Сельхозпроизводители РТ устремились в виртуальное пространство. Как оказалось, именно там у них на сегодня самые реальные шансы довести свою продукцию до конечного потребителя по адекватной цене.
За собственный рынок сбыта фермеры в РТ целенаправленно боролись, как минимум, последнее десятилетие. На колхозные рынки Казани сельхозпроизводителей не пускали – там обосновались перекупщики. Путь в торговые сети тоже оказался закрыт: ритейлеры, как правило, устанавливали неподъемную для фермерских хозяйств планку – в том числе, и в денежном эквиваленте. Плюс к этому росли аппетиты крупных агрохолдингов, которые в буквальном смысле выжимали из хозяйств последние соки. Печально известный холдинг «ВАМИН», в котором в октябре этого года ввели процедуру наблюдения, скупал у фермеров молоко по себестоимости. На развитие последним попросту ничего не оставалось.
Но 2012 г. может изменить складывавшееся годами соотношение сил.
Борьба за прибыли
Одна из причин перелома – уже упомянутое банкротство агрохолдинга «ВАМИН». Впрочем, председатель Ассоциации фермеров, крестьянский подворий и сельскохозяйственных потребкооперативов РТ Камияр Байтемиров не питает на этот счет особых иллюзий.
«Можно всякое говорить про «ВАМИН», но если мы коренным образом не изменим отношения государства и сельхозпроизводителей, место «ВАМИНа» займет другой агрохолдинг, - заявил руководитель ассоциации корреспонденту «ДК». – Надо создать одинаковые правила игры для всех участников агробизнеса. Сейчас прибавочная стоимость сосредотачивается в крупных компаниях, а фермерам достаются либо вершки, либо корешки. Причем не надо административные ресурсы включать, надо просто создавать почву для конкуренции. Тогда уже можно будет сказать, что у нас есть рынок».
Г-н Байтемиров назвал условия, способствующие развитию конкуренции в агробизнесе. Фермеры должны взять в свои руки переработку, а это вряд ли удастся без объединения в сельскохозяйственные потребкооперативы. Кооперативам, в свою очередь, потребуются длинные деньги.
Но механизма получения долгосрочных кредитов фермерами на сегодня нет, сетует г-н Байтемиров: «Залогов у фермеров не хватает, чтобы брать в банках кредиты. Значит, должны работать гарантийные институты. У АИР (агентство инвестиционного развития – прим.авт.) они есть, но сдерживающим фактором является то, что у кооператива должно быть не менее 20% собственных средств. Откуда у вновь образованного кооператива возьмутся такие деньги? Если оборудование стоит 30 млн руб., 20% - это 6 млн. руб».
По словам председателя ассоциации, 25-30 млн руб. в среднем необходимо, чтобы создать хорошо отлаженный кооператив, занимающийся переработкой. Причем срок, на который выдаются кредиты, должен быть привязан к конкретному виду продукции. Тем, кто решил заняться молокопереработкой, потребуются кредиты на 8-10 лет, мясом – 10 лет. А самые длинные кредиты, до 15 лет, должны быть у тех, кто хранит и перерабатывает хлеб, приводит цифры Камияр Байтемиров.
Правда, не все сельхозпроизводители согласны с озвученным председателем ассоциации рецептом фермерского счастья. Фермер Мурат Сиразин считает, что можно обходиться и без кооперации. Более того, кооперация, по его словам, может привести к тому, что сельхозпроизводителям придется содержать штат специалистов, услуги которых не требуются фермерам постоянно.
«Мне в хозяйстве каждый день электрик не нужен. Вот я сейчас строю козлятник, он на один день пришел и тянет проводку, - приводит пример г-н Сиразин. - Точно также мне не нужен каждый день тракторист. У меня есть знакомый частник с трактором, которому я всегда могу позвонить, и он в зависимости от отработанных часов получит свои деньги. Сейчас я запас на зиму сена, но сам я его не косил. Я просто позвонил фермеру, который выращивает хлеб и косит траву. В сельском хозяйстве должен заработать аутсорсинг. Должны быть определенные фирмы, которые помогали бы фермерам работать».
