Меню

Госзаказы-мощная возможность для махинаций

Так как деньги под Универсиаду федеральные, и огромные, то их осваивают очень аккуратно. Чего не скажешь о других сферах. Алексей Коннов,генеральный директор «ЦАИР-Маркетинг» Известный федерал

Так как деньги под Универсиаду федеральные, и огромные, то их осваивают очень аккуратно. Чего не скажешь о других сферах.

Алексей Коннов,генеральный директор «ЦАИР-Маркетинг»

Известный федеральный закон №94, призванный сделать конкурсы на госзаказы более прозрачными, только способствует коррупции. На первый взгляд, прозрачность есть — все открыто, в свободном доступе. Но в выборе заказчика тендера — неважно, на товары или услуги — определяющую роль играет цена. И здесь профессиональные компании сталкиваются с проблемой «однодневок». Намеренный ценовой демпинг со стороны непрофессионалов приводит к тому, что тендеры выигрывают компании типа «Рога и копыта». В принципе в данном случае такая же ситуация, как и с буханкой хлеба, — какие бы ни были низкие издержки у хлебозавода, он не может продавать по 1,5 руб. за буханку, если ее себестоимость составляет 5-7 руб.

Несколько лет назад мы принимали участие в одном из тендеров, в котором проиграли буквально «на ленточке» другой компании. Каково же было мое удивление, когда одной из моих сотрудниц позвонила одногруппница и спросила: «Слушай, вы же исследования разные проводите. А расскажите, как это? Мы тут тендер выиграли, а как делать — не знаем». А так и происходит, когда тендер, объявленный почти на 10 млн руб. с работами, которые реально и качественно можно сделать только за четыре месяца, выигрывает компания, поставившая сумму в семь раз меньше от начальной стоимости. И со сроком в 30 дней, за который не только исследование невозможно адекватно сделать, но и отчет по этому проекту написать.

Понятно, что самые прибыльные тендеры — это строительство, но в последнее время с крупным строительством все жестко. Так как деньги под Универсиаду федеральные, и огромные, то их осваивают очень аккуратно. Чего не скажешь о других сферах, в частности, о ЖКХ. Этот вопрос Президент Татарстана Рустам Минниханов поднял на брифинге еще недели две назад: в районах работами по капремонту занимаются организации, которые принадлежат «брату, свату, другу», а потом крыши текут и проч.

Эту проблему можно решить независимой экспертизой на предмет качества и соответствия изначальному техзаданию. Например, в нашей сфере при проверке деятельности коммерческой компании компетентные органы имеют право запросить, может ли маркетинговое исследование, умещающееся на десяти страницах и содержащее полтора графика, стоить 3 млн руб.

Экспертизу, естественно, может заказать любой госзаказчик, и если выигрывает кто-то не тот, они заказывают и добиваются отмены тендера, но это бывает нечасто. Ведь здесь требуется так называемая «политическая воля». По идее заказчик сам должен инициировать проверку, если он не совсем доволен результатами. Но, если эти нарушения выявятся, получится, что конкурсная комиссия, состоящая из работников некоего госоргана, выбрала некомпетентного поставщика услуг. А кто будет копать под себя и своих сотрудников?..

Государство в принципе — очень мощный заказчик во всех сферах деятельности общества, и поэтому госзаказы не менее мощная возможность для махинаций. Все об этом знают. Президент страны Дмитрий Медведев сам уже говорил, что при объявлении заказа ставят латинскую букву в слове, а не русскую, и по поиску его невозможно найти. Либо компания, которая один раз «напортачила», просто перерегистрируется под другим названием, а иногда и под тем же, но с другим ИНН. И ФАС дает заключение, что это другая организация, тем самым допуская к участию в торгах. Вариантов много. Иногда госпредприятия, которые по закону не имеют права без конкурса работать с одной компанией постоянно, даже если она полностью их устраивает, так же, как и всегда отдавать ей заказы, делают такой фокус: тендер выигрывает неизвестная мелкая компания, предлагающая заниженные цену и сроки проведения работ. В какой-то момент она отказывается от продолжения проекта, заявив, что не справляется. И тогда заказ отходит компании, занявшей второе место в конкурсе. С большой долей вероятности это окажется именно то предприятие, с которым ведомство изначально желало работать.

Колонка написана специально для «Делового квартала»