Меню

Ильгиз Минкин: кому доверить бизнес, как не сыну

Компания «Олимп» с 1988 г. управляла двумя рынками и магазином, но 5 лет назад решила переформатировать бизнес. Обновление компании совпало с приходом в нее младшего сына учредителей – Алмаза Минкина.

«Заберите у меня все, но оставьте мне мою команду и уже через некоторое время, я добьюсь большего, чем я имею сейчас», - табличкой с этой цитатой Генри Форда основатель компании «Олимп» Ильгиз Минкин встречает посетителей у своего кабинета. Спустя 20 лет после появления «Олимпа», его управляющая команда была усилена сыном основателя, который счел, что это наилучшее решение из всех возможных.

 

- Ильгиз Гарифович, когда вы подключили к бизнесу сына, компании было уже 20 лет. Что она к тому моменту собой представляла?

 

Ильгиз Минкин: То, как к 2008 г. выглядел бизнес, определяла история его развития. Мы создали ее в 1988 г. с другом и женой. Тогда компания занималась продажей спортивного инвентаря и обеспечивала им все предприятия республики, поскольку мы отпускали товар по безналичному расчету, чего другие не делали. Это и обеспечивало нам долгое время успех в отсутствие конкурентов, пока другая компания «Татспроркультторг», наконец, не перестроилась и тоже не стала работать по безналу. А сеть у нее была настолько огромная, что конкурировать с нею у нас не было возможности. В самом начале 90-х, мы переключились на продажу одежды, продовольствия. В это же время Вадим Сергеевич Маркелов, глава Приволжского района Казани, предложил нам выкупить помещения магазина на ул.Зорге, что мы и сделали. Параллельно принялись за развитие рынков – на пр. Победы и ул. Габишева. На первом разместили «точки» по продаже продовольствия и промтоваров, на втором – стройматериалов и автомобильных запчастей. Все это было востребовано населением, интересно для нас. Но примерно в середине 90-х годов мы отошли от торговли, поскольку у нас в команде была договоренность не создавать конкуренцию нашим арендаторам. И так долгие годы наша компания фокусировала внимание на одном виде деятельности – мы сдавали торговые площади в аренду.

 

- Давление властей по выносу торговли из некапитальных строений сильно форсировало ваше решение о перезонировании земли?

 

И.М.: Конечно, это имело значение, но совпало с нашим собственным желанием меняться. В 90-е годы рынки - были адекватным времени форматом. Со временем стало понятно, что надо строить новые торговые площади, а также диверсифицировать бизнес, чем мы и занялись в 2008 г. Мысли об этом появлялись и раньше, тогда как раз к нашей команде присоединился мой сын Алмаз. С небольшим желанием, правда. Он говорил: я юрист, что же я буду директором работать?

 

- В таком случае, вы сильно рисковали услышать потом упреки за то, что взяли на себя ответственность за будущее сына. Не опасались?

 

И. М.: Всякое могло быть, но рисковать пришлось. Я привлек сына в команду тогда, когда наш бизнес проходил стадию очередной перестройки. Шел бурный процесс развития, увеличивалась команда. Мне нужен был человек, которому полностью можно было бы довериться. Кто это, если не сын?!

 

- Вы не создаете впечатление человека, который не доверяет другим членам своей команды…

 

И.М.: Да, я доверяю. Но между тем даже хороший специалист от стопроцентного доверия может расслабиться. Сын даже если расслабится, в другую сторону бизнес не потянет, хуже не сделает, зная, что компания – это будущее всей семьи, его будущее. К тому же совпало, что и мой возраст заставлял подумать о человеке, который смог бы подменить меня на работе. Старшие сыновья уже определились в своей жизни, Алмаз к тому моменту еще вступал на трудовой путь и согласился работать в команде. Я знал, что мы сумеем наладить взаимоотношения и как партнеры по бизнесу. Так и произошло.

 

- На ваш взгляд, это правильно привлекать детей к бизнесу или это больше вынужденная мера?

 

Алмаз Минкин: У меня пока детей нет, но думаю, что я бы поступил так же, поскольку ближе и доверенней людей, чем дети, нет.


 

Бизнес всерьез и надолго

 

Наследование бизнеса и создание династий – одна из бурно развивающихся отраслей современного менеджмента: кафедра наследования бизнеса создается сейчас в школе управления «Сколково». Ильгиз Минкин вполне следует в русле самых акутальных трендов, приветствуя альтернативные точки зрения и делая ставку на энергию молодости следующих поколений.

 

- Алмаз, легко ли коллектив вас принял?

 

И.М.: – Было непросто!