По мнению Мурата Сиразина, к переработке собственной продукции фермеры тоже должны подходить очень осторожно. По объемам нагнать крупные компании вряд ли удастся, а вот качество фермерских продуктов может пострадать.
«Прелесть продукта, который производит сегодня фермер патриархальным способом, в том, что он натуральный. Нужна ли фермерам переработка в том виде, в котором она сейчас распространена? Мне, например, козье молоко производить выгоднее, чем молочные продукты - сыр, творог, сметану. Потому что если не добавлять туда суррогаты, высок риск прогореть. Цена молочного продукта, изготовленного полностью из натурального сырья, не будет конкурентной, но кто из покупателей готов вникать в тонкости изготовления? Зато натуральное молоко я могу продавать дешевле, чем магазинное, и оставаться в прибыли», - резюмирует фермер.
Кстати, о прибыли. Опрошенные «ДК» эксперты затруднились назвать рентабельность сельскохозяйственного бизнеса. Она может меняться каждый год, причем кардинально. Но небольшие хозяйства в силу своей мобильности могут использовать это непостоянство даже как преимущество в конкурентной борьбе с агрохолдингами.
Мурат Сиразин делится своим опытом: начал с разведения кроликов и птицы, потом проанализировал спрос на молоко в собственном селе и закупил коз.
Владелец компании «Инвест-Сити» Сулейман Абунагимов начал с растениеводства, но когда в 2009 г. упали цены на зерно, занялся разведением скота. Продавать зерно было крайне невыгодно, решили вырастить на нем поголовье коров.
Сбытовые услуги
Самой большой проблемой для малых хозяйств остается недоступность рынков сбыта. В результате произведенный товар скупают по низким ценам либо агрохолдинги, либо перекупщики, оккупировавшие рынки.
Правда, в этом году в Казани должен заработать агропромышленный парк РТ – масштабная площадка в, которая согласно задумке должна была объединить под одной крышей фермеров, желающих продавать свою продукцию напрямую конечному потребителю. Затраты на создание агропромпарка составили 1,85 млрд руб. Однако площадка может не оправдать вложенных в нее средств, предостерегает Камияр Байтемиров.
«Боюсь, этот рынок окажется не про нас, - делится опасениями председатель ассоциации. - Сельскохозяйственных сбытовых и перерабатывающих кооперативов в достаточном количестве не создано. Мы не сможем рынок в достаточном объеме обеспечить переработанной продукцией. Только – сырьём. Получается, мы снова работаем в интересах посредников. Которые будут выкупать продукцию по тем же ценам, что и агрохолдинги молоко, и сюда поставлять с большей прибавочной стоимостью. Тогда для кого этот рынок построили?»
Г-н Байтемиров считает: нужно было параллельно со строительством рынка в муниципальных районах организовывать сельхозпотребкооперативы 1 уровня. Они бы учредили кооператив 2 уровня - рынок, который объединял бы их и, как логистический центр, регулировал бы производство продукции в районах РТ. В нынешнем виде эта идея может не сработать.
«Хорошо, фермерам там будут выделять места. А что дальше? Есть у меня хозяйство. И я туда поеду торговать? Буду стоять? Если и простою сам – то день, от силы, два. Значит, остается нанимать кого-то? Это тоже не выход. В схеме, которую изначально предлагала ассоциация, услуги реализации оказывал рынок. Хочешь – сразу сдай продукцию, хочешь продавать – кооператив ставит на торговую своего работника. В любом другом случае я вынужден кого-то брать с улицы. Но кто будет ответственным за этого продавца? Фермер, который находится за 300 км? Рынок? Администрация скажет, что никакой ответственности не несет. Арендовать-то место будет фермер. А если только он раз в неделю здесь сможет появляться? В итоге этот рынок может превратиться во второй колхозный. Который к крестьянам не имеет никакого отношения. Там сидят перекупщики. И продукция доходит до потребителя по установленным ими ценам», - объясняет разницу Камияр Байтемиров.
В итоге как альтернативу очередному «рынку перекупщиков» фермерская ассоциация смогла открыть лишь небольшой рынок на противоположном конце Казани, в районе Горьковского шоссе.
