Меню

Избежать дорожного коллапса

Прежде только на содержание дорожной инфраструктуры Казань тратила по 300-400 млн руб. в год. С получением права на проведение Универсиады дорожные запросы города возросли. Был пересмотрен план с

Состоянием казанских дорог сегодня озабочены не только муниципальные и республиканские власти, но и федеральные. Универсиада обязывает. Однако объем государственных инвестиций в реконструкцию и строительство дорог на нынешний момент все же сильно отличается от намеченного ранее. За последние два года плановый бюджет дорожной инфраструктуры сократился более чем в 2 раза.

Прежде только на содержание дорожной инфраструктуры Казань тратила по 300-400 млн руб. в год. С получением права на проведение Универсиады дорожные запросы города возросли. Был пересмотрен план строительства дорог в Казани, намечено возведение новых транспортных развязок. Муниципальные власти, воодушевившись значимостью грядущего мероприятия, спланировали дорогостоящие работы. Но прошлым летом докризисная программа развития улично-дорожной сети (УДС) Казани до 2013 г. была кардинально изменена. Согласно первой редакции, Казань планировала получить из федерального, республиканского и муниципального бюджетов более 90 млрд руб. только на дорожный комплекс. На развитие всего транспортного комплекса, по оценкам экспертов, на тот момент требовалось порядка 288 млрд руб.
С наступлением кризиса и сокращением доходов бюжетов планы пришлось пересмотреть. Осенью 2009 г., по данным чиновников из Министерства транспорта и дорожного хозяйства, речь шла уже о трех возможных суммах, выделяемых на дороги: 63, 43 и 20 млрд руб.

