однако несколько отстает от ряда других городов-миллионников. Для сравнения, на Ростов-на-Дону приходится 1,6%, соседние Самару и Нижний Новгород по 2,2%, Челябинск – 2,5%; Новосибирск – 3%; Екатеринбург – 5,8%; на столицу – 40%. По мнению аналитиков Data Insight, региональная электронная торговля растет быстрее, чем столичная, т.к. регионалы выигрывают по  скорости доставки.


Оборот рынка интернет-торговли в Казани в 2013 г. по оценкам компании InSales составил более 7 млрд руб., что больше показателей 2012 г. примерно на 28-30%. На Казань приходится 1,5% всех совершаемых в РФ покупок. Посещаемость казанских интернет-магазинов в 2013 г. выросла примерно на 45-50%. Перспективы развития интернет-торговли достаточно велики. Обеспеченность населения интернетом растет, подключение становится более дешевым. Однако по данным исследовательского агентства Data Insight, в 1-м квартале 2014 г. резко упала посещаемость интернет-магазинов в России, что может быть временной реакцией на геополитическую ситуацию.
 

Мария Заикина, руководитель пресс-службы компании «Связной»

На наш взгляд, в 2013-2014 годах на российском рынке онлайн-ритейла произошло несколько событий, которые повлияли на его развитие как в целом по стране, так и  отдельно по регионам. Самый главный тренд, это, конечно, рост рынка интернет-торговли за счет крупных регионов, таких, как, например, Татарстан. В рамках области мы также наблюдаем активный рост онлайн-ритейла за счет областных городов, например, Набережных Челнов. Отметим также несколько других важных событий. Во-первых, это выход на рынок крупных иностранных игроков. Появление Asos, Ebay и других не менее известных компаний - это очевидный плюс, так как теперь пользователь может выбирать не только между крупными локальными игроками, но и получит возможность сравнить сервис наших компаний с западными.

Мы видим несколько трендов в онлайн-торговле в России и Республике Татарстан в частности: активная региональная экспансия со стороны и федеральных и региональных игроков. Причем, выход происходит не только в крупные мегаполисы вроде Екатеринбурга, Ростова или Казани, но также в областные центры и небольшие города в рамках региона. Такая экспансия требует от игроков развития собственной инфраструктуры, либо использования сторонней при помощи партнерских программ или поглощения одними игроками других.

Еще одной важной тенденцией стало постепенное внедрение Яндексом новой модели продаж для игроков рынка интернет-торговли.

В ноябре 2013 г. Яндекс.Маркет предложил интернет-магазинам новую модель размещения товарных предложений — с оплатой за действие (CPA). Пользователи смогут оформлять покупки прямо на Маркете, а магазины — платить за полученный заказ. Также Яндекс начал сотрудничество с компанией MultiShip – это агрегатор различных служб доставки, который помогает магазинам легко работать с ними, без отдельного договора и технической интеграции.  В то же время Яндекс.Деньги вышли на рынок процессинговых услуг и начали предлагать интернет-магазинам подключение оплаты не только с электронных кошельков, но и банковских карт, а также через терминалы и мобильные телефоны.  



По данным Яндекс.Маркета, 5591 интернет-магазин на сегодня осуществляет доставку заказов в Казань. Это примерно 14% от всех функционирующих в РФ магазинов. По данным Центра стратегических исследований Enter Vision, Казань входит в ТОП-5 городов по индексу наличия доставки: от 90 до 100% компаний, попавших в выборку исследователей, осуществляют доставку в Казань. На первом месте Москва, на втором - Самара. Казань по этому критерию обогнала Санкт-Петербург и Краснодар.

С июля 2013 г. Центробанк РФ ограничил применение анонимных электронных кошельков и предоплаченных карт. Таким образом, предоплаченные карты могут быть использованы лишь для операций с электронными деньгами. Такое решение существенно усложнит процедуру возвращения средств при отказе от покупки, осуществленной через интернет-магазин. Разрешить эту проблему планировалось с помощью ввода соответствующих изменений в действующее профильное законодательство, но предложенные законопроекты так и не изучались парламентом.

Всеволод Страх, генеральный директор компании «Сотмаркет»

Снижаются темпы роста числа пользователей Интернета, однако сохраняются темпы роста интернет-покупателей, что в ближайшей перспективе означает рост рынка онлайн-торговли примерно на 20% в год. Трендом этого года станет объединение крупных игроков для повышения рыночной власти и оптимизации внутренних процессов. Все больше игроков будет расширять свой ассортимент за счет новых технологий, "узких" профессионалов останется мало.

В январе 2014 г. Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) выступило против инициативы минфина РФ по снижению планки необлагаемой пошлинами покупки товара через Интернет с нынешних 1 тыс. евро до 150 евро. По мнению защитников прав потребителей, семикратное уменьшение действующего пока лимита в 1 тыс. евро приведет к тому, что российские интернет-магазины вытеснят с внутреннего рынка иностранных конкурентов. ОЗПП призвало бойкотировать лоббистов инициативы по снижению порога беспошлинной торговли.

Венера Нагимова, директор агентства интернет-рекламы «Colibri»

Борьба за клиента вынудит многих бизнесменов оптимизировать качество работы интернет-магазинов. Интернет-магазин должен предоставлять гарантии, достойное качество товара и обслуживания.  Одно из преимуществ интернет-магазина -  это возможность анализировать качество его работы и удобство для пользователя с помощью инструментов аналитики. Поэтому ожидается увеличение спроса на услуги по анализу электронной торговли.

Мы часто наблюдаем парадоксальную картину, когда создается интернет-магазин, но раскручивают его рекламой на радио, ТВ или баннерах вдоль дороги, в то время как основная целевая аудитория обитает именно в Интернете. Яндекс, Google и различные тематические площадки в интернете предоставляют широкие возможности для интернет-магазинов. Причем основные рекламодатели – это федеральные компании, среди местных татарстанских магазинов размещаются единицы.

В апреле 2014 г. Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) предложила блокировать сайты, размещающие рекламу нелегального товара. Под действие резолюции попадают порядка 20 тыс. интернет-магазинов, среди которые и крупнейшие агрегаторы. Резолюцию о борьбе с рекламой «серых» товаров АКИТ планирует направить в органы власти РФ, в целях изменения законодательства о рекламе и гражданского кодекса. Действие резолюции затронет недобросовестных игроков электронной коммерции, которые сейчас составляют около половины от всех интернет-магазинов.

Венера Нагимова, директор агентства интернет-рекламы «Colibri»

Несомненно, нас ожидает быстрый рост количества интернет-магазинов, т.к. онлайн покупки становятся более популярными из-за удобства, экономии времени и средств. Наличие интернет-магазина станет дополнительным подспорьем для оффлайн-магазинов. Яркий пример тому крупные интернет-магазины: «М-Видео», «Эльдорадо», «Колеса Даром» и т.д.

Введение лимита на беспошлинные покупки в зарубежных интернет-магазинах, несомненно, сыграет на руку российским игрокам, ожидается увеличение трафика целевой аудитории для  отечественных Интернет-магазинов.

ПОЛНЫЙ РЕЙТИНГ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ КАЗАНИ 2013