Меню

Интеграция ВТБ24 и ТКБ изменит банковский ландшафт Татарстана

24 октября в Казани управляющие региональными подразделениями ВТБ24 Дамир Габдулхаков и ТрансКредитБанка Гульнара Фасхутдинова рассказали, как проходит интеграция банков в Татарстане.

По мнению аналитиков обеих компаний, сети офисов ТКБ и ВТБ24 выгодно дополнят друг друга: ТКБ традиционно ориентировался на своего генерального партнера – РЖД, ВТБ24 изначально создавался как специализированный розничный банк. ТКБ имеет точки продаж почти в 100 городах и населенных пунктах, где не присутствует ни ВТБ, ни ВТБ24. В свою очередь, более чем в 107 городах присутствует ВТБ24, и нет офисов ТКБ.

В Приволжском федеральном округе региональная сеть ВТБ24 насчитывает 130 отделений. Первые итоги слияния ВТБ24 и ТКБ уже подводят соседние с РТ регионы. Так, в Башкортостане, по словам управляющего РОО «Уфимский» ВТБ24 Рустама Зубаирова, интеграция стартовала довольно успешно и дает хорошую перспективу.  По разным оценкам башкирских аналитиков, грядущее объединение обеспечит новой структуре прирост не менее 20% клиентской базы: клиентами интегрированного банка в республике, говорят специалисты, могут стать еще около 30 тысяч человек.

А вот их татарстанские коллеги до сих пор осторожны в оценках изменений на местном рынке. Конкретных цифр они до времени стараются не называть, мотивируя это тем, что в Татарстане процессы слияния таких крупных структур случаются не так часто. Глава татарстанского филиала инвестиционной компании Concern General Invest Максим Петров привел следующий пример: «Еще два года назад заговорили об объединении крупнейших банков республики - "Ак Барс" и "Татфондбанк". Но до сих пор эта история остается на уровне финансовых слухов». Напомним, поводом для обсуждения такой возможности в 2010 г. стал приход к управлению обоими банками известного банкира Роберта Мусина. Г-н Мусин даже называл тогда приблизительную дату – «после 2013 г.», но никаких видимых подвижек до сих пор не происходит. Максим Петров считает, что и в случае слияния ВТБ24 и ТКБ какие-либо конкретные выводы можно будет сделать только после официального завершения интеграции. А это, по словам управляющего региональным подразделением ВТБ24 Дамира Габдулхакова, случится через год: по плану интеграции, юридическое присоединение ТрансКредитБанка к ВТБ24 произойдет в IV квартале 2013 года.

В свою очередь, московские финансисты считают, что прямых аналогий в этих двух историях нет. Своим мнением с «ДК» поделился председатель правления Банка «ФИНАМ» Роман Базылев. «Полагаю, что объединение ВТБ и ТрансКредитБанка завершится существенно быстрее, чем вопрос объединения Ак Барса и Татфондбанка, - сообщил он корреспонденту «ДК» -  Республика Татарстан является главным акционером банка «Ак Барс» и владеет более 20% в Татфондбанке. ВТБ довел свою долю в капитале ТрансКредитБанка почти до 100%, выкупив пакет акций в размере 21,8% у РЖД. Поэтому для осуществления объединения у ВТБ остались лишь технические действия, необходимые для реализации планов. А правительству РТ еще необходимо договориться с акционерами».

Возвращаясь к вопросу прироста клиентской базы, специалисты обращают внимание на следующее: его динамика при объединении двух крупных банков, входящих в тридцатку крупнейших в РФ, будет зависеть, прежде всего, от макроэкономических факторов. Роман Базылев привел в пример перепады прироста депозитов физлиц: «В период стимулирования инвестиций, когда денежное предложение рынку росло активно, прирост депозитов физлиц также был сравнительно активен: в 2009 г. – 26%, в 2010  - 31%. Но по мере плавного ужесточения денежной политики ЦБ определенное ограничение в денежной ликвидности в итоге затронуло и потребительский частный сегмент. Прирост депозитов сократился до 20% в 2011 г. и до 8% с января по сентябрь в 2012 г.»

В случае же с объединением ВТБ24 и ТКБ нужно учитывать еще и местные нюансы присутствия этих игроков на рынке. Так, определенную поправку можно сделать на то, что для Татарстана ТКБ является небольшим банком (объем привлеченных средств на счета физических лиц - 0,2 млрд руб.). По словам Романа Базылева, доля вкладов в мелких и средних банках за счет сравнительно более высоких ставок в последние годы постепенно растет. А вот доля крупнейших 30 банков на рынке депозитов сокращается: до  74,8% на 1 сентября этого года против 75,4% на тот же период  2011 г. «Так что, непосредственно за счет объединения ТКБ и ВТБ, произойдет даже определенное, но очень небольшое (в пределах 0,002 млрд рублей) сокращение депозитной базы физлиц» - считает Базылев. Оттока прежних клиентов из объединенной структуры, разумеется, не будет («Клиенты банков вообще люди консервативные, свои вклады забирать не будут, тем более если все условия по прежним договорам у них сохранятся» - замечает аналитик), но вот какая-то часть потенциальных вкладчиков предпочтет новой укрупненной структуре небольшие банки.

Дамир Габдулхаков и Гульнара Фасхутдинова, в свою очередь, конкретизировали условия для своих клиентов: кредитные платежи от заемщиков будут приниматься в привычных им офисах, все проценты и бонусы по ранее открытым вкладам владельцы получат по условиям,  оговоренным в договорах. Явные изменения коснутся только банковских карт, да и то – чисто внешне: по истечении срока их действия держатели получат карты уже в едином обновленном дизайне под логотипом ВТБ24. Если говорить о практической выгоде для клиентов объединенного банка, из тех, что почувствуются сразу - меньше придется искать ближайший банкомат, шире будут использоваться дистанционные способы банковского обслуживания по он-лайн технологиям.

Эксперт «ДК» Роман Базылев считает, что основная сложность в объединении состоит в налаживании электронного документооброта и других технологических «цепочек». Впрочем, уверен эксперт, такие нюансы вполне допустимы и не являются непреодолимыми. Он считает, что поводов для беспокойства у клиентов обеих структур быть не должно.

Сторонние наблюдатели оценивают потенциальную прибыль объединенного банка на 2013-2015 гг. в 200 млрд. руб., что позволит рассчитывать на рост его капитализации в обозримой перспективе в 2-3 раза. По мнению Романа Базылева, надо говорить не только о приобретении банком ВТБ ТКБ, но и о приобретении им Банка Москвы - это одна стратегия, направленная на снижение издержек, расширение рынков сбыта услуг. «Примерно такую же стратегию исповедует и Сбербанк, но он позиционирует себя как международный игрок на европейском рынке и в регионах, - пояснил председатель правления Банка «ФИНАМ». - Приобретения ВТБ двух указанных банков позволяют сократить издержки за счёт объединения операционных систем банков приблизительно на 5% или более».

Управляющий региональным подразделениями ВТБ24 Дамир Габдулхаков прогнозирует, что после завершения покупки ТрансКредитБанка к концу 2013 г., банк останется по-прежнему в тройке лидеров в республике – на третьем месте по объему кредитного портфеля после Сбербанка и «Ак барс банка».