Меню

Ильнур Муртазин: Нужны свои, доморощенные г ольфисты

В гольф играют аристократы и долларовые миллионеры — вот, пожалуй, и все, что мы знаем об этом виде спорта. Но хотя ни тех, ни других в Казани особо не водится, три года назад недалеко от города от

В гольф играют аристократы и долларовые миллионеры — вот, пожалуй, и все, что мы знаем об этом виде спорта. Но хотя ни тех, ни других в Казани особо не водится, три года назад недалеко от города открылось первое и пока единственное в Поволжье гольф-поле на девять лунок. Компания-девелопер «Гольф Казан» вложила в этот проект порядка $10 млн.

Поле для гольфа начали строить еще в 2004 г. рядом с горнолыжным комплексом «Казань». Первая очередь проекта — площадка на девять лунок — была сдана через три года. В отличие от своего соседа, половиной акций которого владеет правительство Татарстана, проект гольф-клуба полностью частный. Впрочем, по словам генерального директора ЗАО «Гольф Казан», президента Ассоциации гольфа РТ Ильнура Муртазина, правительство республики способствовало становлению проекта и по-прежнему проявляет к нему интерес. Оно и понятно, ведь в 2009 г. гольф был признан олимпийским видом спорта — во всех отношениях спортивный Татарстан оставаться в стороне никак не может. И вот, при поддержке Минмолодежи РТ в этом году в казанском гольф-клубе будет создана бесплатная секция юных гольфистов.

Первая «девятка»

Проект поля для гольфа под Казанью подразумевает строительство 27 лунок: девяти открытых для публики (были сданы в 2007 г.) и восемнадцати закрытых — только для членов клуба. Проект разрабатывал известный архитектор Питер Харрадин, автор 160-ти проектов гольф-полей по всему миру. В строительство первых девяти лунок, которое было завершено в 2007 году, инвестор вложил порядка $10 млн.

По словам г-на Муртазина, в этом году акционеры гольф-клуба примут решение о строительстве еще девяти игровых лунок. В результате, казанское поле будет соответствовать международным стандартам. «Интерес к гольфу в Татарстане пока не настолько большой, чтобы обеспечить загрузку поля на 27 лунок», — объясняет Ильнур Муртазин.

Сколько денег потребуется на строительство еще девяти лунок?

— Без учета инфраструктуры в пределах $5-9 млн. Правда, пока у нас есть только сметная стоимость, которая в процессе может увеличиться. При строительстве лунок приходится с места на место перетаскивать огромные массы грунта, чтобы сформировать ландшафт. Поэтому стоимость напрямую зависит от рельефа местности и от того, как видит данный проект архитектор. Можно, конечно, выйти в чистое поле и построить ровную площадку для гольфа. Но она будет не слишком интересной для гольфистов — чем больше препятствий, тем лучше.

Вы уже вышли на точку безубыточности?

— Пока нет. Основная статья доходов в нашем бизнесе — это членские взносы и девелоперские проекты. Гольф — бизнес затратный, только поддержание поля на девять лунок и приведение его в порядок после зимы обходится примерно в $700 тыс. В среднем срок окупаемости 18 лунок составит 5-7 лет. Я надеюсь, что одновременно с оборудованием новых девяти лунок рядом с нашим полем начнется строительство коттеджного поселка.

Надо понимать, что без строительства и продажи коттеджей в непосредственной близости от поля, только на клубных картах гольф-поле не окупить никогда. Ни одна площадка в России не задумывалась как отдельный проект. Клубная карта из расчета на 200 членов должна была бы стоить $50 тыс. Но мы не готовы предлагать наш продукт за такие деньги.

Как влияет на гольф наш непростой климат?

 — Погодные условия, конечно, важны — прошлое лето показало, что в жару в гольф не играют. А суровые зимы создают немалые проблемы владельцам поля. В нашей широте сезон и так короткий. Хотя привязываться только к погоде в прогнозе рентабельности не совсем корректно. В той же Швеции около 300 гольф-полей. А в России всего 20.

Ильнур Муртазин

Генеральный директор ЗАО «Гольф Казан»
Президент Ассоциации гольфа РТ

Родился 25 ноября 1979 г. в г. Буинске

Образование:
В 2001 г. окончил Казанскую государственную сельскохозяйственную академию по специальности «агроном».

Карьера:
2001-2005 гг. — агроном ООО «Совхоз Казанский-Тепличный»
2005-2007 гг. — генеральный директор ООО «Совхоз Казанский-Тепличный»
2007-2008 гг. — директор автосалона Skoda компании «Сапсан Авто»
2008 г. — генеральный директор ЗАО «Гольф Казан»

Удалось ли вам сделать гольф популярным в Казани?

— Пока сложно спрогнозировать, сколько будет новых клиентов в этом году, но приток будет однозначно больше, чем в прошлые сезоны. До 2009 г. у нас работало только небольшое тренировочное гольф-поле, и только в прошлом году мы запустили продажу клубных карт. Не стоит забывать, что на нашем поле играют не только постоянные клиенты, но и гости ГСОК «Казань», туристы.

Какой, на ваш взгляд, потенциал у гольфа в Казани?

— Каждый посетитель фитнес-клуба — наш потенциальный клиент. Во всем мире, уже и в Москве считается хорошим тоном встречаться с деловыми партнерами на поле для гольфа. Здесь немалую роль играет специфический этикет этой игры, по которому, например, принято отключать мобильные телефоны. Я знаю одного любителя гольфа, который любит проверять партнеров на гольф-поле: если человек пытается сжульничать или опротестовать результаты игры, дела с ним мой знакомый вести не будет.

