Гузель Махмутова создавала проект «Архидети» как благотворительный, но со временем нашла способы его монетизировать. DK.ru она рассказала, как стала социальным предпринимателем.
Гузель Махмутова создала проект «Архидети», чтобы помочь подросткам раскрыть свой творческий потенциал, несмотря на то, что у них нет для этого ресурсов. Изначально он был ориентирован на обучение архитектурному искусству и дизайну, но теперь работает по самым разным направлениям - фотография, видео и театр.
Гузель Махмутова считает, что обучение в проекте может стать для подростка площадкой для профориентации и способом эффективно пережить проблемы переходного возраста, выражая себя в творчестве. Сейчас обучение платное, но для детей из социальных категорий предусмотрены льготы. C проектом "Творческие мастерские для Архидетей" она единственной из Татарстана стала финалистом федерального конкурса среди социальных предпринимателей, создающих проекты для поддержки детей фонда "Навстречу переменам".
Благотворительность и бизнес
Проект «Архидети» - это вынужденная история для меня. Я даже сама не поняла, как все это закрутилось, как развилось во что-то серьезное. Я просто делала то, что мне было интересно. Вокруг сразу появилось много детей, каждый со своей историей. В какой-то момент просто поняла, что, если не смогу найти способа зарабатывать, то не смогу поднять проект.
У меня не было выбора – я не могла все это бросить. Но и получать деньги, делая его, тоже не могла. Мне тогда помогали близкие, помогала мама. Я просто приняла решение, что хочу сделать из проекта что-то большое и важное для детей.
Переход от добровольчества к заработку на наших проектах был очень сложный. Сейчас социальное предпринимательство в нашем обществе воспринимается очень негативно. Мне говорили: «получается, это бизнес, если вы делаете деньги».
Возможно, если бы наш проект был бы только коммерческим, то продукция стоила бы гораздо дороже. Если бы мы принимали детей только на платной основе, то тогда бы мы получали дополнительные средства, но это был бы не проект «Архидети». Это было бы что-то другое, не такое важное и душевное.
Не просить, а зарабатывать
С самого начала у нас не было цели просить деньги. Мы думаем над тем, как сотрудничать с компаниями. У нас все дети – очень творческие и талантливые. Многое из того, что они делают, покупают не потому, что это сделано ребенком, не из жалости, а потому, что это действительно качественно. Мы делали значки в рамках проекта «Архидети-детям», когда их можно было купить в различных заведениях города.
Сейчас у нас есть идея делать совместный проект с «КБК» (Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат – DK.ru). Им нужна линейка продукции, которую мы можем создать. Я верю в то, что детей нужно учить тому, что, делая важные, добрые дела, можно быть и предпринимателем.
Хотя изначально я очень скептически относилась и к рекламе, и к коммерции. Когда я начинала заниматься добровольчеством, мы пробовали разные схемы того, как можно наш проект поставить на ноги. И каждый раз мне казалось, что, чем больше мы будем рассказывать о том, что мы сделали, тем больше мы хвастаемся этим.
Возможно, это психологический барьер или особенности воспитания, но это то, что мешает мне делать качественный пиар того, что мы делаем сейчас. Иногда мы не можем набрать детей, а потом я узнаю, что люди мечтали попасть в этот поток.
А когда мы начали зарабатывать, от нас отвернулись очень многие организации в городе. Они сказали: «понятно, теперь вы будете зарабатывать на детях».
Я думаю, что переводить людей от идеи благотворительности к социальному предпринимательству нужно очень мягко. Нужно объяснять, что, если ты хочешь, чтобы твой проект работал, нужно понимать, как ты его будешь развивать.
Гранты – только на время
Конечно, если бы не гранты, наш проект бы не развился. Если бы не эта поддержка, мы не смогли бы сделать его таким, какой он есть сейчас. Очень важно, чтобы в тебя поверили, чтобы в тот момент, когда ты сомневаешься, когда не знаешь, куда двигаться дальше, тебе сказали, что ты делаешь правильные вещи.
Но гранты – это только на время. С одной стороны, ты получаешь эти средства, и у тебя есть уверенность в том, что целый год ты можешь на что-то жить. С другой стороны, они тебя расслабляют, ведь все спокойно, и ты просто делаешь свою работу. А когда у тебя нет такой "подушки безопасности", это больше мотивирует «бежать» еще быстрее, чем ты мог бы «бежать».
В данный момент мы планируем получение грантов на год вперед. Но мы не можем поменять программу, если она написала под определенный грант и сформирована.
И это то, что тормозит проекты. Ты не можешь меняться под требования времени, чтобы делать такие мастер-классы, которые нужны именно сейчас. Когда ты сам зарабатываешь на проектах, то не зависишь от тех правил, которые описаны в требованиях гранта. Ты можешь делать то, что тебе интересно.
Творить и зарабатывать
Мы больше за идею. И эта идея много раз вытаскивает нас из кризисов. Да, мы начинались как проект, направленный на обучение детей архитектурному искусству. Сейчас мы понимаем, что мы просто работаем с творческими детьми.
Социальные предприниматели – это отчаянные трудоголики. И это больше даже серьезная внутренняя работа, чем внешняя. Человек не может стать социальным предпринимателем случайно. Обычно, это человек, который сам прошел через сложную ситуацию, что-то осознал и решил посвятить этому жизнь.
И здорово, что всегда будут люди, которые будут этому учить детей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Которые будут не просто праздники устраивать, а учить детей из детского дома навыкам, которые им понадобятся во взрослой жизни. Учить их работать и заниматься творчеством, выражать и искать себя.
Руководитель спецпроектов фонда «Навстречу переменам» Катерина Никитина
"Социальный предприниматель – это человек с горящим сердцем, но с не очень холодной головой. Ему нужен кто-то, кто будет рядом и скажет, как посчитать бюджет или грамотно работать в соцсетях. Мы находим таких людей в компаниях, которые поддерживают наш проект. Это могут быть топ-менеджеры, эксперты своего дела, которые помогают социальным предпринимателям развить свои навыки, получить новые компетенции. Вместе с ними мы проводим обучение финалистов нашего конкурса (проводится совместно с компанией "Tele2"). Сейчас самый главный партнер нашего конкурса – это компания "Tele2". К сожалению, проектов на конкурс из Татарстана не так много, но есть очень яркие, такие, как делает Гузель Махмутова .
Во многих странах мира социальное предпринимательство это достаточно сильная часть экономики, которая "закрывает" своей деятельностью те сферы, которые не под силу "закрывать" государству. Наша цель – сделать так, чтобы подобные проекты становились финансово устойчивыми. Чтобы социальные предприниматели поверили в себя, были финансово независимым, а через какое-то время, могли сами себя обеспечить".