Но, как оказалось, фермерам доступна еще одна альтернатива. Продажи через Интернет.
Блог в помощь
Этой осенью заработали сразу 2 казанских интернет-ресурса, через которые реализуется продукция фермерских хозяйств. Первый, открывшийся 1,5 месяца назад интернет-магазин «Угодим», выступает посредником между фермерами и конечными потребителями. На сегодня у магазина уже более 20 фермеров-поставщиков и свыше 140 наименований продукции. Количество посетителей доходит до 500 человек в день.
«Идея открытия такого магазина возникла еще 1,5 года назад, - рассказал «ДК» Рамиль Ахметов, исполнительный директор интернет-магазина «Угодим». – Но мы достаточно долго собирали информацию, просчитывали конъюнктуру. Сами выходили на фермеров, знакомились, предлагали сбыт».
Наценку, установленную «Угодим», г-н Ахметов не раскрыл. В любом случае, заверил он, фермерам достается больше половины конечной стоимости товара. Интернет-магазин, кроме того, несет транспортные расходы. С понедельника по четверг «Угодим» набирает заказы, в пятницу-субботу развозит их по клиентам.
По словам г-на Ахметова, достоинства схемы первыми оценили сами фермеры: не нужно покидать хозяйство и ехать в город продавать товар, не нужно искать покупателей или точку для реализации.
Расходы интернет-магазина, в свою очередь, тоже не назовешь большими. Ни торговых площадей, ни складов «Угодим» не имеет, а самой удаленной точкой на маршруте курьеров является Кукморский район (156 км о Казани). Своеобразным бонусом покупателю является фирменная упаковка – бумажный сверток, перетянутый бечевкой, узел которой скреплен сургучной печатью с гербом магазина.
По мнению Рамиля Ахметова, подобный формат торговли деревенской едой стремительно набирает популярность в Казани и уже в ближайшие несколько месяцев у «Угодим» на местном рынке могут появиться конкуренты.
Создатели ресурса Фермерлар.ру позиционируют свой ресурс как доску бесплатных объявлений для фермеров и сельхозпроизводителей. И не рассматривают запущенный в октябре сайт как исключительно торговую площадку.
«Мы хотим, чтобы наш сайт стал местом встречи фермеров», - пояснил корреспонденту «ДК» Данил Сафаров, руководитель проекта fermerlar.ru. По его словам, за первую неделю работы на сайте, помимо объявлений о продаже сельскохозяйственной продукции, появилось, в частности, предложение фермера обмениваться породистыми животными.
Кстати, первые 7 дней работы ресурса, рассказывает г-н Сафаров, показали приличную посещаемость – до 300 человек в сутки. В день на сайте добавляются по два новых объявления.
«Для сайта, рассчитанного на узкоцелевую аудиторию, это очень хороший показатель, - считает Данил Сафаров. – Почему это востребовано? Потому что развивается фермерство, растет потребность в экологически чистых, натуральных продуктах. В любом случае никуда не денутся потребители, которые закупаются в крупных торговых сетях. Понятно, что их - большинство. Но аудитория, желающая потреблять деревенскую продукцию, будет расти».
Руководитель проекта fermerlar.ru прогнозирует: за полгода-максимум год сайт вполне способен выйти на суточную посещаемость в 500 человек, заходящих на сайт целенаправленно, по ключевым словам в поисковиках, и столько же – случайных пользователей. Тогда, не исключено, портал начнет приносить своим создателям стабильный доход от рекламы. Тоже узкосегментированной: предлагающей, например, сельхозтехенику.
Возможно, предполагает Данил Сафаров, со временем будет продаваться и продвижение объявлений на сайте. По этому пути уже давно пошли владельцы наиболее популярных сайтов бесплатных объявлений.
Ясно одно: в интернете сегодня татарстанские фермеры могут найти воистину благодатную почву для продвижения своего товара. Сеть уравняла возможности – в отличие от осязаемого пространства, где место под солнцем уже прочно заняли агрохолдинги, ритейлеры и просто рыночные перекупщики.