Ростовская область –6,7% Татарстан –10%* Красноярский край –11,3% Самарская область –12,2% Нижегородская область –15,6% Новосибирская область –17% Свердловская область –17,6% Челябинская область
Объемы грузоперевозок сократились во всех регионах. На некоторых направлениях произошла переориентация грузовых потоков с железной дороги на автотранспорт, поскольку РЖД периодически поднимает тарифы, тогда как автоперевозчики, наоборот, снижают их. Небольшие компании, которые занимались перевозкой грузов на лизинговом автотранспорте, свернули бизнес.
1 | Ростовская область
Объем грузоперевозок в Ростовской области в натуральном выражении сократился меньше, чем в других регионах,— всего на 7%. А перевозки водным транспортом даже показали небольшой рост. Алексей Дымченко (Первая экспедиционная компания): «С учетом предстоящей Олимпиады в Сочи интерес к югу России со стороны государства и частных инвесторов растет. В связи с этим можно смело прогнозировать стабильность грузооборота в Ростовской области».
2 | Республика Татарстан
Казанские грузоперевозчики отмечают первые тенденции к росту рынка. Однако перераспределение клиентов еще не завершено. Григорий Корнилов («Бизнес АвтоТрейдинг»): «Думаю, в 2010 г. выжившие компании начнут активную маркетинговую борьбу за заказчиков». Все игроки сходятся в одном— и в 2010 г. наиболее востребованными будут перевозки сборных грузов. При этом говорить о возвращении докризисных объемов эксперты не рискуют.
3 | Красноярский край
За последний год многие старожилы свернули бизнес, освободив место федеральным игрокам, таким как Первая грузовая компания, «Байкал-Сервис», «Транспортные системы» и др. Сергей Демидов («СибТранссервис»): «Потихоньку будут отмирать мелкие компании, которые слишком распылялись в спектре услуг. Широкий профиль— дело гигантов. Небольшие же компании должны защищать свое место на рынке за счет специализации».
4 | Самарская область
Законодательные изменения могут осложнить работу самарских транспортных компаний. Сергей Григорович (НП «Поволжье»): «В 2008-2009гг. был принят закон о СРО , повышен транспортный налог, в два раза выросла базовая налоговая ставка, введен новый техрегламент для колесной техники. Небольшим транспортным компаниям это усложнит работу. Крупным игрокам, напротив, будет легче».
5 | Нижегородская область
За девять месяцев грузооборот нижегородских перевозчиков упал не менее чем на 15%, а тарифы сократились почти на четверть. Половина мелких автоперевозчиков, работавших на лизинговом транспорте, ушла с рынка. Рустем Гатауллин (DPD в России): «Все игроки стараются предложить максимально удобные и выгодные для клиента условия. Снижают цены на услуги, интегрируются в бизнес заказчика, стремятся найти индивидуальное решение для каждого».
6 | Новосибирская область
Сибирский рынок грузоперевозок вернется к докризисным показателям лишь в 2011 г. В 2009-м автосегмент в денежном выражении может сократиться на 50%. Перевозчики даже просили чиновников отменить сезонные ограничения на движение большегрузов, но безуспешно. Дмитрий Баранов (УК «Финам Менеджмент»): «Перевозчики боятся потерять оставшихся клиентов. Поэтому в 2010 г. цены на услуги особо не вырастут, максимум— на 5-10%».
7 | Свердловская область
Несмотря на довольно серьезный спад, Свердловская область продолжает оставаться лидером по грузообороту среди нестоличных областей. Александр Волик («Интер Транс Авто»): «Рынок грузоперевозок просто обречен на дальнейшее развитие— Екатеринбург (за счет своего географического положения) станет распределительным центром». Пока стратегии выживания местных компаний— или расширение пакета оказываемых услуг, или узкая специализация.