Предполагается ли в Татарстане появление новых гольф-полей?

— Я не слышал о новых проектах. В Альметьевске на одной из баз отдыха есть небольшое гольф-поле на три лунки. Я считаю, что для полноценного развития востока Татарстана, нужно обязательно строить там поле для гольфа.

В России сегодня около 20 гольф-полей. В Поволжье наше поле пока что единственное. Но в ближайшее время планируется строительство новой площадки под Уфой в Башкортостане. До кризиса, я слышал, были планы строительства поля у инвесторов из Самары — там планировался грандиозный проект пяти полей на 90 лунок. Что с ним сейчас, я не знаю.

Стереотип о двух концах

На Западе карту гольф-клуба имеют многие бизнесмены и политики, однако каждый третий из них ей не пользуется. Людям вполне достаточно иметь статус члена гольф-клуба, которым можно козырять перед младшими партнерами и родственниками из глубинки. Ильнур Муртазин признается, что и сам раньше разделял стереотип, что гольф — это игра для аристократов и толстосумов. «Это большое, но очень распространенное, заблуждение. Но преодолеть его, я думаю, мы сможем только через одно поколение россиян», — считает он.

Стереотип действительно мощный. Сколько стоит быть гольфистом?

— В закрытом московском гольф-клубе стоимость членства составляет 100-150 тыс. евро. Его надо ежегодно продлять, это стоит гораздо дешевле, но тоже немало — 100-150 тыс. рублей в год. На публичных полях для гольфа, как у нас, цены гораздо демократичнее. Клубная карта на взрослого человека стоит 40-50 тыс. руб. В цену входит два занятия с тренером, так как в гольфе принято, чтобы игроки выходили на поле, имея уже некий уровень. Играть в гольф принято пешком, но можно и арендовать электрокар — это стоит 1,5 тыс. руб. за круг по полю.

Клюшки для гольфа среднего уровня обойдутся в 30-40 тыс. руб. Обувь на плоской подошве или со специальными пластиковыми шипами — от 4 до 12 тыс. руб. в зависимости от бренда. К одежде для гольфа тоже есть определенные требования: рубашка-поло, брюки свободного покроя. Можно приобрести поло за 500 руб., а можно и за 5 тыс. руб., это не принципиально. Джинсы и футболка без воротника на поле для гольфа — моветон.

В прошлом году вы принимали Кубок России по гольфу. Планируются ли в Казани соревнования международного уровня?

— Надо понимать, что гольф — абсолютно новый вид спорта не только для Татарстана, но и для России. Он более-менее развит только в Москве, где работает десяток полей. Раньше национальные турниры проводились именно в столице. Чтобы как-то популяризировать гольф, мы создали республиканскую ассоциацию и инициировали проведение российского гольф-турнира в Казани. В 2009 г. соревнования уже вышли за пределы Москвы — они проводились в Ростове-на-Дону, поэтому против того, чтобы в 2010 году турнир приняла Казань, никто не возражал не стал.

Конечно, мы бы хотели принять международные соревнования. Но для этого необходимо поле на 18 лунок, так называемое чемпионское. У нас, как вы знаете, лунок пока девять.

Кто из известных татарстанцев является поклонником гольфа?

— Нравится гольф министру по делам молодежи, спорту и туризму РТ Рафису Бурганову. Он пока не играет, но у меня давно приготовлена для него клубная карта, осталось ее только вручить. Гольф любит президент Татарстана Рустам Минниханов — он почетный член нашей ассоциации и регулярно посещает гольф-поле, помогает нам развивать этот вид спорта в республике.

В основном, в гольф играют бизнесмены — вопрос не в том, где человек работает, а в том, как он для себя открыл гольф. Как правило, наши соотечественники впервые играют в гольф за рубежом. Люди с достатком, которые привыкли путешествовать, всегда останавливаются в отелях определенного уровня и знают, какой сервис их там ждет. Гольф, обязательный атрибут этих отелей, на Западе уже привычен, как гамбургер в Макдональдсе. Большинство наших клиентов не исключение — в Казани они продолжают знакомство с гольфом, начатое за пределами России.

А новичков много?

— Пока не много, хотя мы очень заинтересованы в том, чтобы иметь своих, доморощенных гольфистов. В этом году мы при поддержке Ассоциации гольфа России и правительства Татарстана открываем бесплатную школу для детей 5-12 лет. Всего планируем набрать 30 человек. Учитывая слабую популярность гольфа в Казани, могли бы взять на обучение и больше детей, но для эффективных занятий группы должны быть не более чем по 5-6 человек. Летом дети будут заниматься на нашем поле, а зимой, как и все члены клуба, будут играть на симуляторе гольфа в городе.

В этом году пройдет спартакиада школьников. Ситуация сейчас такая, что послать на нее некого. Мы связались с ассоциациями других видов спорта, пытаемся заинтересовать детей гольфом — для участия в турнире необходимо три мальчика и три девочки.

Какие планы по участию в Универсиаде-2013?

— С 2009 г. гольф признан олимпийским видом спорта. В 2016 г. будет первый розыгрыш олимпийских медалей. В любом случае, уровень российских команд сильно уступает американцам или англичанам. Но, тем не менее, участвовать мы будем. С Универсиадой мы, к сожалению, опоздали — в ней не будет такой дисциплины. Но ничего страшного — через 7-8 лет татарстанский гольф будет на достойном уровне, я уверен.

Алиса Розанова