 

А.М.: А я считаю, что коллектив принял меня хорошо, поскольку отца сотрудники очень уважают. Число подчиненных сразу составило семь человек плюс полторы-две тысячи арендаторов торговых площадей, с которыми сразу появилась необходимость контактировать.

 

И.М.: Думаю, сын не сразу принял тот факт, что я привлекаю его всерьез и надолго. Но он взял на себя ответственность за коллектив и конкретное дело, которое ему доверили, все стало серьезно. С каждым днем сын все больше вникал в работу. Он активизировался, втянулся и уже шесть лет работает, а я спокойно могу уезжать, зная, что Алмаз полностью владеет всей ситуацией.

 

- Как скоро вы поняли, что вы в бизнесе останетесь надолго?

А.М.: Не было конкретного момента. Постепенно пришли и интерес к бизнесу семьи и ответственность за дело, которое сейчас уже не оставишь. Появились направления, в которых было интересно разобраться, где было необходимо восполнить некоторые пробелы. Со временем почувствовал, что я здесь нужен.


 

- Вы сразу назначили сына директором. Неужели не было желания подстраховать, повода сомневаться: а вытянет ли?

 

И.М.: Нет, я знаю, что молодежь сейчас умная. Мне не свойственно брюзжание, мол «новое поколение нынче не то». Наоборот. За все годы работы меня окружает молодежь, и к ее голосу я всегда прислушиваюсь, отношусь серьезно, даже если сначала высказывание кажется нелепым. У молодых людей свежие мозги, а способность перестроиться, сориентироваться всегда вызывает у меня уважение. Я ценю, что у молодых людей нет привязанности к местам, излюбленным однажды сработавшим решениям, а значит, их советы могут быть дельными.

 

- Алмаз, когда вы только пришли в компанию, что вам в первую очередь хотелось изменить?

 

А.М.: - Были предложения о развитии магазина на Зорге, я считал, что он нерентабельный. Мне казалось, что недостаточно рентабельна также часть площадей на рынке. Отец говорил, что нельзя резко ломать сложенную систему отношений, призывал не торопиться.

 

- За кем в итоге осталось последнее слово?

 

И.М.: Конечно, за молодежью! Видите, все перестраиваем. При Алмазе появились новые арендаторы, поменялись условия договора с ними.

 

- Вы оказались более жестким бизнесменом?

 

А.М.: Мне кажется, наоборот.

 

И.Г.: Он скорее требовательный. В моих отношениях с арендаторами, конечно, включались личные отношения: я привык работать с ними и готов пойти навстречу, Алмаз более деловито подошел к этому процессу.


 

Главные решения принимаются дома

 

Пятилетку работы молодого директора в компании венчает окончание строительства отеля на месте бывших розничных «точек» и двух жилых домов. Алмаз Минкин замкнул на себе ответственность за всю внешнюю документацию и качество работ по строительству. Идеи по дальнейшему развитию компании семья принимает сообща.

 

- Алмаз, какие из направлений деятельности компаний вы взяли на себя?

А.М.: На нас сейчас ответственность за строительство торгового и гостиничного комплекса, жилых домов. Я не могу сказать, что замкнул на себе целиком ответственность за качество исполнения этого проекта, здесь мы выступаем как команда. Что целиком на мне – это оформление всей внешней документации.

- Чья была идея строить на имеющихся у вас площадях жилье и гостиницу?

 

А.М.: Это идея отца. Он в какой-то день пришел на работу и сказал, что нужно строить жилые дома, гостиницу и новый торговый комплекс. Все аргументы были совершенно логичными. Не согласиться было не с чем. К тому же отец размышляет и выдает готовое видение только тогда, когда уже все продумал. При этом претензии на истинность у него не бывает. Мы всегда делимся идеями, если они не совпадают, ищем точки соприкосновения. Но, как правило, мнения у нас редко разнятся.

 

- То есть горячих споров у вас не бывает?

 

И.М.: Мы всегда обсуждаем наши планы и дома, где к нам подключается вся семья, а это не только моя супруга-соучредитель компании, но и все мои четверо сыновей. Все проходит спокойно.

 

-Есть ли у вас решение по дальнейшему развитию территорий?

 

И.М.: В ближайших планах на несколько лет у нас стоит решение нескольких задач - будем застраивать площади на пр.Победы, а так же по ул. Габишева, и скорее всего это будут капитальные строения. Мы уже определились с решениями, но пока не хотим озвучивать их.

 

- Алмаз Ильгизович свое будущее вы связываете с компанией «Олимп»?

 

А.М.: Да.

 

И.М.: Конечно, сколько он в нее труда и здоровья уже вложил!