Нияз Гараев,директор агентства интернет-рекламы «Реаспект» Угораздило меня недавно потерять в лесу передний номер с моего автомобиля. Так как восстановить его по нашим прекрасным законам
Нияз Гараев,
директор агентства интернет-рекламы
«Реаспект»
Угораздило меня недавно потерять в лесу передний номер с моего автомобиля. Так как восстановить его по нашим прекрасным законам нельзя, пришлось перерегистрировать машину. Я решил сэкономить время и пройти эту процедуру с помощью прогрессивного, раскрученного в СМИ государственного портала uslugi.tatar.ru. Наивный человек, что скажешь.
Начнем с того, что на этом чудо-портале оплатить пошлину в 2000 руб. можно картой только одного банка, которой у меня нет и не будет, поскольку банк мне глубоко не нравится. Но такая мелочь меня не испугала, и я продолжил упорно вбивать информацию во множество полей заявки. Кропотливо и настойчиво прошел жесточайшую процедуру регистрации с какими-то нечеловеческими требованиями к паролю: в нем обязательно должны чередоваться заглавные и строчные буквы, при этом длина должна быть не менее шести символов. Благо сканирования сетчатки глаза и анализов биологических жидкостей портал не потребовал, и я продолжил.
Под конец, когда все было сделано, портал ехидно показал мне фигу: подождите, мол, я временно не работаю. Я подождал, потом еще 4 раза повторил всю операцию с начала. Портал не работал, я краснел от злости и писал в Твиттер идеологу проекта — министру информатизации и связи Никифорову. Но так как ничего не помогло, я плюнул и поехал в лес искать свой номер. Потратил 4 часа. Не нашел.
Вернувшись, я в отчаянии собрался с силами и снова полез на uslugi.tatar.ru. Кое-как заполнил формуляр, оплатил услугу — сначала 1500 рублей, потом еще 300 и 200. Но с карты почему-то снялось только 1500. В «личном кабинете» вообще ничего не отображалось. На горячей линии сказали, что прошел только один платеж. Уже в голос матерясь, я таки смог заплатить, распечатал квитанции и поехал в ГИБДД на Тэцевской.
Там меня сразу развернули: оказалось, что сперва я должен получить отметку в районной автоинспекции, что они не отбирали у меня номер. Естественно, на портале госуслуг об этом маленьком нюансе ни полслова. В райинспекции я пробыл три часа, так как приехал незадолго до продолжительного обеденного перерыва. В итоге, мне не глядя шлепнули печать, и я поехал обратно на Тэцевскую.
Когда, наконец, подошла моя очередь к окну инспектора, приятной внешности старлей Венера сообщила мне, что распечатки с портала uslugi.tatar.ru видит впервые в жизни, наругала за прогрессивность и попросила подождать. Прошло 40 минут, пока меня, наконец, приняли, оформили и отпустили на 1,5 часа, пока готовят номера и документы. Потом при проверке выяснилось, что в моем новом свидетельстве о регистрации ТС допущена ошибка. Невозмутимый Господин Полицейский сказал мне: «Ща» — и опять куда-то отдал документы. Через час я получил номера. Время было — вечер.
Свой негативный опыт взаимодействия с госуслугами в электронном виде я активно освещал в Твиттере. В ответ многочисленные сотрудники компании, ответственной за разработку портала uslugi.tatar.ru, активно интересовались моими приключениями и предлагали помощь. А помощь мне нужна была почти на каждом шагу. Я понял на собственном опыте: получать госуслуги в электронном виде пока в несколько раз дольше, чем «в реале», сложнее и ненадежнее. В отличие от банка, интернет-портал, как говорится, справок не дает.
Тем не менее, мое резюме такое: для начала неплохо. Номера я все же получил. Но чтобы было хорошо и отлично, разработчики пользовательского интернет-сайта должны думать об удобстве, а не механически оцифровывать хаос и неразбериху, которая творится в госуслугах. Все эти бесконечные поля и формуляры, справки, ксерокопии. Неужели нет единой базы, где по личному идентификатору можно запросить мои паспортные данные, ИНН, прописку. Почему, в конце концов, я не могу оплачивать услуги картами тех банков, которые нравятся мне, а не чиновникам?
Кстати, я недавно ездил в РКБ, куда по телефону записал супругу в очередь к врачу на определенное время. И что бы вы думали? О такой очереди там в первый раз услышали. Нас приняли только после скандала, который я устроил у заведующего отделением. А еще я записал ребенка в электронную очередь в детсад. Но это уже совсем другие истории.
Нияз Гараев