Меню

Илшат Хайруллин (Эдельвейс Корпорейшен): "Большой брат"

Илшат Хайруллин упоминается, как правило, исключительно в связке со своим младшим братом-Айратом. Со стороны кажется, что последний и принимает все судьбоносные для бизнес-империи Хайруллиных решения

Но есть и другая, менее традиционная версия: главным стратегом в тандеме двух братьев выступает именно Илшат. Тем более что ныне в его руках сосредоточены все нити управления их совместными активами: группой компаний «Эдельвейс», агрохолдингом «Красный восток» и «Энергобанком».

За двадцать лет существования первой совместной компании братьев Хайруллиных — «Эдельвейса» — сторонние наблюдатели так и не смогли прийти к однозначному мнению о том, кто же из братьев все-таки является главным. Лицом компании, представляющим ее интересы публично, давно уже признан Айрат Хайруллин, который младше Илшата на пять лет. Последние девять лет он лоббирует интересы бизнеса в Госдуме. Продолжая, судя по всему, успешно воплощать в жизнь стратегию братьев Хайруллиных, которую еще в середине нулевых попытался сформулировать в интервью «Независимой газете» бывший пресс-секретарь первого президента РТ Минтимера Шаймиева Ирек Муртазин: «Айрат рано понял, что в России успешно делать бизнес можно только на стыке экономики и политики. Хочешь иметь бизнес на уровне района, надо иметь хорошие отношения с главой района, если на уровне города — с мэром, на уровне субъекта — с руководством субъекта».

 

Знакомство с мэром: проект «Эдельвейс»

В самом начале бизнес-карьеры Хайруллиных — в 1992 году — связующим звеном между начинающими коммерсантами и властью выступал как раз Илшат. Он в те годы работал заместителем начальника общепита Приволжского района Казани. И имел подходы к прежнему мэру Казани Камилю Исхакову.

Бизнес братьев начинался весной 1992 года с открытых лотков и киосков. Когда они открыли свой первый небольшой магазин, то обнаружили, что торговля в нем еще активнее. Советская система малых торговых точек рушилась, и Хайруллины решили расширить торговый бизнес. Илшат подыскал подходящую пару помещений, в которых можно было разместить новые магазины.

Переговоры с градоначальником оказались даже более успешными, чем изначально рассчитывали братья: они получили в аренду не пару, а сразу дюжину помещений в спальных районах. Правда, в их ремонт пришлось обстоятельно вложиться.

Интересный штрих: братья, делившие на двоих свой бизнес, даже образование получили одинаковое. Айрат пошел по стопам Илшата, окончившего в 1988 году Казанский сельскохозяйственный институт по специальности «экономист-организатор». Правда, специальность, в 1991 году полученная младшим братом, сформулирована в его биографии несколько иначе, чем у старшего: «экономика и организация сельского хозяйства». Но суть это не меняет.

 

Подвинули монополистов

К 1994 году Хайруллины уже задумались о собственном производстве продуктов. Полтора десятилетия спустя Илшат Хайруллин расскажет — в своей традиционной лаконичной манере — о том, что на это сподвигло.

«Любое предпринимательство начинается с торговли. Но со временем человек начинает понимать: зачем продавать ту вещь, которую можно производить самому? — рассказал он в одном из интервью. — Мы сами так начинали — торговали газированной водой. Нужно заниматься тем, что человек знает, в чем понимает. Если я ничего не понимаю в балете, мне, наверное, даже балетные тапочки нельзя производить».

Во что вкладываться, подсказал сам рынок. Точнее, местные монополисты. Например, пивоваренный завод «Красный Восток», еще не успевший в первой половине 90-х стать собственностью братьев, начал выпускать кока-колу, покупать которую братьям было невыгодно из-за высокой оптовой цены.

Сладкими газированными напитками постсоветский житель Казани еще не был избалован. И вот в 1994 году братья наладили собственное производство. Новый лимонад, получивший название «Кристина», «убил» конкурентов ценой и, главное, тарой. В противовес миниатюрным бутылочкам вода от Хайруллиных разливалась в полуторалитровые пластиковые емкости.