Уложились в 38 млрд руб.
Казань на данный момент на дорожные работы получила 10 млрд руб. только из федерального бюджета. В феврале текущего года муниципалитет сформировал заявку на 38,2 млрд руб. для развития дорожной инфраструктуры Казани. А заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Азат Галиахметов предложил создать отдельную федеральную программу, которая обеспечивает реализацию универсиадских мероприятий, связанных с улично-дорожной сетью. Но его предложение пока не поддержано.
В марте на оргкомитете Универсиады-2013 зампредседателя Правительства РФ Игорь Шувалов одобрил план на 38 млрд руб. Этих денег, по словам начальника Управления автомобильных дорог Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ Ильдара Ситдикова, хватит на строительство и реконструкцию четырех основных для Универсиады транспортных направлений: 1. Зона проживания с Деревней универсиады, теннисным центром, центром гимнастики, волейбола, гребных видов спорта и хоккея на траве. 2. Центральная зона, включающая Баскет-холл, Центральный стадион, Дворец спорта. 3. Прибрежная зона Казанки с главным футбольным стадионом, ТАТНЕФТЬ АРЕНОЙ, Дворцом единоборств, Дворцом водных видов спорта, спортивными комплексами КГТУ им. А.Н. Туполева. 4. Зона «Заречье» со стадионами «Рубин», «Тасма».
Чиновники не уверены, что выделяемых средств будет достаточно. «Я не могу гарантировать, что наши финансовые потребности для этого строительства будут удовлетворены на 100%. И, если объемы финансирования не будут соответствовать заявленным, необходимо будет выбрать приоритеты», — спрогнозировал Ильдар Ситдиков.
Однако руководство Миндортранс РТ считает, что в 92 млрд руб. отказано справедливо.
«Казань не смогла бы освоить все 92 млрд до 2013 г., времени совсем не остается», — отметил Павел Чернов, первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ.
Он напомнил, что санкт-петербургский НИИ территориального планирования по заказу казанской мэрии уже создал Программу развития УДС и разработал схему управления транспортными потоками на периоды до и во время проведения Универсиады-2013. Эта программа подобна той, что работает в Сочи, и уже сегодня моделирует транспортные потоки таким образом, как будто игры уже стартовали. В Казани она пока не работает.
Тем не менее урезание «дорожного» бюджета автоматически вычеркивает ряд объектов из списка строящихся. Вместо 200 км новых дорог в Казани появится только 65 км, вместо 30 развязок — 15. Первые кандидаты «навылет»: девятикилометровый участок Мамадышского тракта от моста через речку Ноксу до сданной в октябре двухуровневой развязки на федеральной трассе М7. Экономия принесет более 1 млрд руб. Однако из-за того, что не реконструирована дорога, остается незадействованным пропускной потенциал новой развязки на М7.
Также к Универсиаде не будет построен запланированный ранее мостовой переход через Средний Кабан с продолжением дороги до Речного порта.
Тысячелетние улицы — узкие дороги
Специалисты мэрии отмечают, что строить новые широкие дороги и развязки в Казани надо было даже и без Универсиады. За весь прошлый век в Казани было зарегистрировано порядка 100 тыс. автомобилей. И еще 100 тыс. город приобрел за 2006-2008 гг. На сегодняшний день в городе зарегистрировано уже порядка 260 тыс. автомобилей, но с учетом транзита по Казани ежедневно передвигаются все 300 тыс. машин. К 2013 г. количество авто, зарегистрированных в Казани, по прогнозам муниципальных властей, вырастет в 1,5 раза.
А загруженность казанских дорог уже достигла 80% — на пределе возможностей. Более чем на половине всех магистралей города средняя скорость потока составляет 10-20 км/ч.
Строители Казани не учли такого автомобильного ажиотажа, и отсюда целый букет современных дорожных проблем — городу нужны совсем другие дороги. Так, в Казани отсутствуют магистрали с непрерывным движением и кольцевые маршруты. Это одна из основных проблем, отмеченная на майском градостроительном совете городскими властями и питерскими партнерами, разрабатывающими для Казани план развития улично-дорожной сети. Решить эту проблему сможет строительство Большого и Малого кольца, задуманных как магистраль с сетью многоуровневых развязок и пешеходных переходов.
Другая важная для города проблема — отсутствие дорог-дублеров. Сейчас началось строительство лишь одной — по улице Тихомирова, дублирующей ул. Павлюхина.
Эксперты выделяют еще несколько нерадостных особенностей столицы Татарстана: например, в городе мало радиальных дорог, тех, что соединяют магистрали. Мало мостов, и пример мировых столиц, разделенных реками, это доказывает. В Париже и Лондоне мостами так же, как и в Казани, соединяются разные концы города, но мостов много. Расстояние между ними не превышает 500 м, в то время как в Казани самое короткое расстояние между Кировской и Ленинской дамбами — 1,5 км.
Завершить комплекс дорожных недостатков можно плохим качеством дорожного покрытия на большинстве участков, нуждающихся в ремонте. Специалисты мэрии Казани аргументируют нынешнее состояние дорог тем, что ремонтировать их столица начала только накануне праздника тысячелетия и в Казани существует «недоремонт». «В ремонте сегодня нуждаются более 6 млн кв. м дорог из 30 млн кв. м общей площади дорог города. Кроме того, в ремонте нуждается 5 млн кв. м — поселковых дорог. И в этот объем еще не вошли дворовые дороги», — рассказали в пресс-службе мэрии г. Казани. Но на это нужны уже дополнительные средства.
Дороги в долг
Муниципальные власти продолжают искать возможности для выполнения всех намеченных планов. В мае город занял у республики еще 3,5 млрд руб. на строительство дорог. По словам замминистра транспорта РФ Олега Белозерова, заем выдан под ? ставки Центробанка. Выделенные средства уже распределены по объектам: 3 млрд руб. направлено на ремонт крупных дорог: Большое казанское кольцо, развязка Амирхана-Ямашева, Мамадышский тракт.
Еще 500 млн руб. достались Казани по инициативе Президента РТ Рустама Минниханова и направлены на ремонт 300 тыс. кв. м районных, дворовых и внутриквартальных дорог, ремонт которых в этом году не предполагался. Выделенная Президентом сумма, по словам мэра Казани Ильсура Метшина, практически равна собранному в Казани в 2009 г. транспортному налогу (порядка 470 млн руб.).
Продолжаются обсуждения о выделении дополнительных средств и с федеральными властями. Во время своего майского визита в Казань премьер-министр РФ Владимир Путин обсудил с республиканскими и муниципальными властями возможность дополнительного финансирования ремонта казанских дорог. Но глава Правительства РФ поставил условие: чтобы было татарстанское софинансирование. Слово за республикой.