Большая часть сетей введена в эксплуатацию более 50 лет назад и требует прочистки.
Проблему низкой пропускной способности ливневой канализации обсудили сегодня в мэрии Казани. Более 350 км сетей ливневой канализации были приняты в муниципальную собственность в 2011 году. В ходе их эксплуатации выявлено еще около 30 км бесхозных сетей, которые сейчас обследуются, наносятся на городские карты и принимаются на баланс.
- Из-за длительного отсутствия эксплуатации имеется значительная заиленность сетей, местами до 70-80%, – сообщил председатель комитета внешнего благоустройства Игорь Куляжев. – По этой причине их пропускная способность сильно занижена, что особенно сказывается в период ливневых дождей.
По данным Куляжева, с 2011 года за счет средств муниципального бюджета удалось прочистить 80 км наиболее проблемных участков, это около 20% от общей протяженности. По его словам, ряд вопросов с затоплением дорог и территорий был решен, но потребность в их прочистке остается значительной. Большая часть сетей введена в эксплуатацию более 50 лет назад.
За это время площадь водосбора увеличилась вдвое за счет строительства и расширения улиц, жилой застройки, объектов социально-бытового назначения. И диаметры существующих коллекторов не справляются с возросшим потоком воды. Требуется разработка программы по строительству новых и реконструкции существующих коллекторов, заявил Куляжев. На некоторых участках сетей имеются провалы, требующие капитального ремонта и восстановления работоспособности - по городу насчитывается 8 таких участков.
Помимо приведения в порядок сетей, сбрасываемым водам необходима очистка: на выпусках канализации необходимо построить 22 очистных сооружения. В этом году проведены конкурсные торги на их строительство в 3 местах сброса воды – в оз.Нижний Кабан на ул.Хади Такташ, в Казанку на ул.Торфяная, в реку Нокса на Мамадышском тракте. Завершить строительство планируется в 4 квартале 2014 года.
Видео: оф. сайт мэра Казани/metshin.ru
Проблему пытаются решить также за счет введения платы на пользование городскими ливневками для собственников частных земельных участков. Такая практика широко распространена в Европе, в Москве и ряде российских городов, сообщает портал мэрии.
С июля сети ливневой канализации переданы в ведение специализированной эксплуатирующей организации – МУП «Городское благоустройство». Организация заключила договора с 20 частными компаниями, которые имеют на своей территории сети водосбора и подключенными к городской ливневой канализации – Казанская теплосетевая компания, Завод ЖБИ-3, «Метро Кэш энд Кэрри», «Татспиртпром» и др. Рассчитан экономически обоснованный тариф на пропуск поверхностных вод с территорий, он составляет 2,08 руб. за 1 куб. м. Для сравнения в Москве - 8,37 руб., в Саратове – 4 руб.
- Мы большую работу провели по бесхозным сетям, начали заключать договоры на обслуживание ливневой канализации. Это никакой не налог на дождь, а нормальная практика, которая присутствует во многих городах. Проблемы ливневок надо решать системно, – отметил Ильсур Метшин.
Однако проблемы с ливневками появляются также из-за ошибок в проектировании новых дорог. В частности, на участке дороги на Танковом кольце.
- Это новая дорога после капитального ремонта. Это не недоделка строителей, это явно ошибка в проектировании. На такую огромную площадку запланировать всего 5 ливнеприемников, – возмутился мэр, и заявил, что проектный институт должен нести ответственность за некачественную работу.
По данным Куляжева, всего в городе 10-15 таких участков дорог: в районе путепровода на ул.Тихомирнова, несколько участков на пр. Победы, на ул. Пушкина.
- Ливневки – это наше слабое место, – признался Ильсур Метшин. – К сожалению, нет ни одного города, который мог бы похвастаться тем, что у них ливневая канализация работает идеально: этим летом машины «плавали» даже в Москве, где никаких проблем с нехваткой бюджетных средств нет.