Такой подход как нельзя лучше соответствовал психологии традиционного потребителя девяностых, любившего, чтобы было дешево и много.

В тот судьбоносный для их бизнеса год братья нанесли еще один сокрушительный удар по местной монополии. Они открыли молочный комбинат «Эдельвейс-М», неизбежно пошатнувший позиции единственного игрока на рынке. Собственное молочное производство стало ответом Хайруллиных Казанскому молокозаводу, который, по их убеждению, тоже пытался разговаривать с торговой сетью «с позиций силы». Кроме того, новый молкомбинат оказался по-настоящему стратегическим предприятием в бизнес-империи Хайруллиных. Лишь в 2007 году братья продали завод компании «Юнимилк» за круглую сумму в $100 млн. Между прочим, к производственным мощностям приценивался и концерн «Вимм-Билль-Данн». Почему предпочтение было отдано «Юнимилк»?

Это объяснялось просто. Именно эта компания подписала соглашение о стратегическом партнерстве с еще одним детищем братьев Хайруллиных — агропромышленным холдингом «Красный Восток Агро». Последнему тем самым обеспечили бесперебойный заказ на молоко на годы вперед. Кроме того, «Юнимилк» согласился выступить соинвестором строительства 12 животноводческих комплексов.

 

Пивные братья

Настоящая слава к братьям пришла после того, как они заполучили пивоваренный бизнес. В 1996 году мэр Казани Камиль Исхаков сделал им очередное предложение, от которого нельзя было отказаться. По сути, власть передала в управление Хайруллиным пивоваренный завод «Красный Восток».

По словам Айрата Хайруллина, братья к тому времени уже присмотрели участок под собственный пивзавод и даже отправили заявку в мэрию. А тут в руки пришли готовые производственные мощности. Впрочем, у власти, как следует из пояснений младшего брата, был свой интерес. Старый пивзавод мог элементарно не выдержать конкуренции с новым: к моменту назначения нового гендиректора предприятие работало на 28% от мощности. Весной 1996 года братьям досталось всего 2% акций предприятия, но уже к концу года их доля выросла до 60%, а через несколько лет они превратились в полноправных собственников «Красного Востока».

К этому моменту братья распределили роли в своей бизнес-империи: младший сосредоточился на пивном производстве, старший — на торговле. При этом Илшат Хайруллин также входил в совет директоров «Красного Востока» и был заинтересован в высоких продажах казанского пива.

В свое время старший брат попал под удары критики за то, что он фактически ввел в магазинах «Эдельвейс» режим пивной монополии. Наглядным примером в начале нулевых мог послужить ассортимент любого из «Эдельвейсов» — пива, кроме «красновосточного», на прилавках не было. Даже в отчете ОАО «Пивоваренная компания «Красный Восток» 2003 года основным рынком сбыта указано ООО «ЭДЕЛЬВЕЙС ГРУПП». На его долю в общем объеме реализации пришлось 79,6%.

При этом именно «Эдельвейсы» доминировали в ту пору в районах Казани: розничный товарооборот сети к середине 2005 года достиг отметки в $115,5 млн, в одной только Казани насчитывалось 156 торговых точек. И по сей день, при возрастающей конкуренции, в сети насчитывается 44 супермаркета «Эдельвейс».

Впрочем, доминирование на местном рынке Хайруллиных ничуть не расслабило. Масштабное наступление на общероссийский рынок хмельных напитков началось сначала под знаменами проверенных, а затем и новых брендов. Рекламная кампания отличалась крайней агрессивностью и давала поводы для обильных шуток. Чего только стоило пиво «Солодов» со слоганом «За качество отвечаю» и популярная в те годы шутка про надгробную плиту с короткой эпитафией «За качество ответил». Злые языки упражнялись в остроумии и не замечали того, как бренд прочно укореняется в сознании миллионов россиян. По заявлениям «Красного Востока», бренд вошел в десятку самых узнаваемых с показателем 43%.