8 | Челябинская область
Челябинские грузоперевозчики не верят в окончание кризиса. Егор Яцуков («СТС Логистикс»): «Стабильность еще не наступила, и падение, скорее всего, продолжится до конца 2009 г.». Пока же игроки делят оставшихся клиентов. Так, автоперевозчики надеются переманить заказчиков у железной дороги. Сейчас на ее долю приходится более 60% всех перевозок, но частным клиентам, по мнению экспертов, неудобно работать с госмонополией. Лидеры по грузообороту— Свердловская и Самарская области
Грузооборот (с учетом трубопроводного транспорта) за I-III кварталы 2009 г., млн т·км
1 | Ростовская область
Объем грузоперевозок в Ростовской области в натуральном выражении сократился меньше, чем в других регионах,— всего на 7%. А перевозки водным транспортом даже показали небольшой рост. Алексей Дымченко (Первая экспедиционная компания): «С учетом предстоящей Олимпиады в Сочи интерес к югу России со стороны государства и частных инвесторов растет. В связи с этим можно смело прогнозировать стабильность грузооборота в Ростовской области».
2 | Республика Татарстан
Казанские грузоперевозчики отмечают первые тенденции к росту рынка. Однако перераспределение клиентов еще не завершено. Григорий Корнилов («Бизнес АвтоТрейдинг»): «Думаю, в 2010 г. выжившие компании начнут активную маркетинговую борьбу за заказчиков». Все игроки сходятся в одном— и в 2010 г. наиболее востребованными будут перевозки сборных грузов. При этом говорить о возвращении докризисных объемов эксперты не рискуют.
3 | Красноярский край
За последний год многие старожилы свернули бизнес, освободив место федеральным игрокам, таким как Первая грузовая компания, «Байкал-Сервис», «Транспортные системы» и др. Сергей Демидов («СибТранссервис»): «Потихоньку будут отмирать мелкие компании, которые слишком распылялись в спектре услуг. Широкий профиль— дело гигантов. Небольшие же компании должны защищать свое место на рынке за счет специализации».
4 | Самарская область
Законодательные изменения могут осложнить работу самарских транспортных компаний. Сергей Григорович (НП «Поволжье»): «В 2008-2009гг. был принят закон о СРО
5 | Нижегородская область
За девять месяцев грузооборот нижегородских перевозчиков упал не менее чем на 15%, а тарифы сократились почти на четверть. Половина мелких автоперевозчиков, работавших на лизинговом транспорте, ушла с рынка. Рустем Гатауллин (DPD в России): «Все игроки стараются предложить максимально удобные и выгодные для клиента условия. Снижают цены на услуги, интегрируются в бизнес заказчика, стремятся найти индивидуальное решение для каждого».
6 | Новосибирская область
Сибирский рынок грузоперевозок вернется к докризисным показателям лишь в 2011 г. В 2009-м автосегмент в денежном выражении может сократиться на 50%. Перевозчики даже просили чиновников отменить сезонные ограничения на движение большегрузов, но безуспешно. Дмитрий Баранов (УК «Финам Менеджмент»): «Перевозчики боятся потерять оставшихся клиентов. Поэтому в 2010 г. цены на услуги особо не вырастут, максимум— на 5-10%».
7 | Свердловская область
Несмотря на довольно серьезный спад, Свердловская область продолжает оставаться лидером по грузообороту среди нестоличных областей. Александр Волик («Интер Транс Авто»): «Рынок грузоперевозок просто обречен на дальнейшее развитие— Екатеринбург (за счет своего географического положения) станет распределительным центром». Пока стратегии выживания местных компаний— или расширение пакета оказываемых услуг, или узкая специализация.
8 | Челябинская область
Челябинские грузоперевозчики не верят в окончание кризиса. Егор Яцуков («СТС Логистикс»): «Стабильность еще не наступила, и падение, скорее всего, продолжится до конца 2009 г.». Пока же игроки делят оставшихся клиентов. Так, автоперевозчики надеются переманить заказчиков у железной дороги. Сейчас на ее долю приходится более 60% всех перевозок, но частным клиентам, по мнению экспертов, неудобно работать с госмонополией. Лидеры по грузообороту— Свердловская и Самарская области
Грузооборот (с учетом трубопроводного транспорта) за I-III кварталы 2009 г., млн т·км
Ростовская область
–6,7%
Татарстан
–10%*
Красноярский край
–11,3%
Самарская область
–12,2%
Нижегородская область
–15,6%
Новосибирская область
–17%
Свердловская область
–17,6%
Челябинская область
–29,7%