Сама пивоваренная компания Хайруллиных к 2003 году завоевала 7% российского рынка. «КВ» входил в десятку крупнейших налогоплательщиков республики. Причем этот прорыв Хайруллины совершили меньше, чем за 10 лет. Это, естественно, помогло братьям в укреплении политических связей. Они смогли заручиться поддержкой президента РТ во время дефолта 1998 года. Тогда у «Красного Востока» в «Инкомбанке» «зависла» крупная сумма на покупку оборудования. Деньги помог достать сам Минтимер Шаймиев, который для этого встретился с президентом «Инкомбанка» Владимиром Виноградовым, приводит в пример слова Муртазина «Независимая газета».

 

Два капитала

Все это время Илшат Хайруллин оставался как бы на вторых ролях. «Красный Восток» официально возглавлял Айрат Хайруллин. Ранее он же являлся директором компании «Эдельвейс». Даже в делах политических младший брат на первый взгляд преуспел больше старшего. В 1999 году Илшат баллотировался в депутаты Казанского городского совета, а Айрат уже — в Госсовет РТ. С 2003 же года младший и вовсе заседает в Госдуме.

Даже тот факт, что Айрат Хайруллин, сосредоточившись на работе в российском парламенте, поставил новым гендиректором «Красного Востока» наемного топ-менеджера, казалось бы красноречиво указывал на то, что в бизнесе, поделенном братьями на двоих, все-таки он находится на первых ролях. Именно так рассудили сторонние наблюдатели, которых не смутило даже то, что именно Илшат Хайруллин возглавил совет директоров «КВ». Стратегия братьев стала понятной, когда спустя несколько лет и пивная империя «Красный Восток» была продана турецкой компании Efes. Причем Хайруллины опять-таки сумели извлечь для себя двойную выгоду. Помимо полученных за предприятие в январе 2006 года $390 млн, Хайруллины сохранили за собой практически всю огромную инфраструктуру, обслуживающую гигант.

В составленном журналом «Финанс» за прошлый год списке миллиардеров братья стоят рядом, буквально через строчку. Состояние каждого оценивается в $0,41 млрд (или 12,5 млрд рублей).

При этом бразды правления собственным предприятием братьев Хайруллиных, компанией «Эдельвейс», с 1996 года находились в руках Илшата. И именно в руках старшего брата сосредоточены и по сей день все нити управления огромной бизнес-империей Хайруллиных. Он является генеральным директором ЗАО «Эдельвейс Корпорейшн», председателем советов директоров ОАО «Эдельвейс групп», агрохолдинга «Красный Восток» и «Энергобанка» (собственного банка Хайруллиных, которым братья владеют также на двоих). Кроме того, существует менталитет татарских семей, в которых слово и одобрение старшего по возрасту (а разница в пять лет у Айрата и Илшата хоть и сгладилась с годами, но никуда не делась) всегда дорогого стоило.

Коллеги Илшата Хайруллина свидетельствуют, что посты, которые он занимает ныне, вовсе не номинальные должности, — бизнесом управляет именно старший брат. Который, несмотря на то, что второй срок подряд избирается депутатом Госсовета РТ, остается человеком на удивление непубличным.

В 2010 году Илшат Хайруллин затеял реорганизацию созданного в 2007 году ОАО «Эдельвейс Групп». Ряд входящих в эту компанию предприятий перешел под крыло ЗАО «Эдельвейс корпорейшн». Чистые активы ОАО «Эдельвейс Групп» до реорганизации оценивались в 8,3 млрд руб., а после — в 3,3 млрд руб.

 

Илшат Хайруллин

Генеральный директор ЗАО «Эдельвейс Корпорейшн», председатель советов директоров ОАО «Эдельвейс групп», агрохолдинга «Красный Восток» и ОАО «Энергобанк», депутат Госсовета РТ.

Родился
19 августа 1965 года.

Образование:
Казанский сельскохозяйственный институт, специальность «экономист-организатор».

Карьера:
С 1996 года — генеральный директор ТОО «Эдельвейс».
В 2004–2006 гг. — председатель совета директоров ОАО «Пивоваренное объединение «Красный Восток Солодовпиво».
В 2006–2007 гг. — председатель совета директоров ОАО «Хайринг Групп».
С 2007 года — председатель совета директоров ОАО «Эдельвейс Групп».
С 2011 года — генеральный директор ЗАО «Эдельвейс Корпорейшн».